Проектная деятельность в ДОУ "Мастера земли русской"
проект (подготовительная группа) на тему
Проектная деятельность в ДОУ по теме: «Мастера земли русской»
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. И здесь ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков, научит понимать и удивляться. Такими помощниками мы хотим стать для наших воспитанников.
Мы считаем, что если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. В связи с этим была выбрана тема нашего проекта «Мастера земли русской», ведь Россия богата традициями, обычаями и конечно же своими мастерами. «Мастера земли русской» - это краткосрочный, групповой, информационно-практический, детско-взрослый проект для детей подготовительной группы.
Актуальность данного проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе и развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов
- Сформировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов
- Совершенствовать технические навыки и умения рисования и лепки
- Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения и совместной деятельности
Развивающие:
-Развивать интерес к изучению русской истории, истории народных промыслов
- Развивать творчество и фантазию
- Развивать коммуникативные навыки
- Развивать познавательную активность
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров
- Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию
Ожидаемый результат:
-развитие интереса к народному творчеству и промыслу
-расширение кругозора воспитанников
-развитие творческого мышления
-создание атмосферы праздника
-вовлечение родителей в педагогический процесс
Основополагающий вопрос:
Какие народные промыслы и ремёсла дошли из древности до наших дней?
Проблемные вопросы учебной темы:
1. Какова история возникновения народных промыслов и ремесел?
2. Каковы отличительные черты русского народного творчества?
3. Какова технология изготовления предметов русского народного промысла?
Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
- художественное творчество (лепка, рисование)
- формирование целостной картины мира (знакомство с народными промыслами и их историей)
- коммуникация (развитие навыков речевого общения, расширение активного словаря детей)
- чтение художественной литературы (чтение книг по народному творчеству, заучивание стихов)
- формирование элементарных математических представлений («Угостим матрешек чаем»)
- музыка
Формы работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность, выставки детских работ, художественно-продуктивная деятельность, развлечения.
Формы работы с родителями
Эту работу мы строили во взаимодействии с родителями:
- совместное оформление выставки детских работ
- участие в праздничном мероприятии
-групповые и индивидуальные консультации
Работу над проектом можно разделить на три этапа:
Подготовительный этап
На котором, воспитатель знакомит детей с русским народным творчеством, проводит беседы о русских народных промыслах России. Знакомство происходит через:
1.Беседы, рассказы о народных промыслах России.
2.Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
3.Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
Основной этап
Где происходит, реализация задач проекта посредством проведения непосредственно-образовательной деятельности, где дети принимают активное участие в продуктивной деятельности, а также заучивают стихи, песни и частушки о народных промыслах по следующим темам:
1. «Приглашение на ярмарку»
2. «Знакомьтесь: русская матрешка»
3. «Искусство хохломы»
4. «Знакомство с жостовским промыслом»
5. «Чудо филимоновских свистулек»
6. «Сине-голубое чудо гжель»
7. «Дымковские мастера»
Заключительный этап
Презентация результатов деятельности детей, где они участвуют в подготовке и проведении праздника «Ярмарка весёлая».
Результат:
В результате проведения проектной деятельности по приобщению детей к народному творчеству были достигнуты поставленные цели и задачи. У детей появилось желание больше узнать о народном творчестве. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило у детей развитие любознательности, стремление изучать традиции русского народа, расширение кругозора. Анализируя работу над проектом, мы увидели, что дети с большим удовольствием и интересом включались в работу.
Знакомство с произведениями народных мастеров и с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа, а также способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности.
Перспективы дальнейшего развития:
Мы считаем, что проблема нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, поэтому предполагаем дальнейшую работу по реализации данного проекта. Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть, что совершенствовать. В дальнейшем в рамках работы по этому направлению предполагается открытие мини-музея народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты занятий | 57.88 КБ |
stsenariy_prazdnika.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе, по теме «Дымковские мастера»
Цель занятия: закрепить знания детей о дымковской игрушке, её характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
Задачи занятия:
Образовательные
Познакомить детей с народными промыслами, совершенствовать способы рисования кистью. Содействовать развитию речи: обогащать и активировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в словесной деятельности.
Развивающие
Развивать цветовое восприятие, самостоятельность, развивать интерес к русской культуре, традициям.
Воспитательные Воспитывать интерес к народной культуре, формировать эстетический вкус. Закреплять умение детей завершать работу, дополняя её необходимыми деталями.
Материал:
Нарисованный макет русской печи, не раскрашенные заготовки, краски, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. И зимой, когда топят печи, и летом, когда туман, всё село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково - дымкой. Из чего делают эти игрушки? (из глины)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать забавные игрушки и украшать их яркими узорами.
Физкультминутка
Послушайте стихотворение и покажите его мимикой и жестами.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спину прилажу.
