Мастер - класс Игра – путешествие: «Мы идём в поход»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – путешествие:
«Мы идём в поход»
Цели: воспитание любви к природе; привлечение
внимания детей и их родителей к проблеме
охраны окружающей среды; формирование опыта
взаимодействия ребёнка с природой, формирование
экологической культуры, развитие навыка
правильно оценивать свои поступки и поступки
окружающих с точки зрения экологии.
Оборудование: схема экологической тропы, фонограммы песен, листики с буквами, рисунки лесных цветов, гербарий растений.
Вед. Лето – пора увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. Кроме этого мы должны серьёзно подумать. Что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.
1 реб. Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля –
Дом наш родной, ребята!
2 реб. Мы – не гости на планете,
И Земля – наш дом.
Будет в нём светло и чисто,
Если мы спасём:
3 реб. И прозрачные озёра,
И еловый лес,
И цветных полей узоры,
И речной простор.
4 реб. Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
5 реб. Беречь будем птиц,
Насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю
Цветами, садами,
Все: Такая планета нужна нам с вами!
Звучит песня:
Вед. По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай!
- В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители и дети.
( Звучит фонограмма « Песенка про весёлого туриста».
1 этап. Разминка.
Задание 1. «Узнаем названия команд».
Испытание: «Расчистим родник»
Вед. – Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.
(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца.
Вед. – А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочке. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!
(Команды выполняют задание)
Вед. – Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. («Рюкзак», «Компас»)
Вед. – В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки. Кто больше наберёт, та группа и будет победительницей.
Задание 2. «Нужные вещи в походе» ( Для детей и родителей)
Вед. – Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку – «1 км»).
- Я маленький да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас)
- Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нём уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)
- В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)
- Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идёшь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
- Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)
- Этот глаз – особый глаз,
Быстро глянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Задание 3. «Какая будет погода?» (Для родителей)
Вед. – Погоду в походе можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак»
- Ворон каркает к …(дождю)
- Обильная роса утром – погода днём будет…(хорошая)
- Воробьи купаются в луже или в пыли – будет…(дождь)
Вед. –Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас».
- Ласточки летают низко над землёй – к … (дождю)
- Если мошкара вьётся кругами – к… (хорошей) погоде, лезет в лицо – к…(дождю).
- Идёт дождь, и на лужах пузырьки – о чём это говорит? (Дождь будет идти долго)
Вед. – Молодцы! Думаю, что плохая погода не застанет вас в пути.
2 этап.
Вед. Когда ты входишь в лес,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Задание 4. «Лесная опушка» (Испытание для детей)
Вед. – Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много красивых цветов. Попробуйте по описанию узнать, каком цветке говорится.
- Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок –
И остался стебелёк. (Одуванчик)
- Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые ресничкиО
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашка)
- То фиолетовый,то голубой,
Он на опушке встретится с тобой.
Звонким названием он наделён,
Но никогда мы не слышали их звон. (Колокольчик).
- Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть- чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка)
(Для родителей)
- Какой цветок получил название «дикая рябинка»?
(Пижма)
- Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик)
Вед. –Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?
Задание 5. «Лечебница доктора Айболита» (для родителей)
Вед. – Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Вед. – Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
- Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь.
(Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)
- Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)
- Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)
4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная смородина и ромашка – при заболеваниях горла; морошка – при кашле и др.)
Вед. – Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Задание 6. «У медведя во бору» (для детей)
Вед. – Чтобы понять, как живёт лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.
- Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав. Подсказка: этих зверей называют санитарами леса. (Волк)
- У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка: его считают большим трусишкой. (Заяц)
- Этот зверёк умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
- Этот зверь очень ловкий и подвижный: может быстро бегать, делать быстрые прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой.
(Медведь)
Ритмическая игра: «Мы идём во лесок» (под музыку «А я по лугу»
Вед. – Мы идём во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба)
Впереди ручеёк,
Перейти – вот мосток. (На носочках)
Пробирайся осторожно –
Замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба)
Задание 7. «Лесная кухня» (Для родителей и детей)
Вед. – Вопросы команде «Компас».
1. Назовите растения, которые на лугу или в лесу можно есть без кулинарной обработки. (Щавель)
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)
Вед. – Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
- Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван- чай; листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице.)
- Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печёную картошку с румяной, хрустящей корочкой?
- Вымытые и просушенные клубни закапывают в золу.)
- В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый, сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.)
Задание 8. «Лесной компас» (Для родителей)
Вед. – Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой (раздаёт каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.
- Рисунок «Хвойные деревья». (На северной стороне веток меньше, чем на южной.)
- Рисунок «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повёрнута к северу.)
- Рисунок «Пни». (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг; а узкой – на север.)
- Рисунок «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)
Задание 9. «Как вести себя в природе?»
Вед. – В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость. Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так.
Первая ситуация.
- Вот и кострище есть. Давай разожжём здесь костёр, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идём вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костёр желательно возводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается, из-за опасности возникновения пожара.)
Вторая ситуация.
Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей.)
Вед. – Молодцы! Теперь экологические загадки для команды «Компас». Вы также оцените ситуации и определите, что в них сделано не так.
Первая ситуация.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.)
Вторая ситуация.
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было не сходя с места, набрать целую кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
- Жаль, что Томы нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.
- Ничего, мы для неё нарвём кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками.)
(Звучит песня «Не дразните собак», дети и родители подпевают.)
3 этап. Подведение итогов.
Вед. – Земля – наш общий дом, в котором мы все живём. А хзяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько карточек получила ваша команда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физкультуре "Мы идём в поход"
Занятие для детей подготовительной группы...
ФОТООТЧЁТ-МЫ ИДЁМ В ПОХОД-2014
МЕРОПРИЯТИЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ...
Мы идём в поход. Спортивное развлечение для детей 2 младшей – средней группы.
Цели. Вызвать интерес к спорту, туризму. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать общую моторику. Формировать коммуникативные навыки.Материал и оборудование. Макеты деревьев, кубики, о...
"Мы идём в поход!"
Летнее развлечение для детей 6-7 лет...
Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей «Мы идём в поход» с участием родителей
Экологический досуг в старшей группе...
Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей «Мы идём в поход» с участием родителей
Игра-путешествие...
Развлечение в форме туристического похода «Мы идём в поход»
Задачи:- закрепить представление у детей и о сохранении здоровья через активный отдых на природе.- упражнять детей в ходьбе на длительное расстояние. Прививать детям навы...