Мастера земли Тульской
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности
Мастера земли Тульской
(направление «Художественное развитие»,
образовательная область «Художественное творчество»)
Подготовила:
Воспитатель
Минина Е.И
Г. Ефремов
Интеграция образовательных областей: «Художественно творчество» «Коммуникация», «физическая культура».
Задача: Познакомить детей с филимоновской игрушкой: история возникновения, материал, элементы росписи.
Цели:
- Прививать любовь к народным промыслам, уважение к труду русских умельцев;
- Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров.
- Воспитывать эстетическое отношение к народной культуре и предметам прикладного творчества.
- Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.
- Обогатить речь детей новыми словами: мастерица, удальцы, филимоновская.
- Активизировать в речи детей слова: народная, глиняная, свистулька, роспись, печь.
Предварительная работа:
- Изготовление атрибутов
- Подготовка иллюстративного материала и музыкального сопровождения.
- Беседы, рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «народная игрушка»
- Заучивание стихотворений.
- Повторение игру «карусели»
- Закрепление знаний о свойствах глины.
- Подготовка ребенка на роль Марьи – Искусницы.
Материалы и оборудование:
Фланелеграф, мольберт, печь, гусиное перо, краска, сказка в картинках, филимоновские игрушки, иллюстрации с элементами росписи, глина, заготовки из глины, народный костюм.
Воспитатель: - Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Ребятки, а в каком городе мы с вами живем? А в какой области находится город Ефремов? Мы с вами живем на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.
Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку (дети сели на стульчики, воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показ картинками на фланелеграфе).
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была. И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали ее за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в село Дымково, и родился чудесный промысел дымковской игрушки. Другое перо упало в деревню Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую игрушку.
Вот о ней мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом Марья – Искусница. Давайте отправимся к ней в гости.
В путь зовет нас всех дорога,
Нам идти совсем немного.
(подходим к домику, детей встречает Марья)
Марья: - здравствуйте гости, дорогие. Я – Марья – Искусница, всем мастерам русским помогаю, промысел старинный сохраняю. Проходите ко мне в избу, рассаживайтесь.
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.
И живут там мастерицы, что добро в дома несут.
А добро там не простое, и не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой называется оно.
(Марья села, раскрашивает поделку)
Воспитатель: - Сказ начнем рассказывать, а вы слушайте, да запоминайте, мастерице нашей не мешайте.
(показываю игрушку)
Воспитатель: Это – филимоновская игрушка. Какая это игрушка? А хотите знать, почему ее так называют? Легенда говорит о том, что жил когда – то дед Филимон. Он и делал игрушки. Вот и назвали деревню, в которой жил дед Филимон, Филимоново. Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта игрушка? (глина). Значит она…(глиняная). Посмотрите и скажите, какие вы здесь видите игрушки? (дети называют). Ребята, эти игрушки напоминают мне африканских жирафов. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что у них длинные шеи как у жирафов.
Воспитатель: У всех животных так сильно вытянуты шеи, что коровы были похожи на жирафов, а медведи – на змея – Горыныча с одной головой.
Воспитатель: Кто мне скажет, какие элементы использовались в росписи этих игрушек?
Дети: тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.
Воспитатель: Какого цвета краски использовали мастера, при росписи игрушек?
Дети: Красные, белые, желтые, зеленые.
Воспитатель: Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным или гусиным пером. Основные цвета – это красный, зеленый, желтый, белый. Игрушки получаются яркими, красивыми. Животных традиционно расписывали разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно белой или зеленой, делали голову или грудь. И получались вот такие забавные и веселые игрушки.
О филимоновских игрушках сложено много стихотворений. И сейчас мы послушаем одно из них.
Ой, свистулечка, какая,
Утка полосатая.
Необычная, смешная,
И чуть – чуть пузатая.
-Подожди, минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свисти моя:
-Филимоновская я!
Воспитатель: ребятки, а как вы думаете, почему уточка свистит? Филимоновские игрушки – это не простые игрушки, а свистульки, которые делали специально к праздникам. Давайте попробуем посвистеть в них.
А теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Карусели».
Воспитатель: А чем же занимается наша Марья – Искусница? Давайте посмотрим. (подходим). Марья лепит игрушки, давайте понаблюдаем, как она это делает.
В деревне Филимоново много оврагом, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые, нежные. Берет мастерица в руки кусок глины, разминает его в руках долго – долго, греет своими руками. Затем начинает лепить: вытягивает тело, ноги, руки, голову. И гладит, ласкает, разговаривает с ними. Потом вылепленные игрушки ставили в печь ряд за рядом на березовые поленья. Дров в печи много, горят они долго и жарко. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А после остывают медленно – медленно. А когда их вынимают из печи, оказывается, что из черных они стали бело – розовыми, и твердыми как камень. И только тогда начинается роспись. Да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой обожженной глине не прилипает, а с гусиного пера пристает.
Из глины какого цвета начинают лепить игрушки?
Что делает с игрушкой после того, как ее вылепили?
Где ее обжигают?
Какая цветом становится обожженная игрушка?
Чем расписывали игрушку?
Какие краски использует мастерица?
Марья: Ребята, а у меня для вас есть подарки – филимоновские игрушки, только не простые, а разрезные. Соберете их и узнаете, что это за игрушки.
Воспитатель: Спасибо, Марья – Искусница. Мы обязательно соберем эти игрушки.
Марья: Пожалуйста! До новых встреч!
Воспитатель:
Отдохнули мы по праву,
Мастерам воздали славу.
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали – не забудем,
Долго – долго помнить будем!
С какой игрушкой мы познакомились сегодня? Давайте соберем картинки и посмотрим, у кого какая получилась игрушка.
Собирает разрезные картинки.
Наша тульская земля славиться народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой Родиной – Тульским краем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель образовательной деятельности "Мастера земли русской"
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, прежде всего необходимо знакомить с ним детей....
Проектная деятельность в ДОУ "Мастера земли русской"
Проектная деятельность в ДОУ по теме: «Мастера земли русской»Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, поскольку обращение ...
Проект "Мастера земли русской"
Проект по ознакомлению с декоративно-прикладным торчеством...
проект " Мастерами земля славится"
знакомство с русскими народными промыслами России...
Проект «Мастера земли русской»
Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения педагог задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает истори...
Конспект НОД "Мастера земли русской" для детей старшей группы
Конспект непрерывно образовательной деятельности«Мастера земли русской»для детей старшей группы Приоритетная образовательная деятельнос...
Проект "Мастера земли русской"
Задачи, цели...