Слепим, высушим - и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи - не калачи,
А в печи не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи игрушки!
Вот и готовы наши глиняные игрушки! (вынимает фигурки из нарисованной на плотном картоне печи). Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается от того, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
А какими узорами их расписывают - просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает.
Круг-символ солнца, каравай хлеба; Волнистая линия – вода;
Точка – звёзды ; Прямая линия – дорога.
И чем мы с вами сейчас будем заниматься? (расписывать игрушки). Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но с начало скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, красные, жёлтые, зелёные, оранжевые, синие, голубые.) Да, каждый цвет словно соперничает с другим. И потому весело от такого хоровода красок!
Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии.)
Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что должно получиться.
Приступайте к работе. ( Дети занимаются раскрашиванием фигурок.)
Воспитатель: И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно!
Потом ребята когда игрушки подсохнут, мы будем играть с ними. Можно их использовать для настольного театра, а можно поиграть в магазин дымковской игрушки. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо – сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Конспект занятия в подготовительной группе, по теме
« Приглашение на ярмарку»
Цель занятия: Познакомить детей с русским народным творчеством.
Задача занятия:
Образовательные
Систематизировать занятия детей о ярмарке; познакомить с женским народным костюмом; познакомить с различными видами народных промыслов.
Развивающие
Развивать эмоционально – чувствительную сферу детей, закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества.
Воспитательные
Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Материал и оборудование:
Народный костюм для воспитателя, костюмы для детей, куклы говоруны, костюмы для скоморохов, народные инструменты, обруч с разноцветными лентами для игры «Карусель», баранки, костюм медведя, лоток для коробейников.
Музыкальное оформление: народные мелодии.
Ход занятия:
Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей:
- Ребята, посмотрите, в каком необычном наряде сегодня я вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм. Как вы думаете, как называется такая одежда? ( Платок, юбка, рубаха, передник). Сегодня я вас приглашаю на ярмарку. Знаете что это такое? Хотите побывать на ярмарке?
Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Открываем балаган,
Предлагаем вам:
Кокошники, кушаки,
Сарафаны да портки.
Подходите, подходите,
Покупайте что хотите!
Подходи честной народ,
Все от мала до велика.
Потеха пришла,
Смех, веселье принесла!
Скоморохи, выходите
Да людей повеселите!
Дети, кто такие скоморохи, знаете? ( Это люди, которые смешили народ.) Кто хочет быть скоморохом? Сейчас мы наденем воротнички и колпачки да включим задорную плясовую.
Мы на ярмарке на нашей
И споём для вас, и спляшем,
Сказку можем рассказать,
Представленье показать.
Дети на выбор показывают любую сказку с помощью театральных кукол.
В уголке театрализации:
Дрессированный медведь –
Может он плясать и петь.
Кто нарядится мишкой –
Получит коврижку.
- Кто хочет нарядиться мишкой? ( Выбираем одного ребёнка.) Ну-ка, мишка, не ленись, добрым людям поклонись. А теперь покажи, как дети пляшут. Молодец, мишка, вот тебе коврижка.
Эй, удалой народ,
Карусель вас ждёт!
Подвижная игра «Карусель»
Дети держатся за ленты привязанные к обручу, бегут по кругу, приговаривая:
Еле – еле, еле- еле раскрутили карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Дети рассаживаются на ковре.
Воспитатель: Дети, кто хочет быть коробейником? Если желающих несколько, то выбирают считалкой.
А вот коробейник, весельчак и затейник,
Продаёт игрушки, баранки да ватрушки.
Воспитатель: Подходите, кто знает пословицы?
Дети рассказывают пословицы, получают денежки. Затем воспитатель поводит детей к игровой зоне «Магазин».
Воспитатель: У кого остались денежки?
А вот игрушки расписные,
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Воспитатель: Подходите, выбирайте, да правильно называйте. Дети «покупают» игрушки народных мастеров: семёновских матрёшек, дымковские, филимоновские игрушки, посуду гжель, хохлому.
Воспитатель: Понравились вам эти игрушки? Чем они похожи? Чем отличаются?
Ну вот, детишки, мы обошли с вами всю ярмарку.
Что же это такое-ярмарка? Что вам запомнилось? Какие новые слова услышали? Что вам понравилось?
1.Ярмарка - народное гулянье, базар, где продают разный товар.
2.На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления.
3.Коробейники продают свой товар с лотков.
4.На ярмарке водили дрессированного медведя.
5.Устраивали карусель, разные забавы.
6.На ярмарку одевали праздничную одежду.
Воспитатель: Кто может сказать, как называется мой костюм?
Молодцы, ребятушки, вы были дружными, внимательными, любознательными. Спасибо вам за это!
