Как мы осень узнаём
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Закреплять представление о характерных признаках осени, развивать позновательный интерес, память, речь, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ntegrirovannoe_zanyatie_poznavatelnogo_tsikla_2.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
интегрированное занятие познавательного цикла "Как мы осень узнаем" во второй младшей
Автор: Субботина Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 242 17.11.2013
закреплять представление о характерных признаках осени;
учить пользоваться словами, обозначающими признаки осени;
учить соотносить словесный образ со зрительным;
развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.
Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств.
Ход занятия:
1. организационный момент
2. Ребята, какое сейчас время года?
Игровой момент с зайчиком (игрушкой). Зайчик родился весной и ни разу еще не видел осень. Просит детей рассказать, какая она - осень. (Рассказы детей)
3.
Воспитатель читает стихотворение Ирины Токмаковой
Кончается лето Золотые, тихие
Кончается лето. Рощи и сады,
И солнце не светит Нивы урожайные,
И прячется где-то. Спелые плоды.
И дождь-первоклассник, И не видно радуги,
Робея немножко, И не слышен гром,
В косую линейку Спать ложится солнышко
Линует окошко. Раньше с каждым днём.
Обратить внимание детей на ключевые слова в стихотворении.
Мимические упражнения
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень. Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
• Какие изменения происходят в природе осенью?
Осень (Елена Эрато)
Осень - грустная пора,
Вот и дождь идёт с утра.
По стеклу дождинки
Сбегают, как слезинки,
Плачет осень, вот беда,
Стала улица пуста.
Теперь все ребятишки
Читают дома книжки.
Моросит, льет, капает, идет … (дождь). (Ребенок находит карточку с изображением дождя и дарит зайчику)
• Если на улице дождь, то погода, какая? (дождливая)
• После дождя на улице как? (сыро) Значит погода какая? (Сырая)
Слушание песни «Дождик» автор: Аркадий Островский
Исполнитель: Е. Синельникова
Беседа:
1. Ребята, о чем поется в песенке?
2. Какой в песенке описывается дождик?
3. Какая музыка: веселая или грустная?
4. Что хочется делать под эту музыку?
Ой, ребята, сейчас нас вымочит дождь. Превратите эту фигуру в тот предмет, который нас спасет от дождя.
Если ветер
К дождю прикоснётся –
Дождь гитарой
Ему отзовётся.
Если ветру
Ответит волна,
Станет музыка моря слышна.
В листьях яблони
Ветер шумит перед сном –
Колыбельная песня
Плывёт над селом.
Воет, дует, свистит, срывает … (ветер). (Карточка с изображением ветра для зайчика)
• Если на улице ветер, то погода, какая? (ветреная).
• А в ветреную погоду шуршат, шелестят, летят, кружатся, опадают …что? (листья). (Карточка с изображением жёлтых листьев для зайчика)
«Лучик» Елена Эрато
Вышло солнце из-за туч,
Словно мячик, прыгнул луч,
Побежал он по дорожкам,
Как испуганная кошка,
Закружился, заиграл,
В новый день нам ключик дал.
Солнышко осеннее за тучки убежало,
солнышко осеннее тепла дает нам мало.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
(Е.Трутнева)
• Почему осенью опадают листья? (холодно, деревья готовятся к зиме).
Листья осенью летят,
что же это? (дети хором) Листопад!
Физкультминутка
Листья солнцем наливались
Листья солнцем пропитались
Налились, отяжелели
И по ветру полетели
Зашуршали по кустам
Видно их и тут и там
Ветер золото кружит
Золотым дождём шумит
(выполняют плавные взмахи руками
плавные круговые движения
постепенное движение обеими руками снизу вверх
покачивание подтянутыми руками
потирают ладошками
показывают плавно в сторону по одной то другой рукой
дети кружатся
поднимают руки вверх и произносят звук "Ш…” )
- Давайте спросим у зайчика, что он узнал об осени?
(Воспита¬тель и дети делают обобщающий вывод)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Быстро, быстро поморгайте и закройте глаза,
Закройте правый глаз, левый,
Откройте правый глаз, левый,
Закройте оба глаза, откройте глаза;
Моргните правым глазом – закончили.
Моргните левым глазом – закончили.
Крепко, крепко зажмурьте глаза.
Откройте глазки.
Рассматривание репродукции картины
И. И. Левитан «Октябрь»
Беседа:
1. Ребята, на картине изображена природа. Значит это пейзаж.
2. какое время года изображено на картине? Докажите
3. как бы вы назвали эту картину? Почему?
4. что вам понравилось в этой картине?
В своей картине «Октябрь» он передал красоту увядания осенней природы на пороге скорой зимы. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.
