Дидактические игры для дошкольников на восприятие природы
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Дидактические игры на эстетическое восприятие природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_esteticheskoe_vospriyatie_prirody.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие эстетического восприятия природы
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения и закрепления экологических знаний, представлений;
- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Игры проводятся с подгруппой детей, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений о природе:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Дидактические игры для развития эстетического воспитания природы
В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т. д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или ухода за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
«Беседа с деревьями»
Задача
Учить детей откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа.
Чтение сказок и рассказов о природе.
Ход игры
Воспитатель.
Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравиться, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». Когда зазвенит колокольчик - возвращайтесь.
Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о «своем» дереве.
Можно провести “Беседу с цветами” (с использованием растений из цветника или уголка природы); "Беседу с животными (с использованием животных из уголка природы).
«Встреча с растением»
Цель
Формирование эмоционального отношения к природе.
Материал
Картинки с изображением деревьев и цветов Амурской области (на каждого ребенка).
Ход игры
Воспитатель раздает детям картинки.
Воспитатель.
Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? Подумайте, что вы можете рассказать о нем.
За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).
«Путешествие»
Цель
Воспитание бережного отношения к природе.
Материал
Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
Ход работы
В разных местах групповой комнаты оборудованы остановки: «Половодье», «Цветочная», «Усатые-полосатые». Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке педагог и дети рассказывают об увиденном на остановке.
I. Остановка – «Половодье»
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает:
«Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои — ничего!»
Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае? Как люди могут помогать животным, попавшим в беду?
II. Остановка – «Усатые-полосатые»
На улице мяукала кошка. Мальчик попросил маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и мальчик рад.
Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик? Как поступили бы вы?
III. Остановка – «Цветочная»
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: “ Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выкинуть”.
Что можно сказать о Лене?
Как бы поступили вы?
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача
Уточнить представления детей об экологически правильном поведении в природе.
Материал.
Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или темного цвета.
“Экологический светофор ”
Цель.
Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Материал.
Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.
Ход игры
Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный).
Воспитатель.
Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, “зажигайте” зеленый свет, а если неправильно - красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей ветка сломалась. “Слезайте и уходите!” - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторили свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банке погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.
Как вы оцените действия девочки?
3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. “Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо”,- сказал папа. “Давай поищем ее гнездо”,- попросила Юля. “Птичке это не понравится, - сказал папа. - Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд”.
Как вы считаете, папа правильно поступил?
4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: “ Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?
Затем проводится игра “Фанты”. Воспитатель подчеркивает, что
задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к
теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о
природе.
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
«Радости и огорчения»
Цель.
Формирование у дошкольников личностного отношения к природе.
Старичок - лесовичок (кукла); фишки (яркие - желтого, зеленого, красного цвета; темные — серого, коричневого цвета).
Предварительная работа.
Экскурсия в парк, экологические походы.
Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:
- Самое красивое место в парке (лесу) ...
- Мне было радостно, когда...
- Я очень огорчился (ась), когда...
- Мне стало грустно, когда... и т. п.
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры подводится итог, - каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
Игра проводится по типу “вопрос - ответ”. Старичок - лесовичок
задает детям вопросы. Например:
- Что тебя порадовало во время прогулки?
- Что тебя огорчило?
«Необычное путешествие»
Цель.
Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Материал.
Картинки с изображением бережного отношения к
природе (люди сажают деревья, подкармливают животных) и
жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда).
I. Вариант.
Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
II. Вариант.
Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.
III. Вариант.
Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.
«Природа благодарит и сердится»
Задача
Учить детей оценивать действия людей по отношению к природе.
Материал
Фишки (яркие и темные), старичок - лесовичок (кукла).
Ход игры
Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер. Старичок - лесовичок просит детей ответить на два вопроса:
- За что природа могла бы сказать вам «спасибо»?
- За что природа могла бы рассердиться на вас?
Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос - яркие (красного, желтого, зеленого цвета) и темные (серого или коричневого цвета) - за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у дошкольников с амблиопией и косоглазием»
Проблема развития и формирования пространственного восприятия является весьма актуальной в силу особой значимости данной способности при формировании ориентировке в пространстве и во всём ходе п...
«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
laquo;Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)...
Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников
Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат "трудные звуки", в том числе о...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
для педагогов...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. ...
«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. ...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств,...