План - программа "Экологическое воспитание дошкольников"
материал (старшая группа)
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;
- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 57 ОАО «РЖД»
ПЛАН - ПРОГРАММА
по экологическому воспитанию
Срок реализации 2 года
5-6 лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная группа)
Составители:
Воспитатели: Карась В.М.
Горбачева Л.А.
Смоленск
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский.
Программа «Экологический патруль» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Содержание кружка основано на проекте «Эколята - дошколята», который предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);
- практические ( самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).
Формы проведения совместной деятельности с детьми:
игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.
Формы работы с семьёй:
беседы, консультации, анкетирование, выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале и конце года.
Форма подведения итогов реализации программы:
участие в экологических проектах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка;
внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка культуры природолюбия;
внедрение в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, решению экологических проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучающей программы 3 года. Занятия кружка проходят четыре раза в месяц.
Продолжительность занятий кружка:
первый год обучения: дети 5-6 лет – от 20 до 25 мин.
второй год обучения: дети 6-7 лет – 25 мин.
Форма проведения занятий кружка: групповая.
Время проведения: вторая половина дня.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;
- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Перспективный план работы
Старшая группа
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра |
2 | «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары» | Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям; формировать знания о деятельности по защите природы | Принятие законов охраны природы; чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». |
3 | «Хлеб на стол пришел» | Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба | Чтение р/н сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка» |
4 | «Будет хлеб-будет и песня» | Познакомить детей с профессией пекаря; учить различать хлебобулочные изделия | Дид. игра «Узнай на вкус»; лепка из соленого теста |
Октябрь 1 | «Я гербарий собираю – листья, веточки, плоды» | Познакомить с понятием коллекция, учить тому, что материал для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту осенней природы | Беседа «Мы – коллекционеры», составление правил коллекционеров; выкладывание узора из осенних листьев |
2 | Прохождение экологической тропы «Путешествие в Осень» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в осенний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных деревьев |
3 | «Путешествие растений» | Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям | Рассказ о размножении растений, отгадывание загадок |
4 | «Незнайка пришел в гости» | Расширение представлений детей об овощах и фруктах; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Дид. игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию» |
Ноябрь 1 | «Дом под крышей голубой» | Объяснить детям взаимосвязь человека и природы; формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и её обитателям | Чтение и обсуждении стих. В.Орлова «Дом под крышей голубой»; чтение рассказа «Бездомные белки», дид игра «Найди, где чей дом» |
2 | «Вода – это жизнь!» | Дать представление о значении воды для всего живого, её ценность, показать способы очистки воды | Чтение и обсуждение рассказов «У реки», «У озера»; эксперимент по очистке воды |
3 | «Водоемы родного края» | Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе | Работа с картой области; беседа «Где мы берем воду» |
4 | «Гость из водоема» | Развивать представление детей об обитателях водоемов | Рисование обитателей водоема |
Декабрь 1 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе , как другу, доверять бы мог» | Объяснять детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение к животным | Беседа «Мы хотим защитить»; правила настоящего хозяина кошки; оформление фотовыставки «Домашние любимцы» |
2 | «Как звери в лесу зимуют» | Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты , сопереживания ко всему живому | Кукольный театр |
3 | «Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!» | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; учить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к « братьям нашим меньшим» | Упражнение «Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для птиц |
4 | Прохождение экологической тропы «Путешествие в зиму» | Расширять представление детей о зимних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в зимний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих кормушек |
Январь 1 | «Снег и его свойства» | Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов, учить анализировать и делать выводы | Беседа «Что такое снег?»; опытная работа по изучению мест большего загрязнения снега |
2 | «Пришла зима – снег и радость принесла» | Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы | Рисование «Снег из ваты»; игры в снежки без снега |
Февраль 1 | «Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты» | Обобщить знания детей об уходе за комнатными растениями, дать представление о сигнальных признаках болезни растений | Беседа о правилах ухода за растениями; пальчиковая игра «Цветок» |
2 | Посадка лука | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность – умение замечать изменение в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся | Обсуждение условий выращивания лука, изучение строения луковицы; постановка опыта |
