Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Программное содержание:
- сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;
- дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;
- сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;
- расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;
- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
- обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;
- воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;
- развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;
- развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zanyatie_2012.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
(для старшей группы детского сада)
Программное содержание:
- сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;
- дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;
- сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;
- расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;
- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
- обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;
- воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;
- развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;
- развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.
Последующая работа: Рисование лекарственных растений.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.
Воспитатель: Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным животным? Дети рассуждают.
Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?
Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?
Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя.
Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?
Дети: Нет.
Звучит красивая музыка.
Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель берет конверт с заданием.
Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.
Воспитатель: А что отличает живую природу от неживой. Что могут делать только живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются и умирают).
Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами - это природа? Мы сможет прожить без творений природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и мы можем называть нашу природу - Матушкой.
За правильные ответы мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.
Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске?
Дети: Растения.
Воспитатель: А какое самое главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?
Дети: Питаться солнечным светом и делать для нас кислород.
Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород. Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.
Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.
Воспитатель: А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Как называются растения, расположенные на доске в верхнем ряду?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Что их всех объединяет? Давайте назовем части дерева.
Дети: Корни, ствол, ветви, листья, плоды.
Воспитатель: Деревья с листочками называются…
Дети: Лиственные.
Воспитатель: А деревья, у которых вместо листочков есть иголки, называются…
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Что вы видите во втором ряду?
Дети: Кустарники.
Воспитатель: В чем их главное отличие от деревьев?
Дети: У дерева один крупный ствол, а у кустарников несколько тонких. Деревья обычно высокие, а кустарники низкие.
Воспитатель: А как можно назвать растения из нижнего ряда?
Дети: Травы.
Воспитатель: Какие части есть у травянистого растения?
Дети: Корни, стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей? Показ опорных картинок. Ответы детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему?
Дети: Нет, не сможет.
Воспитатель: Растению важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.
Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?
Дети: Нет. В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.
Воспитатель: Как называются такие растения?
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: Послушайте стихотворения про них.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.
Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас отправиться в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения.
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Теперь другое задание Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля. Воспитатель показывает иллюстрацию.
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке. Давайте встанем в кружок и все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать. Пальчиковая гимнастика.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки,
Мы колечки соберем, золотистые сорвем,
Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.
Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Почему оно так называется?
Дети: Подорожник растёт около дорог.
Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей. Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?
Дети: Он заживляет раны.
Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”. Это про него загадка:
Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.
А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.
Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?
Дети: Крапива.
Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.
Про нее эти строчки:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.
А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.
А вот посмотрите, уж это растение знают все.
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят. Дыхательная гимнастика.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе. Посмотрите на это растение. Как оно называется?
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка - похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.
Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?
Дети: Зверобой.
Воспитатель: Правильно, а почему он так называется?
Дети: Если его съест животное, оно может отравиться.
Воспитатель: Зверобой - средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивает боль.
А вы узнали следующее растение?
Дети: Иван-чай.
Воспитатель: А почему он носит такое название?
Воспитатель: Иван – имя, которое очень часто встречается на Руси. С ним заваривают вкусный и полезный чай.
Воспитатель: Второе его название - кипрей. Чай успокаивает, снимает головные боли, улучшает сон. Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья используют на салат.
Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто знает этот кустарник?
Дети: Малина.
Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду. А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами? Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в эти деревья и потянем свои веточки к солнцу. Физкультминутка.
Наступило утро, солнышко проснулось,
Спящие березки ветром всколыхнуло,
Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны,
Солнцу ветки протянули, радуясь дню новому.
Воспитатель: Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.
Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение»)
Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.
Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Ответы детей.
Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
планирование работы на неделю...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
Планирование работы на неделю...
Сценарий совместного досуга для детей коррекционной группы и их родителей на тему "Путешествие за лекарственными растениями", в рамках проекта "Лекарственные растения"
Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...
Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"
Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...