Конспект занятия в подготовительной группе, по теме
« Искусство Хохломы»
Цель занятия : Познакомить детей с изделиями хохломских мастеров, научить видеть красоту растительно – травяного орнамента, развивать интерес к народному промыслу.
Задачи занятия:
Образовательные
Познакомить с хохломской росписью. Рассказать какие цвета преобладают в росписи. Учить создавать узор на полосе бумаги из простейших элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины.)
Развивающие
Развивать интерес к народному промыслу. Развивать интерес к хохломскому искусству, закрепить технические умения набирать краску на кисть, пользоваться тычком.
Воспитательные
Научить видеть красоту растительно – травяного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их.
Материал: Полоски бумаги жёлтого цвета, кисти беличьи, тычки, гуашь (зелёная, красная, чёрная ), салфетки, баночки с водой, стилизованный образец.
Ход занятий:
Воспитатель: В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду.
Один раз прилетела к нему жар – птица. Мужик накормил её крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную, и посуда вмиг превратилась в «золотую» с пышными яркими цветами и тоненькими веточками.
С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Собрал мастер однажды своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром ярким пламенем горела изба чудо – художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но осталась его удивительное искусство, в котором отразились и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
1. Откуда пришло название «хохломская роспись»?
2. Какие цвета и оттенки используют художники? 3.О чём напоминает вам роспись?
4.Какое настроение создают у вас эти изделия? Воспитатель: (рассказывает сказку).
Стоит в доме теремок, он ни низок, ни высок.
Бежали мимо зверюшки:
Мышка – норушка, Зайчик – побегайчик,
Увидели они теремок и стали там жить.
Мышка – норушка зерно толчёт,
А Лягушка пироги печёт.
Шёл мимо Медведь, понравился ему теремок.
Но только ступил Медведь на порог –
И сломал теремок.
(Появляются Петушок и Мышка)
Звери. Здравствуйте, дети !
Мышка. Был у нас теремок, разломал его медведь. Мы с Петушком построили новый, но хотим, чтоб он у нас был красивый, яркий. Не сможете вы нам помочь?
Воспитатель. Дети, хотите помочь?
Дети. Да, хотим.
Петушок. Спасибо, дети, что хотите нам помочь, а мы пойдём всех зверюшек позовём в новый теремок.
Воспитатель. Давайте распишем теремок хохломским узором. Украсим окна, крышу, завалинку. Что вы сможете нарисовать?
Дети. Ягоды, трилистник, криуль.
Воспитатель. Узор нарисуем на стебельке - криуля. Сначала на нём вырастет первый листочек, слева на самом краю полоски. Затем вы найдёте середину криуля, и здесь у нас вырастет листочек, а в конце ещё один. Затем по желанию нарисуйте ягоды. Каким способом вы будете рисовать листья?
Дети. Примакиванием кисти к бумаге.
Воспитатель. Каким инструментом легче изобразить ягоды смородины?
Дети. Тычком.
Воспитатель. Каким цветом можно нарисовать ягоды смородины, чтобы их было хорошо видно?
Дети. Красным и чёрным.
Воспитатель. Покажите, где у вас на стебельке – криуля вырастет первый листочек
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивания – руки в стороны и
А потом их тянем вверх. вверх.
Отдохнёт спина у всех
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять. Приседания – 5 обычных и
А теперь три раза нужно, 3 раза подпрыгнуть.
Как лягушки, проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивание – руки в стороны
А потом их тянем вверх. и вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Воспитатель. Предлагаю начать рисовать. По завершению рисунков собирает их, украшает ставни теремка, карниз, крышу, перила.
Анализ работ.
Воспитатель. Посмотрите, каким красивым стал теремок. Вот какой необычный узор: между яркими ромашками нарисована чёрная рябина, а на этом узоре со стебелька – криуля свисают сразу две веточки красной смородины.
Воспитатель Терем, терем, теремок,
Он не низок, не высок,
Расписные здесь завалинки,
С хохломским узором ставенки.
Солнце светит поутру,
Звери к терему идут.
Слышна музыка, входят Звери.
Мышка. Пи – пи – пи! Какой красивый теремок получился, а расписали его дети хохломским узором.
Петушок. Ку – ка –ре – ку! Посмотри –ка, какая красивая у нашего теремка крыша! Красивая ромашка выглядывает из - под зелёных листочков, а листочки то разные.
Звери. Спасибо, дети, теремок нам очень понравился!
Конспект занятия в подготовительной группе, по теме
«Знакомство с жостовским промыслом».
Цель занятия: Познакомить детей с искусством жостовского промысла.
Задачи занятия:
Образовательные:
Познакомить детей с народным промыслом. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в словесной деятельности.
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Рассмотреть изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Учить детей выполнять элементы росписи на трафаретах. Продолжать учить рисовать концом кисти.
Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус. Воспитывать интерес к русской культуре, традициям.
