Методическая разработка "Почва Белгородского края"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Уважаемые педагоги!!! Эта методическая разработка поможет Вам познакомить детей с почвами Белгородского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pochva_chernozemnogo_kraya.docx | 17.4 КБ |
nod_pochva_chernozemnogo_kraya.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧВА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ
Евдакова Т.Ю., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»
города Губкина Белгородской области
Программное содержание:
систематизировать и уточнять представления детей о «Земле-кормилице». Формировать представления о составе и географическом расположении почвы края. Воспитывать любовь к земле, гордость за родную землю, желание беречь ее. Развивать умение анализировать, делать умозаключения и сопоставления.
Оборудование: посылочный ящик, плоскостные изображения: земля-кормилица – 50 см, фея – Черноземка – 30 см, Глинка – 20 см, Песчанка – 10 см, Мелянка – 5-8 см, мяч, образцы почв (чернозем, с примесями глины, песка, мела), карта области, фишки (черные, коричневые, желтые, белые), письмо, лейка с водой, угощение земли-кормилицы (любые овощи или фрукты, выращенные в данной местности).
Ход мероприятия:
Чтение детям стихотворения Я. Авидова «Мать-земля»:
Скажи мне, как правильно землю называть?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверное, сказать ей:
Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все. Что мы любим,
Все создано ею:
И горы, и реки, и лес. И цветы,
И осень, и лето, и дождик и ты!
Воспитатель задает вопрос детям:
- Как бы вы хотели назвать нашу землю и почему?
Ответы детей: красавица, земля-матушка, земля - наше богатство, земля-кормилица и т.д.
Стук в дверь.
Воспитатель. Пришла посылка от Земли-матушки Белгородчины. Она узнала, что мы говорили о ней, да еще так красиво и ласково ее называем, и она захотела рассказать о себе подробнее. Ведь Белгородская земля – особенная ее называют, «царь почв», кормилица России, национальное богатство.
Воспитатель открывает посылку и достает изображение Земли – кормилицы (образ женщины с элементами костюма Белгородского края, в руке у нее колосья пшеницы, в другой корзина с овощами и фруктами. Волосы длинные, черные косы с вкраплением желтых, коричневых, белых полос – символ почвы).
Воспитатель совместно с детьми проводит обсуждение образа. Дети высказывают суждения, почему это земля-кормилица и именно Белгородчины (по элементам костюма).
В посылке конверт – в нем письма записки.
Чтение первого письма:
Здравствуйте ребята!
Мне очень приятно, что вы любите меня и называете так ласково и красиво. Я Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая, люблю кормить людей, особенно тех, кто заботиться обо мне. Я знаю, что вы тоже ухажисаете за мной, подкармливаете. Поливаете, убираете сорняки, когда выращиваете урожай на своем огороде в детском саду. Спасибо вам за заботу. Давайте сейчас сыграем с вами в игру «Поймай – называй».
Игра: Внимательно рассмотреть, что в изображении «Земли – кормилицы» есть из ее даров для употребления в пищу и назовите чем еще, не изображенным на рисунке, земля кормит людей.
(Дети стоят в кругу, кому воспитатель бросает мяч, тот и должен дать ответ. Кто ошибается – называет то, что есть в изображении, повторяется или ошибается, выбывает из игры).
Чтение второго письма.
Рябята, хочу открыть вам секрет. Почвы Белогорья не все одинаковы, есть очень плодородные, есть не очень. А зависит это от состава, ведь чернозем бывает разный: чистый чернозем, с примесью песка, глины и мела. Я посылаю вам образцы разного чернозема. Рассмотрите их, исследуйте и определите где какой?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Цель: закреплять представления детей о составе почвы. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
- с примесями мела – имеет белесый оттенок, белые крупинки;
- песчаная почва – сыпучая, с мелкими пылинками, при смачивании не склеивается;
- глинистая – с крупинками, при смачивании клейкая;
- чистый чернозем – при поливе самый черный, трудно смывается с рук, при рассмотрении через лупу в нем отмечается присутствие перегнивших листьев, корней.
Продолжение письма.
