Проект "Хлеб - всему голова"
проект по окружающему миру по теме
В сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.Чем больше дети будут знать о нём, тем дороже он станет им. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех – как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспомнать об этом надо не только в трудную годину, а помнить – всегда!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организуя непосредственно образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей , необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка. Непосредственно образовательная деятельность в ходе проекта по духовно-нравственному воспитанию «Хлеб – всему голова» продолжается в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное- желание продолжать работу над проектом.
Помочь детям обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба; осознать значимость трудовой деятельности взрослых в этом процессе; ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей, тем самым расширить круг нравственных понятий; избавить детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки ; воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к природе в целом, к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Воспитатель, дети , родители старшей группы «Капитошка» МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка»ст.Александрийской».
Предварительный просмотр:
1. Установить характер влияния факторов внешней среды на рост и развитие злаков.
2. Расширить представления детей о мире растений.
3. Обогатить кругозор детей.
1. Способствовать развитию сенсорных навыков.
2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
3. Способствовать развивать эмоционально-духовной сферы ребёнка.
4. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
1. Воспитать уважение к труду хлебороба, пекаря.
2. Научить доводить порученное дело до конца.
3. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
4. Учить получать радость от факта бескорыстного труда.
5. Учить сотрудничать, уважать чужой труд.
1. Опытным путём установить влияние факторов внешней среды на жизнь растений.
2. Закрепить навыки по посадке и уходу за злаками.
3. Испечь с детьми печенье.
4. Изготовить фигурки из солёного теста.
Предварительный просмотр:
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек - часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.
При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально- оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол ? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к столу?
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
История хлеба насчитывает более 15 тысяч лет. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина.
За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы ,сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда, «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как в месте с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трубно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через практическую деятельность я пытаюсь изменить отношение детей к хлебу.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Знакомство детей с процессом выращивания и производство хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей , умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира , природы, без понимания взаимосвязи « человек- природа».
Предварительный просмотр:
В процессе реализации проекта я предполагаю, что реализация проекта «Хлеб – всему голова» в различных видах деятельности будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных-нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ с семьей.
Работа над проектом будет способствовать у детей формированию поисковой деятельности, расширению и углублению знания об окружающем мире, о труде взрослых, многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий, формированию знания о долгом пути хлеба до стола.
Проект учит детей с помощью взрослых формулировать исследовательские вопросы,определять возможные способы поиска ответов, привлекая для этого знания из разных областей. А так же развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах деятельности и планировать этапы своей деятельности, обосновывать свой выбор.
В ходе проектной деятельности дети совместно с родителями и воспитателем создадут коллекцию соломенных изделий, мини-музей хлеба «Хлеб – всему голова», книги-самоделки «Пословицы о хлебе», «Загадки о хлебе». Так же приготовят дома совместно с родителями блюда из муки и оформят их в виде фото рецептов, а вместе с воспитателем коллективно замесят тесто в группе и изготовят своими руками сладкие булочки, побывают на экскурсии в пекарне ООО СХП «Александрия». Пополнят свой активный словарный запас, разучат пословицы о хлебе, используя мнемотехнику. Унают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где её используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления.
Предварительный просмотр:
- ЭТАП: «Рождение проблемы»
Дети на прогулке увидели, брошенную кем-то хлебную корочку.
Воспитатель.
- Ребята, подумайте, правильно поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом ? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?
- Что вы знаете о хлебе? ( Хлеб- это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый, серый.
- Что бы вы хотели ещё узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Как делают хлеб? Кто делает хлеб? Где найти ответы на ваши вопросы? ( ответы детей: спросить у родителей, узнать из бесед от воспитателя, прочесть в книгах)
- ЭТАП: « Мероприятия и события»
Непосредственно образовательная деятельность ( познавательная , трудовая и продуктивная деятельность ) ; беседы , дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми ; экскурсия в пекарню ООО СХП «Александрия» ; чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко» , украинская народная сказка «Колосок» , Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?», В.Маяковский «Кем быть»; энциклопедия «Что? Зачем? Почему? , Н.Носов « Мишкина каша»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; А. Остапов «Стоят комбайны у обочины» ; рассматривание репродукций картин:И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба»,Г. Мясоедова «Жатва»;М. Клодт «На пашне» ; просмотр мультимедийной презентации «История хлеба» ; заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе , театрализация авторской дидактической сказки «Колосок» , презентация проекта на родительском собрании
по плану мероприятий в рамках реализации проекта.