Материал:
Подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков, с формой подносов, с композиционными схемами, трафареты, гуашь, кисти № 2, 3, 5.
Ход занятия
Занятие начинается со сказки.
Воспитатель. Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Всё может человек: превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как – то принёс ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь необычные.
(Воспитатель показывает два цвета: красный и голубой .)
Воспитатель. Да, ребята, вот этот цветок – Огонь, а другой цветок – Снежинка. Посадил их мастер у себя дома. Но не заметил мастер, что они волшебные. В первый же вечер. Как только уснул мастер, а месяц вышел из – за тучи и коснулся их серебряным светом. Превратились цветы в красивых девиц – мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – Огонь своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Как упали несколько цветов на посуду, так и засеяли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой - разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине – голубые цветы, как на ковре.
Оглядитесь вокруг: в нашей группе тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах. (Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.)
Воспитатель. Давайте рассмотрим, какие цветы обронил Огонёк, а какие цветы – Снежинка?
Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны. Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.
Какие цветы вы здесь узнали? (Розы, георгины, пионы, ирис, тюльпан, василёк, анютины глазки, ромашки, мак, лилия, яблоня, колокольчик и другие.)
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым народным промыслом. В деревне Жостово Московской области находится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изготавливают очень красивые подносы.
Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные, гитарные.
Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Из железа.) Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могут быть и красного, зелёного, жёлтого, синего цветов.
Посмотрите и скажите, как украшены подносы?(Цветами). Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы. Это цветы. Посмотрите на этот поднос и скажите, как он украшен?
У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись – это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет тачных «портретов» цветов.
Вам не кажется, что цветы выглядят как живые? Немало надо потрудиться мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Подносы украшают крупными цветами (розами, георгинами, лилиями, маками, цветами яблони), а затем цветами в два – три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовывают. И появляются стебельки букетов, листья, травинки. Посмотрите, букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как просвечивает чёрный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняется более мелкими листочками и стебельками, травинками. Композиции построения рисунка могут быть разными: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер всё время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазки, чёрточки, блики, семена, мелкую траву. Остаётся только нарисовать кайму – орнамент по краю подноса.
На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность будто зеркальная.
Жостовские подносы как декоративное панно вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир.
Физкультминутка «Алые цветы»
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Повторяют два раза.)
Воспитатель. А теперь познакомимся с азбукой кистевых мазков.(Дети знакомятся с плоским мазком, «запятой», «зигзагом», «в плоскости».)
Воспитатель. Сейчас подойдите и выберите себе трафарет подноса для работы, который вам понравился. На своих выбранных подносах попробуйте разные элементы росписи, которые вы узнали, которые понравились.(Дети самостоятельно рисуют элементы жостовской росписи.)
Итог занятия
Воспитатель. Какие вы молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильно, красивые, точные.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Из какого материала делают подносы в Жостове?
Какой формы бывают подносы?
Какие цвета и оттенки используют художники?
Какими цветами расписывают изделия?
Если бы вы были мастером, то какой поднос изготовили бы и как его расписали?
Какое настроение создают у вас эти изделия?
Загадки о Жостове
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные!
Был обычный железный лист,
Гладок был и серебрист.
Но в руках у мастера стал красивым:
Фигурным, с высоким бортиком,
Прямо всем на диво!
(Поднос)
Конспект занятия в подготовительной группе, по теме
«Сине – голубое чудо гжель»
Цель занятия: Начать знакомить детей с историей промысла, учить рассматривать гжельскую посуду, отличать её форму, цвет.
Задачи занятия:
Образовательные:
Познакомить детей с историей промысла, учить внимательно рассматривать гжельскую посуду, отличать её форму, цвет.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, художественный вкус, уважение к рукотворному труду, умение видеть характерные отличительные особенности изделия.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной культуре, формировать эстетический вкус. Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Материал:
Не раскрашенные заготовки(предварительно вылепленные детьми), краски, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня я вас приглашаю в сине – голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймёте это.
Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите?(Чашки, чайники, блюдца и т. д.) Да , здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.
Вся посуда разная. Но есть в ней что – то общее. Как вы думаете, что?(Голубой и белый цвета). Правильно вся посуда украшена сине – голубым узором, расположенным на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана на фарфоровом заводе, который находится в городе Гжель Московской области.
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель….
Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 сёлах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой маслёнки вместо ручки причудливый завиток. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое - то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.
Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарили река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом – белом снегу. А ещё есть такая легенда – сказка.
Пошли как – то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Сине – белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их.
Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда, и стали они её называть «сине – белое чудо» или «нежно – голубое чудо».
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла!
По сей день недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нём внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивания – руки в стороны и
А потом их тянем вверх. вверх.