Расположены разные виды почв в разных местах области и количество их разное. Управляют этими почвами мои подруги – феи Черноземка, Глинка, Песчанка, Мелянка. Я посылаю Вам их портреты, по цвету волос вы определите, где какая фея, а по их росту узнаете каких земель больше, а каих меньше.
Воспитатель достает из посылки и прикрепляет на фланелеграф изображение фей.
Дети рассматривают изображения, определяют, где какая фея, делают предположения пропорциональном взаимоотношении почв с ростом фей.
Воспитатель обращает внимание, что в кармашках у фей лежат значки (квадратики по цвету, представляющие почву). Приглашают детей к карте Белгородской области и рассказывают, где и какие почвы расположены:
- на террасах реки Оскол расположены массивы песчаных почв (Ракитное, Борисовка, Грайворон, Прохоровка, Губкин – черноземы =77% (северо-восток области, частично в Валуйском районе);
- здесь же вкрапление суглинистых почв;
- с меловыми отложениями (незначительно) Алексеевский, Корочанский, Белгородский районы 1%.
Дети размещают значки по карте, в соответствии с рассказом воспитателя.
В конце проводиться анализ по карте, каких земель на Белгородчине больше (черноземных), поэтому фея Черноземка самая высокая, проводиться сравнение с другими феями.
Заключение: поэтому и край называется черноземным.
Чтение письма.
Чернозем – это богатство края, такие почвы встречаются очень редко. Когда была Великая Отечественная война, фашисты даже вывозили ее в Германию, загружали целые железнодорожные составы, чтобы нашим черноземом обогатить свою землю, но наши люди боролись, не давая увозить наше богатство, взрывали составы, сами погибали ради земли-матушки, земли кормилицы.
Берегите, ребята, богатство края – и земля вас всегда накормит. На прощанье из посылки дает детям угощенье, выращенное на белгородской земле (яблоки или морковь, ягоды или фрукты).
Предварительный просмотр:
ПОЧВА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ
Евдакова Т.Ю., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»
города Губкина Белгородской области
Программное содержание:
систематизировать и уточнять представления детей о «Земле-кормилице». Формировать представления о составе и географическом расположении почвы края. Воспитывать любовь к земле, гордость за родную землю, желание беречь ее. Развивать умение анализировать, делать умозаключения и сопоставления.
Оборудование: посылочный ящик, плоскостные изображения: земля-кормилица – 50 см, фея – Черноземка – 30 см, Глинка – 20 см, Песчанка – 10 см, Мелянка – 5-8 см, мяч, образцы почв (чернозем, с примесями глины, песка, мела), карта области, фишки (черные, коричневые, желтые, белые), письмо, лейка с водой, угощение земли-кормилицы (любые овощи или фрукты, выращенные в данной местности).
Ход мероприятия:
Чтение детям стихотворения Я. Авидова «Мать-земля»:
Скажи мне, как правильно землю называть?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверное, сказать ей:
Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все. Что мы любим,
Все создано ею:
И горы, и реки, и лес. И цветы,
И осень, и лето, и дождик и ты!
Воспитатель задает вопрос детям:
- Как бы вы хотели назвать нашу землю и почему?
Ответы детей: красавица, земля-матушка, земля - наше богатство, земля-кормилица и т.д.
Стук в дверь.
Воспитатель. Пришла посылка от Земли-матушки Белгородчины. Она узнала, что мы говорили о ней, да еще так красиво и ласково ее называем, и она захотела рассказать о себе подробнее. Ведь Белгородская земля – особенная ее называют, «царь почв», кормилица России, национальное богатство.
Воспитатель открывает посылку и достает изображение Земли – кормилицы (образ женщины с элементами костюма Белгородского края, в руке у нее колосья пшеницы, в другой корзина с овощами и фруктами. Волосы длинные, черные косы с вкраплением желтых, коричневых, белых полос – символ почвы).
Воспитатель совместно с детьми проводит обсуждение образа. Дети высказывают суждения, почему это земля-кормилица и именно Белгородчины (по элементам костюма).
В посылке конверт – в нем письма записки.
Чтение первого письма:
Здравствуйте ребята!
