Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Что мы Родиной зовем?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
«Что мы Родиной зовем?»
Проектировочный компонент
Цель: познакомить детей с историей возникновения деревни Таширово, дать представление о флаге и гербе поселения.
Задачи:- вызвать интерес к истории возникновения родной деревни Таширово;
-познакомить детей с официальными символами родного поселения;
-воспитывать чувство привязанности к своей родине, восхищаться его красотой посредством художественного слова и народной мудрости пословиц и поговорок.
Материалы к занятию: флаг и герб деревни Таширово, видеопрезентация «Моя малая Родина-деревня Таширово», карты России и Московской области.
Предварительная работа: экскурсия по родной деревне, организация выставки детских рисунков в группе «На улицах родного края», «Наше село вечером», беседа «Дома на улицах нашей деревне», разучивание стихотворений о Родине.
Организационный компонент
Дети сидят полукругом в группе, перед ними карта Московской области и фотографии(иллюстрации) с видами деревни.
Воспитатель: -Дети, сегодня мы будем говорить о нашей Родине, красоте ее природы и ее истории.
-Ребята, в какой стране мы живем?(ответы детей)
-Как называют всех людей живущих в России?(ответы детей)
-Кто может показать границы нашей родины на карте?(дети показывают Россию на карте)
-Как называется столица нашей Родины? Покажите ее на карте.(дети отвечают)
Да, вы все правильно ответили. Мы живем в самой большой стране-России, где столицей является Москва. Народов, живущих в России, много, но всех нас объединяет русский язык.
-Ребята, а с чего начинается Родина для вас?(дети размышляют и отвечают).
А сейчас послушаем, как о Родине говорят наши поэты. (дети читают стихи о Родине)
Лучше нет родного края!
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края! (П. Воронько)
Родная земля!
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом! (Г. Ладонщиков)
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя! (В. Орлов)
Родина
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)
-Во все времена наш народ защищал свою Родину, когда на нее нападали враги. Главным долгом каждого жителя нашего государства является уважать и почитать свою Родину. С древних лет так повелось, что старшее поколение учит молодое быть настоящими гражданами нашей страны. С давних времен люди придумывали пословицы и поговорки о Родине. В них и заключается весь смысл любви к нашей большой России.
Вот, например: «У народа один дом – Родина» или «Береги Родину, как зеницу ока».
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?(дети дают свои ответы)
-А какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Ответы детей)
Родной край – сердцу рай.
Главное в жизни – служить отчизне.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родину-мать учись защищать.
- Герой – за Родину горой.
- С родной земли умри, но не сходи.
- Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Первое в жизни - честно служить Отчизне.
Человек без Родины, что земля без семени.
-Все ваши ответы верны. Я думаю, вы будете всегда помнить о своей Родине и станете для нее настоящими защитниками.
А теперь нам пора отдохнуть! Приглашаю всех детей отправиться за грибами в Ташировский лес!
Проводится физкультминутка
« Дети утром рано встали»
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
После физкультминутки дети садятся на места. Воспитатель продолжает беседу.
-Родина для человека начинается там, где он родился и живет. Это место называют «малой Родиной».
Давайте посмотрим, как выглядит наша малая Родина в разные времена года.
Демонстрируется фотопрезентация «Моя малая Родина-деревня Таширово»
-Ответьте, пожалуйста, как называется деревня, где мы с вами живем и ходим в детский сад?(ответы детей). Что интересного и запоминающегося есть в нашем поселении?(дети отвечают).
(В нашей деревне есть несколько улиц: Центральная, Заречная,Раздольная. По территории нашей деревни протекает река Нара. У нас есть церковь Покрова Пресвятой Богородицы.В нашем селе есть детский сад, клуб, библиотека, почтовое отделение и амбулатория. Здесь располагается совхоз «Таширово». В нашей деревне очень красивая природа и чистый воздух).
-Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей малой родине-о деревне Таширово. Наша деревня имеет богатую и древнюю историю происхождения.
Заселение территории, где сегодня располагается сельское поселение, началось несколько тысячелетий назад. По археологическим данным регион заселяли древние славянские племена — вятичи. Расположение памятников археологии свидетельствует о распространении здесь «прирусловой» системы расселения. Основным занятием жителей было сельское хозяйство. Древние земли нашей деревни, как и все земли Древнего Русского государства часто подвергались нападениям и разорялись врагами. Но шло время, племена объединялись, образовалось Московское государство, куда стало входить и наше село Таширово. Активно стало развиваться сельское хозяйство. Село поставляло в столицу лук, орехи и конопляное масло.
В 17 веке на территории Таширова возводится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в нашей деревне была выстроенная на средства князя А.Н.Голицьна в 1799-1820 годах .Она была разрушена в середине XX века. Сейчас эта церковь восстановлена на средства пожертвований прихожан и спонсоров.
