Содержание работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами природы
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
Какие методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами природы
Задачи:
Эстетическое отношение к природе обеспечивается интеграцией задач и содержания экологического и художе ственно-эстетического воспитания.
Педагогическая технология эко логического образования детей дошкольного возраста основана на следу ющих положениях:
- в основе формирования у детей гу манного отношения к природе лежат системные знания.
- при организации педагогического процесса следует предусмотреть использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребенка (наблюдения, экскурсии, реше ние проблемных ситуаций, элементар ное экспериментирование, моделиро вание, игры и др.);
- использование форм и методов, вы зывающих развитие эмоций и чувств детей, способствующих проявлению гу манного отношения к природе (самостоятельное общение с животными и растениями, участие в уходе за ними, чтение детской природоведческой ли тературы, просмотр видеофильмов, экологические праздники, спектакли и акции, экскурсии в музеи, рассматрива ние и анализ произведений искусства разных жанров и др.);
- использование трудового воспита ния (ознакомление с трудом взрослых, обучение трудовым навыкам и умениям, самостоятельная деятельность детей в природе);
- проведение диагностики освоения детьми содержания программы.
Педагогический процесс осуществ ляется в совместной дея тельности педагога с детьми в повсе дневной жизни, а также в стимулиро ванной педагогом и родителями само стоятельной деятельности детей в при родном окружении.
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способ ствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
Какие методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?
Методы и приемы работы:
Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отби рать высокохудожест венные произведения, в образах которых наблюдаемые в действи тельности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное.
- Отбирая художественные произведения, воспитатель помнит, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими встав ками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и чело века. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представле ние о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.
Воспитанию нравственных чувств способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Б и а н к и («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. П р и ш в и н а («Золотой лvi'», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. С к р е б и ц к о г о («Четыре ху дожника») и др.
Мир природы показан в названных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.
Рассказы о природе про буждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональ ный отклик.
Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина«Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др.
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней
- поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна — набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников.
- Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнце; о приближении грозы свидетельствуют быстро наплывающие тяжелые темные тучи, поднимающийся порывистый ветер, приближающиеся раскаты грома, сверкающая молния. Осенью педагог привлекает вни мание детей к разноцветной окраске листьев: на березе желтые, на осине красноватые, бурые, ярко-красные, предлагает собрать опав шие листья, составить из них букеты. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Наблюдая за цветами, можно загадать загадки: «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка)', «Белые горошки на зеленой нож ке» {ландыш) и т. п. В результате у ребенка возникает желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нем; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всякому живому.
Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются и дополняются
- в художественно-речевой деятельности .
В работе с детьми воспитатель, прежде всего, использует
- метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Знакомя детей с художественными произведениями о природе, он создает эмоциональную атмосферу восприятия, побуждает к сопере живанию чувств, вызываемых данным произведением, обращает внимание на явления действительности, отраженные в нем. Напри мер, побуждению к сопереживанию способ ствует
- беседа, предшествующая чтению рассказа о солнце, его теплых, ласковых лучах. Слушая чтение, дети сопоставляют действи тельность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и
- рассматривание иллюстраций к рассказу, беседа по его содержанию, выявляющая умение подметить характерные особенности сюжета, персонажей, умение оценить рассказ.
Эмоциональное восприятие природы и ее поэтического образа закрепляется и совершенствуется в деятельности детей, в обучении их практическим действиям:
- рассказыванию,
- ответам на вопросы,
- чтению наизусть.
Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятель ности воспитатель применяет
- метод проблемных, поисковых ситуа ций. Предлагает детям
- словесные игры,
- отгадать и придумать свои загадки,
- сочинить сказку, рассказ, стихотворение
Литература
1. Веретенникова С.А. Ознакомление детей с природой.- М.,1980.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,1978.
- Как знакомить дошкольников с природой. \ Под ред. П.Г.Саморуковой., М., 1983.
- Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., 1985.
- Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н.А.Ветлугиной,- М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
Консультация воспитателей по теме: "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"...
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Воспитание любознательности средствами природы
Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...
Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)
Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....
Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/
Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе Аннотация. В данной статье отражен...
Презентация "Познавательное развитие средствами природы в младшей группе (ребёнок открывает мир природы)"
ЗАДАЧИ. 1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами). 2...
Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет
Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....