Отдохнёт спина у всех
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять. Приседания – 5 обычных и
А теперь три раза нужно, 3 раза подпрыгнуть.
Как лягушки, проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивание – руки в стороны
А потом их тянем вверх. и вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Воспитатель. Закройте глаза, подумайте, как вы распишете свою заготовку, представьте, что должно получиться.
Преступайте к работе.(Дети занимаются росписью своей заготовки.)
Итог занятия
Воспитатель. И вот ваши тарелки, блюдца, кружки, засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Чем отличается изделия гжельских мастеров?
Из какой глины они изготавливаются?
Почему Гжель называют сине – голубой?
Какую посуду делали гжельские мастера?
Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
Если бы вы были мастерами, то какое изделия изготовили бы вы и как его расписали?
Фарфоровые чайники, Деревня в Подмосковье
Подсвечники, часы, Прославилась теперь.
Животные и птицы Известно всем в народе
Невиданной красы. Её названье – Гжель!
Конспект занятий в подготовительной группе,
по теме «Чудо филимоновских свистулек».
Цель занятия : Познакомить детей с новым видом народного декоративно – прикладного искусства, называть цвета элементов росписи.
Задачи занятия:
Образовательные:
Познакомить детей с народно декоративно – прикладным искусством, учить рассматривать глиняные игрушки. Называть цвета элементов росписи.
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие, творческую активность, интерес к народному творчеству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству, формировать эстетический вкус. Воспитывать умение постигать народную мудрость.
Ход занятия:
Воспитатель.
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
С древних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России – матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские игрушки – свистульки. Хотите знать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша –
До чего же хороша.
Поглядите, каковы!
И наряды, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
Вы уже знаете, как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи эти игрушки? Как делают филимоновские свистульки, как вы думаете?
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная цветная – белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверей. Все игрушки забавные, высокие весёлые. Как и у дымковской игрушки, у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему – то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И ещё все они не просто игрушки, свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят их мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьёзность какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай – ка улыбнись!» Выполненные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сразу раскаляются докрасна, а потом добела. А когда они остынут, становятся бело – розовыми и твёрдыми как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора,
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны,
Сине - красные полоски
На боках у нас видны
После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а гусиным пёрышком. С кисточки краска к чистой обожженной глине не пристаёт, а с гусиного пера пристаёт. Краски разводят в молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовём знакомые. Чаще всего украшают игрушки цветными полосками, а еще «ёлочкой», пятнышками, «яркой ягодкой», «звёздочкой лучистой», цветами, похожими на солнышко. А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, ёлочки ростки – символы растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечают глаза и рот.
Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – жёлтые, красные, малиновые, зелёные, иногда синие или фиолетовые.
А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У неё высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по сравнения с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой изящной шляпкой.
Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.
Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки, собранные вместе, то не вольно появляется радостное настроение.
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные, -
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Вопросы к детям во время беседы:
Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?
Из какой глины они делаются?
Почему игрушки, которые вы видите, называются филимоновскими?
Из какого материала они сделаны?
Что любили лепить филимоновцы?
Почему они лепили людей, животных?
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили?
Как они называются и что символизируют?
Конспект занятия в подготовительной группе, по теме
«Знакомьтесь: русская матрёшка!»
Цель занятия: познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенностями росписи полхово – майданских матрёшек(колорит, композиция, элементы).
Задачи занятия:
Образовательные:
Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Приобщить детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию: духовности.
Развивающие:
Учить рисовать растительный узор в стиле полхово – майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Развивать познавательную активность детей.
Воспитательные:
Вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. Развивать цветовое восприятие, творческую активность, интерес к народному творчеству.
Материал:
Образцы матрёшек Полхов –Майдана, бумажные силуэты матрёшки, восковой карандаш чёрного цвета, акварель, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель выставляет на стол 8 матрёшек из одного набора.
Воспитатель. Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут –
Всех матрёшками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом…
Посмотрите – ка, ребята,
Чем матрёшечка богата?
У матрёшки – невелички
Есть весёлые сестрички.
Около ста лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку – куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в одну. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по – русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково – матрёшками.
Словно репка она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Порой чёрных смородинок – глаз.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить её из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой – в Сергиев Посаде, и около Новгорода – в селе Семёнове, и недалеко от города Мурома – в Полхов – Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой характер.
Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые и дети, любуются сестричками – матрёшками.
Сегодня мы с вами ближе познакомимся с полхов – майданскими матрёшками. По форме они удлинённые, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки – полушалки с цветами. Посмотрите, каким узором украшают матрёшек художники Полхов – Майдана?
Дети. Цветы, листочки, ягоды, бусины.
Воспитатель. Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Полхов – Майдана секрет – сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод чёрной тушью, красиво располагая их по матрёшке: в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками – алой, лиловой, зелёной, жёлтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветов. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.