Предварительный просмотр:
План
мероприятий в рамках реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Хлеб всему голова»
Работа с детьми :
Тема и форма проведения | Цель |
Беседа «Что мы знаем о хлебе? Что мы хотим узнать о хлебобулочных изделиях? Где мы можем это узнать? » Образовательная область «Социализация». | Определение целей проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата. |
Рассматривание репродукций картин:И. Шишкина «Рожь», «Уборка хлеба»;Г. Мясоедова «Жатва»;М. Клодт «На пашне». Образовательная область «Художественное творчество». | Вызвать интерес к теме проекта Воспитывать и развивать интерес к искусству. |
Беседа «Выращиваем хлеб». Образовательная область «Познание», «Социализация». | Наглядно представить этапы выращивания хлеба. Подвести к мысли о необходимости бережного отношения к хлебу. |
«Что такое зерно? Выращивание пшеницы» Образовательная область «Труд», «Познание». | Развитие мелкой моторики рук. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое до конца. |
Просмотр мультимедийной презентации «История хлеба». Образовательная область «Познание», «Социализация». | Обогатить знания детей о хлебе, процессе выращивания. Изготовления полезного и необходимого продукта для жизни человека |
Игры: «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Кто назовёт больше блюд? », «Из чего сварили кашу? » | Знать вкус черного и белого хлеба. Знать виды круп, определять их на ощупь. |
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе.Образовательная область « Чтение художественной литературы» | Обогатить знания детей о хлебе. Знакомство с художественными произведениями |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ярмарка», «Семья», «Мы хлеборобы» | В ходе сюжетно-ролевых игр закреплять знания, полученные во всех видах деятельности. |
Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; украинская народная сказка «Колосок»; Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?», В.Маяковский «Кем быть»; энциклопедия «Что? Зачем? Почему? Н.Носов « Мишкина каша»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; А. Остапов «Стоят комбайны у обочины» | Обогатить знания детей о хлебе. Знакомство с художественными произведениями |
. НОД Художественное творчество (Лепка из солёного теста) «Наш румяный каравай». | Развитие мелкой моторики рук; воспитывать трудолюбие; умение доводить дело до конца. |
Экскурсия в пекарню | Воспитывать уважительное отношение к хлебу и труду людей , которые его производят. |
Театрализация авторской дидактической сказки «Колосок». | Способствовать : развитию эмоционально-нравственного опыта ребенка; воспитанию творческой направленности личности. |
Работа с родителями :
- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей по теме проекта , к созданию мини музея «Хлеб – всему голова»
- совместное оформление родителей с детьми творческих работ - «подборка мудрых высказываний о хлебе»
- презентация проекта на родительском собрании .
Предварительный просмотр:
Воспитатель Шамехина Светлана Владимировна ,
1-я квалификационная категория.
2012-2013 уч.год
Я выбрала эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие хлеб входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.Чем больше дети будут знать о нём, тем дороже он станет им. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех – как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспомнать об этом надо не только в трудную годину, а помнить – всегда!
Я хочу воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.Ведь я вижу как дети сейчас относятся к хлебу, а я надеюсь воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность.
В сказках о хлебе затрагиваются все вопросы воспитания.
Поэтому, я считаю, что сказка самый первый и небходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.
Исходя из выше сказанного, я стараюсь чаще говорить об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет хлеб в жизни человека, как люди страдали во время войны,когда хлеба практически не было. Я думаю, что смогу увлечь детей любовью к хлебу, так как уже сейчас видны результаты моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...