Непосредственно-образовательная деятельность с детьми , образовательная область "Коммуникация"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему

Смирнова Татьяна Александровна

 

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

 3. Упражнять детей:

 - в образовании сложных прилагательных;

 - в составлении сложноподчиненных предложений.

 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

 

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

 

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца,

 

Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

 

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла.

 

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

 

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

 - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

 - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

 - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

 

1. Эта птица никогда

 Для птенцов не вьет гнезда.

 /Кукушка/

 

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

 

2. Под крышей я леплю гнездо

 Из комочков глины.

 Для птенчиков стелю на дно

 Пуховую перину.

 /Ласточка/ /включается аудиозапись/

 

3. Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

 Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

 за лягушками к болоту.

 /Аист/ /аудиозапись/

 

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

 Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

 - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

 - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

 - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

 - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

 

/загибаются пальцы обеих рук/

 

Пой–ка, подпевай-ка,

 Десять птичек – стайка,

 Эта птичка – воробей,

 Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

 Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

 Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

 Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

 Птички, птички, по домам.

 /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

 

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

 

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

 

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

 У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

 У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

 Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

 У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

 У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

 

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

 Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

 Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

 Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

 Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

 

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

 - О каких новых перелетных птицах вы узнали?

 - Что интересного мы узнали о кукушке?

 - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

 - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с детьми Образовательная область познание «Поможем построить городок для гномов» средний дошкольный возраст.

Цель: способствовать познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.Закреплять знания детей о строительстве дома: последовательности постройки, использовании стро...

Конспект совместной деятельности с детьми Образовательная область «Коммуникация» Драматизация сказки «Три поросенка». (средняя группа).

Программные задачи: - развивать мелкую моторику рук;- развивать диалогическую речь;- закреплять умение сочетать движение и речь;- обогащать словарь детей;- закреплять умение отгадывать загадки;- продо...

Организованная деятельность с детьми. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в подготовительной группе. Тема "Приключения Буратино!".

Учимся играя. С помощью этого материала вы можете совершить увлекательное путешествие по страницам любимой сказки А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Закрепить умение классифици...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми образовательная область « Художественное творчество» Лепка. Название «Кленовый лист».

Задачи: Образовательные задачи: закрепить умения  скатывать пластилин в шар, формировать умение составлять предложения с использованием знакомых слов.Развивающие задачи: развивать умение сл...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми Образовательная область «Познание» Тема: «Иней покрыл деревья».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми Образовательная область «Познание»Работа с бумагой и картонаТема:  «Иней покрыл деревья»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел: «Изобразительная деятельность» Тема: «Мое родное село Усть-Кокса»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Раздел: «Изобразительная деятельность»Тема: «Мое родное с...