Бочонки, копилки, матрёшки, грибы.
Они не малы, да не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах,
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветёт,
И яблочки зреют, и травка растёт.
Рисуют чёрным на стеблях цветы,
И яркие краски сочны и просты.
Яркие получаются матрёшки, так и кажется, что взмахнут они платочками и пустятся в пляс…
Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички,
Как пойдём плясать и петь –
Вам за нами не успеть.
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивания – руки в стороны и
А потом их тянем вверх. вверх.
Отдохнёт спина у всех
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять. Приседания – 5 обычных и
А теперь три раза нужно, 3 раза подпрыгнуть.
Как лягушки, проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивание – руки в стороны
А потом их тянем вверх. и вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Сегодня вы станете мастерами – художниками и сами распишете матрёшек(раздаёт силуэты). Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрёшек цветными, яркими.
Анализ работ
Воспитатель. Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какие матрёшки вам больше всего нравятся? Расскажи чем тебе понравилась работа…(Ответы 2 – 3 х детей.)
Молодцы, ребята. Сегодня мы ещё раз встретились с нашей любимой матрёшкой, побывали полхов – майданскими мастерами, и вы очень хорошо справились с работой.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Эта русская ….(матрёшка).
Конспект занятия в подготовительной группе , по теме
Беседа «Весёлые матрёшки».
Цель занятия: познакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Задачи занятия :
Образовательные :
Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; познакомить детей с матрёшкой как с предметом народного творчества; учить различать матрёшек по форме, цвету узору, по месту производства.
Развивающие:
Развивать художественный вкус; развивать цветовое восприятие, самостоятельность; развивать интерес к русской культуре, традициям.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к народной культуре, формировать эстетический вкус; активизировать творческое воображение.
Материал :
Набор матрёшек: семёновские, полхов – майданские, загорские, нерасписанная заготовка матрёшки.
Ход занятия :
Воспитатель: Есть много версий, как и когда родилась матрёшка. Первая матрёшка была сделана в местечке Абрамцево, и звали её Матрёна. Она была изготовлена мастером по дереву Василем Звёздочкиным, а расписывал её художник Сергей Малютин. В неё входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девушка Матрёна с петухом в руках, так всем понравилась, что игрушку назвали матрёшкой.
Абрамцево, Абрамцево –
Старинное местечко.
Там есть и лес, и рощица,
Поле, мостик, речка…
Там мастера решили
Матрёшку сотворить,
Чтоб только радость людям
Она могла дарить!
Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите из какого материала сделана матрёшка? (из дерева)
Все ли матрёшки одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?
Все они отличаются элементами росписи, но каждая одета в свой костюм : расписной сарафан, платок, передник.
К нам пришла матрёшка из города Семёнова, Загорска, Полховского Майдана.
Взгляните: эта гостья из города Семёнова. В правой руке она держит большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? (колокольчики, васильки,…..) Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семёновские матрёшки лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Край платка украшен цепью небольших бутонов. Для росписи используются яркие цвета : малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. В этой матрёшке спряталось много сестричек.
Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта матрёшка изготовлено в Загорске. Сдержанная, моложавая, круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный : нарядный русский сарафан с несложным геометрическим орнаментом. Правая рука согнута, левая опущена.
А эта красавица приехала к нам из города Полховский Майдан. Давайте посмотрим на неё внимательно и сравним с другими матрёшками. Что хочется сказать о ней? Какой у неё наряд? Что особенного у матрёшки из Полховского Майдана? У неё нет платка с завязанными краями, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У неё яркое капризное лицо, раскрашенное только чёрным цветом. Волосы уложены колечками. Краски покрывают фигуру отдельными цветами. Одежда яркая, ярмарочная: малиново – красная, ярко – жёлтая, сочно – фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Матрёшки полхов – майданские тоньше и выше.
Несмотря на то что все матрёшки разные по украшению, всё равно их очень любят малыши и взрослые.
Все они матрёшеньки,
Все они мелашеньки,
С аленькими щёчками
Под пёстрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
На нас чуть – чуть похожие.
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивания – руки в стороны и
А потом их тянем вверх. вверх.
Отдохнёт спина у всех
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять. Приседания – 5 обычных и
А теперь три раза нужно, 3 раза подпрыгнуть.
Как лягушки, проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем, Потягивание – руки в стороны
А потом их тянем вверх. и вверх.
Отдохнёт спина у всех.
А как же изготавливают матрёшек? Хотите об этом узнать?
Рождение матрёшки рождается на токарном станке, в токарном цехе. Мужчины вытачивают игрушки в основном из липы, дерева мягкого. Сухие липовые чурки мастера обтачивают с наружи и из нутрии. Едва уловимо мелькоют в его руках стаместки.