Пальчиковая гимнастика
Ветер северный подул:
«С-с-с-с», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
4. Творческая деятельность детей
Приём печатания (осенними листьями)
Игра перед занятием
Подвижная игра "Чьи детки?"
Возьмите в руки опавшие листочки, мы поиграем в игру "Чьи детки".
Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся)
Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками)
Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали)
Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад! (подбрасывают листья)
Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут)
Землю устилают, землю укрывают. (Дети бегут каждый к своему
дереву и приседают).
Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает:
- Какие вы листочки? (березовые, рябиновые, осиновые). Все листочки нашли свои деревья.
Для чтения перед занятием
ОСЕННЯЯ СКАЗКА (Сергей Козлов)
С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек - не найдешь ни одного листика.
- Скоро и наша береза облетит,- сказал Медвежонок. И показал лапой на одинокую березу, стоящую посреди поляны.
- Облетит...- согласился Ежик.
- Подуют ветры,- продолжал Медвежонок,- и она вся так и затрясется, а я буду во сне слышать, как падают с нее последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она - голая!
- Голая...- согласился Ежик.
Они сидели на крылечке медвежачьего домика и смотрели на одинокую березу посреди поляны.
- Вот если бы на мне весной вырастали листья? - сказал ежик. - Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
- А какие бы ты хотел листья? - спросил Медвежонок.- Березовые или ясеневые?
- Как у клена? Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка. Ты бы мне сказал: "Маленький Лисенок, как поживает твоя мама?" А я бы сказал: "Мою маму убили охотники, а я теперь живу у Ежика. Приходи к нам в гости?" И ты бы пришел. "А где же Ежик?" - спросил бы ты. А потом, наконец, догадался, и мы бы долго-долго смеялись, до самой
весны...
- Нет,- сказал Медвежонок.- Лучше, если бы я не догадался, а спросил: "А что. Ежик пошел за водой?" - "Нет?" - сказал бы ты. "За дровами?" - "Нет?" - сказал бы ты. "Может, он пошел к Медвежонку в гости?" И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть
на крыльце.
- Но я же ведь остался бы у себя дома! - сказал Ежик.
- Ну, так что ж! - сказал Медвежонок.- Ты бы сидел у себя дома и думал: "Интересно, это Медвежонок притворяется или по настоящему не узнал меня?" А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку меда, вернулся к тебе и спросил: "А что. Ежик еще не возвращался?"" А ты бы сказал...
- А я бы сказал, что я и есть Ежик! - сказал Ежик.
- Нет,- сказал Медвежонок.- Лучше бы ты ничего такого не говорил. А сказал так...
Тут Медвежонок запнулся, потому что с березы посреди поляны вдруг сорвалось сразу три листика. Они немного покружились в воздухе, а потом мягко опустились в порыжевшую траву.
- Нет, лучше бы ты ничего такого не говорил, -повторял Медвежонок.- А мы бы просто попили с тобой чай и легли спать. И тогда бы я во сне обо всем догадался.
- А почему во сне?
- Самые лучшие мысли ко мне приходят во сне,- сказал Медвежонок.- Вон видишь: на березе осталось двенадцать листиков. Они уже никогда не упадут.
Потому что вчера ночью я во сне догадался, что сегодня утром их надо пришить к веточке.
И пришил? - спросил Ежик.
- Конечно,- сказал Медвежонок.- Той самой иголкой, которую ты мне подарил в прошлом году.
Список использованной литературы
1. Т.А. Литвинчик Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром. – Содействие, 2010
2. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - Мозаика-Синтез, 2010
3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Средняя группа
4. Тимофеева Л.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Узнаём город лучше.
Перед тем как войти в бурное море, мы ведь сначала походим босиком по тёплому песку, потрогаем ладошками ласковые волны. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга(поистине уникального...
"Всё о мире узнаём"
Консультация для воспитателей...
Презентация: "Узнаём о народных мастерах из Городца"
Презентация. Мастер-класс для воспитателей....
Тема "Узнаём друг друга лучше"
Представляю вашему вниманию методическую разработку заседания "Клуба Общения" для родителей старшей группы ДОУ. Деятельность Клуба расчитана на два года. это первое, ознакомительное заседание, к...
ННОД "Как мы Осень узнаём?"
Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств и познавательный интерес к окружающему миру....
Родительская гостиная «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»
Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ....
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 3 неделя сентября. Дары осени. (грибы)
1. Двигательная деятельность (2 раза в неделю, понедельник и среда)Общеразвивающие упражнения с большим мячом:И.п. : о.с. – мяч перед грудью; 1-руки выпрямили – «мяч от себя»; ...