Мне очень приятно, что вы любите меня и называете так ласково и красиво. Я Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая, люблю кормить людей, особенно тех, кто заботиться обо мне. Я знаю, что вы тоже ухажисаете за мной, подкармливаете. Поливаете, убираете сорняки, когда выращиваете урожай на своем огороде в детском саду. Спасибо вам за заботу. Давайте сейчас сыграем с вами в игру «Поймай – называй».
Игра: Внимательно рассмотреть, что в изображении «Земли – кормилицы» есть из ее даров для употребления в пищу и назовите чем еще, не изображенным на рисунке, земля кормит людей.
(Дети стоят в кругу, кому воспитатель бросает мяч, тот и должен дать ответ. Кто ошибается – называет то, что есть в изображении, повторяется или ошибается, выбывает из игры).
Чтение второго письма.
Рябята, хочу открыть вам секрет. Почвы Белогорья не все одинаковы, есть очень плодородные, есть не очень. А зависит это от состава, ведь чернозем бывает разный: чистый чернозем, с примесью песка, глины и мела. Я посылаю вам образцы разного чернозема. Рассмотрите их, исследуйте и определите где какой?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Цель: закреплять представления детей о составе почвы. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
- с примесями мела – имеет белесый оттенок, белые крупинки;
- песчаная почва – сыпучая, с мелкими пылинками, при смачивании не склеивается;
- глинистая – с крупинками, при смачивании клейкая;
- чистый чернозем – при поливе самый черный, трудно смывается с рук, при рассмотрении через лупу в нем отмечается присутствие перегнивших листьев, корней.
Продолжение письма.
Расположены разные виды почв в разных местах области и количество их разное. Управляют этими почвами мои подруги – феи Черноземка, Глинка, Песчанка, Мелянка. Я посылаю Вам их портреты, по цвету волос вы определите, где какая фея, а по их росту узнаете каких земель больше, а каих меньше.
Воспитатель достает из посылки и прикрепляет на фланелеграф изображение фей.
Дети рассматривают изображения, определяют, где какая фея, делают предположения пропорциональном взаимоотношении почв с ростом фей.
Воспитатель обращает внимание, что в кармашках у фей лежат значки (квадратики по цвету, представляющие почву). Приглашают детей к карте Белгородской области и рассказывают, где и какие почвы расположены:
- на террасах реки Оскол расположены массивы песчаных почв (Ракитное, Борисовка, Грайворон, Прохоровка, Губкин – черноземы =77% (северо-восток области, частично в Валуйском районе);
- здесь же вкрапление суглинистых почв;
- с меловыми отложениями (незначительно) Алексеевский, Корочанский, Белгородский районы 1%.
Дети размещают значки по карте, в соответствии с рассказом воспитателя.
В конце проводиться анализ по карте, каких земель на Белгородчине больше (черноземных), поэтому фея Черноземка самая высокая, проводиться сравнение с другими феями.
Заключение: поэтому и край называется черноземным.
Чтение письма.
Чернозем – это богатство края, такие почвы встречаются очень редко. Когда была Великая Отечественная война, фашисты даже вывозили ее в Германию, загружали целые железнодорожные составы, чтобы нашим черноземом обогатить свою землю, но наши люди боролись, не давая увозить наше богатство, взрывали составы, сами погибали ради земли-матушки, земли кормилицы.
Берегите, ребята, богатство края – и земля вас всегда накормит. На прощанье из посылки дает детям угощенье, выращенное на белгородской земле (яблоки или морковь, ягоды или фрукты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры на основе репертуара Белгородского края
Авторская разработка народных игр на основе народных фольклорных песен Белгородского края. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет.Цель: приобщение к истокам национальной культуры; развитие музыкально-...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Белгородский край родной»
Повествование детям об их родном крае....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Ходит Осень Белгородским краем"
Любовь к Родине мы все начинаем понимать в полном смысле когда взрослеем, приобретаем жизненный опыт. Во многом это зависит от того, каким образом это было заложено в нас с детства. Может быть любовь ...
Домашние птицы Белгородского края
Интересное пособие по изучению материала "Домашние птицы Белгородского края"...
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие по Белгородскому краю».
Задачи:Образовательные: 1. Расширить представление детей о Родине малой и большой.2. Расширять и закреплять знания детей о родном крае, о его природе, достопримечательностях, об известных л...
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...