Деревянный чурбачок
Завертелся как волчок,
Из – под рук струятся стружки,
Получаются игрушки.
В следующем цеху женщины – грунтовщицы покрывают заготовку раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красивую матрёшку. Но это ещё не всё. Расписная матрёшка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снег и на неё ставили матрёшек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое яркое, как будто и нет ни какой зимы.
Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, когда по близости никого нет, матрёшки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.
Мы матрёшки, мы кругляшки,
Все мы ласковые, одинаковые.
Как пойдём плясать –
Только пыль столбом!
Матрёшки завоевали весь мир. И теперь её продают во многих странах как символ России.
Матрёшки русские
По свету славятся.
На них взгляните вы –
Чем не красавицы?
Дополнительные вопросы к детям во время беседы :
С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?
Из каких городов у нас в гостях матрёшки?
Чем они похожи? Чем они отличаются?
Какие костюмы носили матрёшки?
Как изготовляют матрёшку?
Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрёшку?
Чем она вам нравится?
Тема: «Знакомство с русскими народными промыслами»
Цель: Познакомить детей с культурой, традициями и промыслами русского народа.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая: развивать художественный вкус, внимание, память, творческие способности учащихся.
Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа.
Оборудование: изделия мастеров; образцы по промыслам.
Технические средства: записи русской народной музыки.
Ход занятия:
1. Организационный момент (активизация внимания).
2. Активизация мыслительной деятельности.
Воспитатель:
Слава нашей старине!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Звучит музыкальный фон (русская народная музыка).
Воспитатель:
Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные “барыни” и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.
По традиции старинной
Много лет, веков подряд
Внучкам бабушки дарили
Не наряды, просто клад
Вот и мне моя бабуля
Подарила сундучок
Кладезь мудрости народной
Это вам не пустячок.
Воспитатель достает из сундучка игрушки и изделия сделанные русскими мастерами, показ каждого изделия сопровождается обсуждением и беседой.
- Дети, посмотрите на эту ложку, какая она красивая, яркая. Давайте посмотрим из чего она сделана? А как вы думаете почему раньше ложки делали из дерева? Что на ней нарисовано?
Удивляет прорастая,
Как-то празднично жива,
Молодая, непростая
Черно-красная трава.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы,
Входим в царство золотое,
В мир волшебной хохломы.
Воспитатель достает из сундука дымковскую игрушку и рассказывает, что раньше игрушки делали из соломы, глины, вырезали из дерева. Посмотрите на эту игрушку, она сделана дымковскими мастерами. Как вы думаете из чего она сделана? Из глины. Давайте рассмотрим какие цвета используют мастера?
Мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Хозяйка с ярмарки идет,
Игрушки деточкам несет.
Игрушка не простая,
Свистулька расписная.
Воспитатель достает из сундука чайник. Рассматривает его вместе с детьми, обсуждает какими красками он раскрашен, какие узоры изображены.
Гжель прославила себя
Дивными узорами.
Голубую сказку встретишь
На блюдечке фарфоровом.
Голубые капельки, усики, отводки,
Завитки и листики, лютика - головки
Мастера наносят
Движением ловким.
Физминутка
Раз, два, три, четыре
Круг поуже, круг пошире!
На носочки и на пятки
А потом пляши присядку!
Влево, вправо повернулись
И на место все вернулись.
Воспитатель :
Одним из традиционных праздников была русская ярмарка. На которой мастера обменивались товаром. Вот сейчас мы проверим как вы меня внимательно слушали. Мы поиграем в игру, для этого нам надо разделиться на 3 команды: хохлома, дымка и гжель. Посмотрите у меня поднос с изделиями, здесь есть изделия хохломы, гжели и дымки. Так вот каждая команда должна принести на свой поднос изделия своего промысла. Та команда которая, принесет все изделия первая – выиграла.
Итог занятия:
- Не каждый человек может стать настоящим мастером. Когда мастера создают свои произведения, они шутят, поют песни, частушки.
Музыка и песни живут в самой природе изделий. Кто ее не слышит, тот не сможет создать произведение искусства. Душу тут надо иметь светлую, светлую. С такой душой и рождается творчество.
И мне бы хотелось закончить наше занятие словами: “Мы гордимся стариной, стала нам она родной”.
Предварительный просмотр:
Утренник в подготовительной группе «Ярмарка весёлая»
Цель: Закрепить знания детей о русских промыслах, традициях и культуре.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания детей о ярмарке и видах народного промысла.
Развивающие:
Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей, закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества.
Воспитательные:
Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Внимание, внимание!
Начинаем веселое гулянье!
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
С торговыми рядами,
С высокими горами,
С играми да плясками,
С песнями да сказками!
Раздается звон колокольчиков выбегает петрушка.
Петрушка :
Вот и я!!! Привет мои друзья!