Дома в деревне той поры обычно вытягивались двумя рядами вдоль дороги. Дороги были узкими.
Позднее, когда в Наре организовали бумагопрядильную фабрику, Таширово стало обеспечивать эту фабрику рабочими.
В годы Великой Отечественной войны (в 1941 г.) по территории сельского поселения Ташировское проходила линия обороны Москвы. На территории нашей деревни есть братская могила-мемориал в честь павших в годы ВОв.
В послевоенные годы на территории сельского поселения восстанавливались и развивались сельскохозяйственные предприятия. Часть населения работала на Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике. Большую часть территории деревни Таширово занимают земли сельхозназначения и леса.
Деревня Таширово является административным центром сельского поселения Ташировское.
Это краткая история нашей деревни.
-Ребята, вспомните, что помогает объединить людей, живущих на одной территории?(ответы детей).
-Да, вы правы, флаг и герб объединяют нас. Мы знакомились с флагом и гербом России. Сегодня нам предстоит познакомиться с официальными символами нашего поселения.
Детям демонстрируются флаг и герб поселения Ташировское.
ГЕРБ
Геральдическое описание герба сельского поселения Ташировское:«В поле, скошенном червленью и зеленью серебряный меч в перевязь и поверх него - наклоненный сообразно мечу золотой венок: справа - хлебный, слева - лавровый»
ФЛАГ
Описание флага сельского поселения Ташировское:
«Флаг сельского поселения Ташировское представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, разделенное по диагонали от верха древка к низу свободного края на равные красную и зеленую части и несущее вдоль линии деления белый меч и желтый венок из герба поселения».
Воспитатель задает детям вопросы после рассматривания герба и флага:
-Ребята, какие символы присутствуют на гербе и флаге?
-Что могут означать колоски в венке, а что лавровые ветки?
-Вспомните, что символизируют цвета на этих символах?
-Символом чего может выступать серебряный меч? Почему?
Дети высказывают свои умозаключения.
Воспитатель в конце делает заключение по всем вопросам.
-На гербе поселения ратный подвиг символически отражен в виде поднятого острием вверх меча и венка славы покрывающего этот меч.
Венок не только дань уважения павшим (о чем символизирует лавровая часть венка), но и дань уважения труженикам сел и деревень за их нелегкий крестьянский труд (часть венка из пшеничных колосьев).
Красота этих мест, где расположено много санаторных и оздоровительных учреждений отражена на гербе красным цветом, а сельскохозяйственная направленность производства поселения – зеленым.
Красный цвет – символ мужества, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника
Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.
Серебро – символ чистоты, ясности, открытости.
Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства.
Воспитатель подводит итог занятия:
-Вот как много интересного вы сегодня узнали о своей Родине. Что больше всего вам запомнилось из занятия?
-Что люди называют «малой Родиной?»
-Как мы должны относится к своей Родине?
-Чем запомнился вам рассказ о деревне Таширово?
Закончить наше занятие хочется стихотворением поэта Степанова «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
Методы и приемы: беседа по теме, наблюдение, рассматривание флага и герба, показ фотопрезентации, чтение стихотворений наизусть.
Рефлексивный компонент.
- Целью данной образовательной деятельности явилось следующее: закрепить и расширить представление детей о малой родине-деревне Таширово. Для достижения этой цели мной были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены. Дети познакомились с официальной символикой поселения Ташировское. В ходе этой образовательной деятельности сложился благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера для общения воспитателя и детей. Дети познакомились с историческими корнями своей Родины, с большим удовольствием дети комментировали пословицы и поговорки о Родине. Особый интерес вызвала фотопрезентация «Моя малая Родина-деревня Таширово». Для расширения кругозора необходимо продолжать знакомить детей с селами и городами Наро-Фоминского района и Подмосковья. Я наметила организовать предметно-развивающую среду с выставкой предметов промыслов Подмосковья, а также намерена разработать цикл занятий по «Краеведению» для детей старшего дошкольного возраста. В планах организовать работу кружка «Родничок», где дети смогут реализовывать свои творческие возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим "Моя Родина - мой Казахстан""
В этом занятии ребята расширяют представление о ценности и красоте родной земли; -развивают интерес к прошлому, настоящему своей страны....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...
"Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Что мы Родиной зовем?» Цели:1. Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.2. Закрепить знания о символи...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Береза - символ нашей Родины» В средней группе
Ознакомление с окружающим,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Белокурая береза – символ Родины моей»
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе«Белокурая береза – символ Родины моей»Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.Задачи:Образов...
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром «Родина» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с социальным миром "Родина"...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим "Моя Родина".
Данный конспект содержит информацию по патриотическому воспитанию дошкольников, привитию духовно-нравственных и социальных ценностей....
Комментарии
ОТЛИЧНЫЙ КОНСПЕКТ!
ОТЛИЧНЫЙ КОНСПЕКТ!