"Что мы родиной зовем"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аржевикина Татьяна Ивановна

В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России -березой, а также изложена историческая справка об использовании березы как дерева и сырья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение «Детский сад №14»

 г Красноармейск Саратовской области

«Что мы родиной зовем».  

Воспитатель

Татьяна Ивановна

 Аржевикина

Красноармейск

2013

Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой.  Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый,  туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.

       

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

- У каждого жителя земли есть своя Родина.   Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина?  (Ответы).

- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России?  (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек.

А знаете ли вы что у каждого человека есть своя малая родина. Место - где он родился. 
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт:
Отчий дом, в саду смородина.
Старый тополь у ворот.
Наш город Красноармейск для многих из нас и есть малая родина. По велению судьбы в наш город приехали люди разных национальностей. В городе Красноармейске живут азербайджанцы, украинцы, казахи, молдаване и другие народы. Все люди нашего города хотят жить в мире и согласии. Каждому человеку дорог свой родной край, своя природа. Образом России является дерево, а какое вы узнаете,  если отгадаете загадку.

По всем странам славится 
Стройная красавица: 
Белые одежки, золото – сережки, 
С расплетенною косой, 
Умывается росой.

-(ответы детей)

Начиная с 14 апреля , люди собирали берёзовый сок  и поили им  больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:

С одного дерева, да четыре угодья:

Первое - от темной ночи свет.

Второе – некопаный колодец.

Третье - старому здоровье.

Четвертое - разбитому связь.

В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки  пряли в долгие зимние вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным, ушло в прошлое. Дети, мы  с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные  дни.  Лучину вставляли в светец,  под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе. Посмотрите, как это было (зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой).

       

А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают, причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его  и сейчас пьют,  чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком (дети и гости угощаются  чаем или приготовленным соком).

А это что? (показываю  на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником (тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится  - разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков - легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов - соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.

Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится.

В народе говорят, что береза – символ России.
Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. По – своему красива берёзка в разное время года. 

Ты до того, березонька, красива,
И в жаркий полдень,
И в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

 И одно из них то, что хороша она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью (показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда)

А весной береза похожа на девицу,  с молодыми нежными листьями, висячими сережками. очень много есть песен, в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки , которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.

Ельня, Ельня берёзонька,

Ельня, Ельня кудревата,

Кудревата, беловата.

Похотел пан жениться,

На душе красной девице,

На берёзовой сестрице…

Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай - завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе.

Одну берёзку срубали, приносили домой, наряжали в лучшую одежду, украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой», « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.

Встанем в хоровод вокруг берёзки:

Встанем в хоровод вокруг берёзки.

Берёзонька весёленька,

Кудрявенькая, зелененькая,

Кудрявенькая, зелененькая,

Завивайся-ка да во весь год.

Нам весёлым быть да весь год!

Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова, хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться, не обижаться, не ссорится.

( хором, стоя в парах, дети произносят слова).

Ай, кумушки- голубушки

Подруженьки мои

Кумитеся, любитеся,

Любите меня,

Пойдите во зеленый сад,

Возьмите меня,

Завьем венки на все деньки,

На все праздники!

Много стихов, песен сложено о берёзке. Давайте споем куплет песни « Во поле берёза стояла». 

А хорошо ли это заломать берёзку? (Ответы детей) А больно ли берёзке? (ответы). Давайте поиграем в игру «Больно ли пальчику?».
-Вам больно? Вот так же больно и берёзке.
А могут ли берёзки плакать?

– Ребята, послушайте экологическую сказку “Плач березы”.
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. 
Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.
По лесу шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Он увидел одинокую березу. Он присел под березу, прислонился к стволу и уснул в ее тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы вырезал свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, а через некоторое время пожелтела и осыпалась листва, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами сияло на нем.

– Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?  Как надо относиться к окружающей нас природе? (ответы детей)

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица — с небом, как травы— с лугом,
Как ветер — с морем, поля— с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!.
Давайте будем к тому стремиться, 
чтоб нас любили  и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Похожей нету: 
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?

Берёза пусть будет ни одна. Давайте подружимся с берёзкой и подарим ей хоровод  «Ай да березка!»
Живи, Земля!
И вы поймите, люди.
Другой Земли. Другой Земли не будет.
Поэтому берегите природу, охраняйте, никого не обижайте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект "Все, что Родиной зовем"

Межгрупповой информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников, направленный на приобщение детей к истокам истории и культуры России...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Что мы Родиной зовем?"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим«Что мы Родиной зовем?» Проектировочный компонент Цель: познакомить детей с историей возникновения де...

Что мы Родиной зовем?

Когспект занятия в подготовительной группе детского сада...

методическая разработка - проект "Все, что Родиной зовем"

презентация межгруппового проекта, направленного на развитие связной речи дошкольников....

"Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:   «Что мы Родиной зовем?» Цели:1.     Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.2.     Закрепить знания о символи...

НОД "Что мы Родиной зовем?"

Данное занятие   познакомит детей  с понятием «неофициальные символы России», способствует  развитию творческих способности детей, ...

Презентация "Что мы Родиной зовем"

Воспитание толерантности, прививать любовь к Родине....