Я весёлая игрушка, как зовут меня? (дети – петрушка)
Моё почтение добры молодцы, красны девицы!
Воспитатель: Здравствуй петрушка – хозяин ярмарки! Гляди, сколько гостей собралось, пора ярмарку открывать.
Петрушка:
Представление начинается, ярмарка открывается!!!
Подходите все сюда, здесь товары вижу я!
Дети подходят к торговой лавке. Воспитатель предлагает посмотреть какой товар здесь продается: игрушки, ложки, свистульки, подносы. Воспитатель показывает товар детям, а они по очереди, рассказывают из чего они сделаны.
Дымковская игрушка и посуда – её лепят из красной глины, а затем ставят в печь, чтобы она была крепкая.
Матрешка – делают из дерева. Матрешки все разного размера. Как вы думаете какую куколку вначале делаю, маленькую или большую? Вначале самую маленькую, а потом по ней подгоняют остальные. Какие цвета используют для росписи матрешек? Во что она одета? А какие узоры на одежде у матрешек?
Воспитатель: Ребята к нам на праздник сегодня пришли гости. Выходят матрешки:
Матрешка (1):
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, матрешки румяные.
Матрешка (2):
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вместе мы поем частушки
И танцуем впятером.
Матрешка (3):
Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.
Матрешка (4):
Вот там мед стоит в бочонке.
Вот вам маслице в масленке.
Вот и сайки, и блины.
Все кругом удивлены.
Матрешка (5):
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Исполняют песню « мы матрешки – вот такие крошки»
Петрушка держит в руках коробку и просит детей угадать, что там лежит:
Здесь и ложки хохломские, и свистульки удалые.
Тут поют свои частушки, знаменитые игрушки!
Воспитатель: Без веселья и частушек не бывает ярмарки. Эй, где вы частушечники, выходите!!!!
Частушечник (1):
Как по речке по Волжанке
Соловей плывет на палке,
Сел на доску тонкую,
Развел гармошку звонкую.
Частушечник (2):
На горе стоит телега –
Слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Частушечник (3):
Сидит ежик на березе –
Новая рубашка.
На голове – сапожок,
На ноге – фуражка.
Частушечник (4):
Поглядите-ка ребята,
Что на крыше деется:
Воробей в рожок играет,
За головку держится.
Петрушка обращается к детям:
- Говорят, что вы все умеете, на все руки мастера. А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?
"Сачок зацепился за сучок"
"Кукушка кукушенку купила капюшон, как в капюшоне он смешон"
" Осип охрип, Архип осип" и др.
Воспитатель: А теперь ребята, мы с петрушкой приглашаем вас на игровой двор. Игра «Колечко». На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшиваются. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и произносит считалочку:
Летела кукушечка мимо сада
Поклевала всю рассаду
И кричала: «Куку-мак!»
Раскрывай один кулак.
Играющие передвигают кольцо по шнуру. Водящий должен угадать у кого спрятано кольцо. Тот кого он называет убирает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок у кого нашли кольцо становится водящим.
Петрушка: не устали ли, ребятки? Ну-ка, а теперь давайте посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки:
Весёлая белая глина,
Кружочки полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормильцы и водоноски,
И всадники и ребетня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну назови-ка меня. (Дымка)
Есть у нас одна игрушка
Не лошадка не петрушка,
Красна – девица.
Каждая сестрица,
Для меньшей темница. (Матрешка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая карусель у нас, с петушком, лентами яркими, давайте на ней прокатимся:
Еле, еле, еле, еле.
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
всё бегом, бегом, бегом
Петрушка: Ну какая же ярмарка, без угощенья.
Воспитатель и петрушка угощает детей пряниками и баранками.
Воспитатель: Мне кажется, что хороший праздник получился у нас. Какие прекрасные песни пели, частушки, а как весело танцевали! Одним словом молодцы! Не зря в народе говорится, что конец – всему делу венец! Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей старшей группы ДОУ. Главная задача его- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на истории нашего велико...
Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...
Проектная деятельность в подготовительной группе "Русский лес"
Проект "Русский лес" является итоговой работой по теме "Ознакомление детей с окружающим миром живой природы". В данном проекте дети выступали в роли научных сотрудников, путешественников и чтецо...
Проектая деятельность Отчет " Богатыри Земли Русской"2020
Отчет "Богатыри Земли Русской"...
Методические разработки по проектной деятельности "В гостях у русской народной сказки"
В данной презентации представлен краткосрочный проект в младшей группе "В гостях у русской народной сказки"...
Проектная деятельность Тема: «Гордость земли Валуйской» Поэт Ходеев Иван Яковлевич
Проектная деятельность на тему “Гордость земли Валуйской” посвящена исследованию жизни и творчества поэта Ивана Яковлевича Ходеева. В проекте рассматривается биография поэта, его становлен...