Методическая разработка "История кукол" образовательное мероприятие
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данная методическая разработка даст возможность педагогам познакомить дошкольников с историей возникновения кукол на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kukol.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное мероприятие
для детей подготовительной к школе группы с ОНР
Тема: «История кукол»
(Использование социоигровых, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий)
Составила:
Воспитатель
Тумольская О.Н.
Санкт-Петербург
2010
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Уточнить и систематизировать знания детей о жизни, быте крестьян на Руси. Познакомить с народной куклой: способом изготовления, материалом, назначением игрушки (обереги, игровые, обрядовые).
- Развивать мыслительные операции в ходе работы с пооперационной картой.
- Работать над обогащением словаря (шуба, чугун, самовар, половик, ухват, сундук, половник); над словообразованием: из древа – деревянная, из фарфора – фарфоровая, их крупы – крупеничка; из гороха – горошинка).
- Упражнять детей в составлении рассказа о последовательности изготовления куклы.
- Формировать умение изготавливать нарядную куклу – «крупеничку». Развивать мелкую моторику рук.
- Поддерживать интерес к истории культуры нашего народа. Воспитывать бережное отношение к кукле.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили люди раньше»
- Рассматривание современной куклы и куклы «народной».
- Изготовление народной куклы на занятиях и в совместной деятельности
- Чтение книги Н.Телешова «Крупенички»
МАТЕРИАЛ:
- Куклы, сделанные из разных материалов, поющие, говорящие, танцующие, куклы разного возраста (пупс, Барби); разных национальностей (киргизка, испанка);
- Развернута картина крестьянской избы: печка, самовар, колыбель, половик, сундук. На печке – крынка, горшочек, чугун, в горшочке шутовка. Около печки – ухват, прялка.
- Для изготовления «крупенички»: мешочек с крупой, ткань 20х30 см, 15х15 см., треугольный платочек, передничек, нитки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель загадывает загадку:
Платье носит
Есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(кукла)
- Ребята, а где делают кукол? (на фабрике)
- Хотите там побывать?
В группе на полках стоят, сидят разные куклы. Дети встают справа и слева от кукол.
- Вот это да?!! Как много разных кукол. Чем они отличаются?
Дети: Материалом, из которого сделаны; у них разная одежда, разный цвет волос, глаз, выражение лица; у одних есть механизмы, а у других нет; есть куклы говорящие, поющие, которые ходят; есть куклы даже разных национальностей;
- Вы очень счастливые дети. У вас так много игрушек, кукол. А вот у детей, которые жили во времена моей прабабушки и мечтать не могли о таких куклах. Мамы, бабушки, старшие дети делали кукол малышам из ветхих тряпочек, которые рвали, т.к. не было иголок и ниток и ножниц. Делали кукол из соломы, травы, бересты. Дети, как вы, такого же возраста, делали кукол сами с большой любовью, с душой, аккуратно, красиво. Дети бережно их хранили в сундучках. Кукол было много до 100. мальчики тоже играли в кукол до тех пор, пока на них в 7 лет не надели порты. До этого времени и мальчики и девочки ходили в длинных рубахах.
- Ребята, вы хотите оказаться в прошлом времени и посмотреть на этих кукол?
- Добрая фея подарила мне волшебную палочку. Она помогает перенести нас в прошлое. Только нужно произнести заклинание: «Палочка волшебница, чудо сотвори, из настоящего в прошлое нас перенеси». Давайте вместе скажем!
- Мы оказались в крестьянской избе, как я догадалась? (дети садятся на стульчики).
Дети: здесь есть русская печка, на печи стоит чугунок.
- Чем достают его из печи? (Ухватом)
- Что еще видите?
Дети: На столе самовар, около печки колыбелька, на половичке лежит Кот Баюн.
- Наверное кот убаюкивал младенца. Какие печенки колыбельные он мог петь ребеночку?
Дети: «Баю-бай, ты собачка не лай!» или «Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки».
- Давайте разбудим кота. Ведь он нас пригласил в гости, чтобы показать кукол, в которых раньше играли дети.
- Здравствуй, кот баюн! Ты так сладко спал, что во сне видел? (Включаем механизм – кот поет).
- Баюн, покажи нам кукол. (Достать из колыбели куколку)
- Это «пеленашка». Раньше люди верили, что злые духи могут навредить беззащитным людям. Это были младенцы. Чтобы сбить с толку злых духов, спеленатую куклу клали рядом с младенцем в колыбель. Кукла оберегала его от злых духов до момента крещения. Эта кукла оберег.
- Баюн, а где же еще куклы? Их было много у детей.
- Кот просит, чтобы гости сами догадались где лежат куклы. Дети очень бережно относились к куклам, нигде не бросали… Правильно, кукол можно найти в сундучке.
- Давайте заглянем в него. Как можно назвать эту куклу?
