«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
консультация по музыке (старшая группа)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в коррекционных группах иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraemv_muzyku_didakticheskie_igry_na_razvitie_muzykalnogo_vospriyatiya.docx | 16.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в коррекционных группах иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить. Игровая ситуация создает психологическую установку, настраивает психику ребенка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, , языка, обобщенное представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла. Игры на развитие у дошкольников музыкального восприятия и интереса к классической музыке не требуют большой подготовке, дополнительных пособий. Музыкальный руководитель может использовать подручные материалы, ведь главное – это необходимый эмоциональный настрой ребенка, его интерес к деятельности. При видимой простоте предлагаемой игры послужат дополнительным стимулом к учебно-познавательной деятельности, помогут разговорить ребенка, осознать пережитые чувства. Игры можно разделить на три группы в зависимости от общей дидактической задачи (развитие художественного словаря, вокализация, пантомимическое и двигательное моделирование характера музыки). На одном занятии рекомендуется использовать 1-3 игры из разных групп. I. Игры на развитие художественного словаря Дидактическая задача. Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки. «Копилка» Правила игры. Складывать в копилку только те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны. Ход игры. После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что мы будем в нее складывать?». Дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной мелодии». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет детям: «Если слово нам подходит, мы закроем его в копилке (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.» Обращает внимание на то, что каждое правильное слово необходимо повторять в слух. Игра заканчивается повторением всех слов из копилки. «Хитрая шляпа» Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Игровые действия. Передача шляпы. Ход игры. После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда выскажутся все желающие. II. Игры, основанные на вокализации Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения. Конкурс певцов» Правила игры. Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии. Игровые действия. Соревнование. Ход игры. Педагог объявляет о том, что проводится конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники, выбирается жюри – в него входят воспитатель и 2 ребенка. После этого все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирают победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания. «Придумай песенку» Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения. Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов. Ход игры. После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им волшебные слова. Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации. III. Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров. «Поющие руки» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле. Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. «Художники» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.Ход игры. Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника – нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая. «Танцующие звуки» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальный и пластических движений. Игровые действия. Действие в воображаемом поле. Ход игры. Педагог спрашивает у детей, что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...
«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
laquo;Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
для педагогов...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. ...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств,...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
дидактические игры на развитие музыкального восприятия...
Музыкальные настольные игры для старших дошкольников как средство развития музыкального восприятия
музыкальные настольные игры, рекомендуемые для родителей и воспитателей ДОУ...