- Это голышок-малышок, пупсик. А это «крутышка», а эту куклы называли «куватка». И «пеленашка» и «голышок-малышок» и «куватка» - куклы обереги. Когда родители уходили на работу, они вешали над колыбелькой много кукол «куваток», «пупсов». Ребенок играл с ними, а у наших малышей вешают над кроватками погремушки.
- Эта кукла как называется? Это «барыня-колодная». Она тоже сделана из тряпочек. На ней роскошная шелковая юбка и платок.
- А эту куклу можно назвать «кукла колокольчик»? А как вы догадались? У нее юбка похожа на колокольчик. Эта кукла добрых вестей. Она веселая, задорная, приносит в дом радость, веселье. Это оберег хорошего настроения.
- А это куклы «мартинички». Голубая – символ Зимы, красная – весны, жаркого солнца. Почему их так назвали? Март – первый месяц весны, когда еще зима не хочет уходить и борется с весной, молодежь и дети развешивали этих кукол парочками на деревьях и пели заклички, кликали весну. А потом их приносили в избу и помещали в красный угол.
- Еще одна кукла «крупеничка», еще ее называли «зернушка», «горошинка» - это главная кукла. Она оберегала семью от голода. Когда собирали урожай, самые лучшие зерна клали в мешочек и придавали ему вид куклы, наряжали, ставили в красный угол, бережно хранили. А когда весной сеяли хлеб, первые горсти зерна брали из «крупенички», т.к. считали, что в ней сберегли силы кормилицы матушки земли. Верили, что следующий год тоже будет урожайный. А если гости заходили и видели, что «крупеничка» худа – значит в доме – беда, голод. Юля, расскажи, как крупеничку величали:
Ребёнок: «Крупеничка – красна девица;
Кормилица ты наша, радость – сердце,
Цвети, выцветай, молодейся.
Мудрее, курчавей завивайся.
Будь всем добрым людям в угоду.»
- Ребята, а чем эта кукла отличается от современных?
Дети : у кукол нет лица.
- Да у этих кукол не было лица. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит безвредной для ребенка.
Дети: Этих кукол делали только из тряпочек, а современные куклы сделаны из разных материалов. Они красивее, наряднее, умеют даже петь и танцевать.
- Ребята, а вы хотите сделать «крупеничку»? Давайте вернемся из прошлого в настоящее. (Воспитатель берет волшебную палочку и вместе с детьми произносит слова – заклинание).
- Вот мы и вернулись в настоящее. Хотите поиграть? (Под музыку)
Игрушек много есть на свете.
А мы в гостях у кукол, дети.
Кукла – Маринка – будущая балерина
Куколки тряпичные – очень симпатичные.
Куклы деревянные – до чего забавные!
Эта кукла недотрога – на всех смотрит строго строго.
Пупчсики-малышки опять читают книжки.
Куклы все сбежались, о чем-то зашептались.
Паровоз сигнал дает и кататься всех зовет.
2 часть.
- Садитесь все за столы, будем делать «крупеничку» (Объяснине воспитателя. Затем дети по пооперационной карте рассказывают о последовательности работы).
- Вы очень старались, работали дружно, помогали друг другу. Устали ваши ручки? Давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя»
- Много есть разных кукол, вы видели сегодня. Даже есть куклы в шоколадном яйце. За старание, трудолюбие фея угощает вас «киндер-сюрпризом», а «крупеничку» возьмите домой, и посадите на самое почетное место, как это делали крестьяне. Пусть она оберегает достаток в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение "Весемева - докат" (Молодцы - удальцы) подготовительная к школе группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект спортивного развлечения "Весемеа - докат" (Молодцы - удальцы)Программное содержание:1. Формирование двигательных навыков и умений2. Воспи...
Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический КВН" 3 класс
Разработка представляет собой сценарий проведения внеклассного мероприятия по математике. Содержание разработки обеспечивает развитие логического мышления, памяти, внимания,...
Методическая разработка к мероприятию совместной деятельности взрослого и детей "По морям , по волнам"
Эта презентация была использована при проведении НОД "По морям , по волнам"...
Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию детей "Возвращение Снегурочки".
В разработке представлены разнообразные приемы, направленные на закрепление знаний дошкольников о признаках зимы, о русских народных сказках; показана работа по развитию коммуникативных и математическ...
"Путешествие в русскую деревню" - методическая разработка совместного мероприятия с родителями
Этот конспект можно взять за основу к любому мероприятию, проводимому с родителями. Конкурсы и эстафеты можно всегда найти в картотеке ДОУ, а задания по станциям, на мой взгляд, это всегда актуально....
"Путешествие в русскую деревню" - методическая разработка совместного мероприятия с родителями
Этот конспект можно взять за основу к любому мероприятию, проводимому с родителями. Конкурсы и эстафеты можно всегда найти в картотеке ДОУ, а задания по станциям, на мой взгляд, это всегда актуально....