3 | Посев семян перца для выращивания рассады | Дать представление детям о том, из чего можно вырастить растение, учить выращивать рассаду из семян | Отгадывание загадок; рассказ о полезных качествах перца; показ приемов посева семян; практическая работа |
Март 1 | «Зовем Весну – красну!» | Дать представление о народных традициях встречи весны; познакомить детей с образом весны, переданным в различных произведениях искусства; учить детей любоваться красотой природы | Развлечение «Зовем Весну – красну!» |
2 | Прохождение экологической тропы «Путешествие в весну» | Расширять представление детей о весенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в весенний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, хвойных и лиственных деревьев, проталинок |
3 | «Жаворонки, прилетите! Лето в клюве принесите!» | Уточнить представление детей о перелетных птицах, трудностях с которыми они встречаются на пути домой; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе | Беседа «Встречайте птиц», слушание птичьих голосов; игра «Хорошо – плохо», упражнение «Две птицы» |
4 | «На проталинке» | Дать представление об изменениях климатических условий на планете и их влиянии на все живое | Чтение отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»; плоскостная лепка «Подснежники» |
Апрель 1 | «Растения- лекари» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы | Рассказ о лекарственных растениях, игра «Узнай и назови», оформление альбома «Растения – лекари» |
2 | «На пригорке вырос мухомор, а у нас с тобою уговор: пусть растет он, пусть стоит - лишь для нас он ядовит!» | Дать представление детям о том, что многие ядовитые растения животные используют, как лекарство; воспитывать интерес к природе, учить бережному к ней отношению | Беседа «Жалобная книга природы»; чтение и обсуждение рассказа К.Ушинского «Птицы», игра «А если бы…» |
3 | «Разве дереву не больно?» | Вспомнить названия деревьев, их особенности; дать представление о том, что дерево живое, оно нуждается в тепле, воде | Беседа «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», игровое упражнение «Детки на ветке»; ремонт книг |
4 | Красная книга природы | Дать детям представление об исчезающих видах растений и животных и влиянии на это положение человека | Просмотр учебного фильма |
Май 1 | «Майский сад» | Развивать умение сравнивать разные периоды весны; воспитывать радостное , бережное, заботливое отношение детей к пробуждению природы | Экскурсия к цветущим плодовым деревьям; игра «Когда это бывает?» |
2 | «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты» | Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости; познакомить с новыми цветами, учить сравнивать их по окраске, форме, запаху, количеству, размеру | Упражнение «О чем говорят цветы», загадки о цветах, рисование мелками на асфальте «Волшебные цветы» |
3 | «Я цветочек вышила –жу-жу-жу услышала» | Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Развлечение «На весеннем лугу» |
4 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра «Времена года» |
Перспективный план работы Подготовительная группа | |||
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | КВН «Эколята – дошколята» |
2 | «Планета Земля – наш общий дом» | Дать представление о солнечной системе, рассказать об уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте | Игра – моделирование «Солнечная система» |
3 | «Солнце – источник тепла и света» | Дать представление детям о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе | Рассказ воспитателя о Солнце; опыты с камешками и водой |
4 | «Воздушный океан» | Уточнить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения | Опыты «Свойства воздуха»; беседа «Кто загрязняет воздух и как его очистить» |
Октябрь 1 | «Золотая осень» | Провести наблюдение за осенней природой; воспитывать наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её | Экскурсия в ближайший парк |
2 | «Подарки осени» | Закреплять знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру | Развлечение «В гостях у друзей и защитников природы» |
3 | «Природа – чудесница» | Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию | Изготовление поделок из природных материалов, оформление выставки |
4 | «Грибными дорожками» | Закреплять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; воспитывать экологическую культуру поведения в лесу | Инсценировка |
Ноябрь 1 | «Жизнь зверей осенью» | Развивать у детей интерес к объектам природы, расширять кругозор и представление об изменениях в жизни зверей осенью | Настольный театр |
2 | «Перелетные птицы» | Формирование причинно – следственных связей и закономерностей в природных явлениях, расширение представлений о перелетных птицах | Беседа о перелетных птицах, разгадывание кроссвордов |
3 | «Что мы сажаем, сажая леса?» | Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу | Игра «Хорошо – плохо»; беседа «Лес в жизни человека» |
4 | «Природная стихия – огонь» | Углубить представление детей о роли огня в жизни человека; дать представление о вреде пожаров для природы | Игра «Огонь друг – огонь враг»; беседа «Пожар – стихийное бедствие»; аппликация «Костер» |
Декабрь 1 | «Полет на луну» | Расширять знания о луне, представление о космических телах; расширять творческое воображение | Дид. игра «Найди сходства и отличия»; рассказ воспитателя о луне |
2 | «Корабль пустыни» | Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни; воспитывать экологическую культуру | Беседа о пустыне, просмотр видеоролика; отгадывание загадок |
3 | «Зимнее путешествие» | Развивать у детей наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой. | Экскурсия в зимний парк |
4 | «Жизнь птиц зимой» | Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе | Игра – инсценировка, отгадывание загадок; оригами «Птица» |
Январь 1 | «Ледяная зона» | Познакомить с природными условиями Арктики и Антарктиды, их обитателями, перечислить их приспособительские особенности к природной среде; способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира | Работа с глобусом, просмотр видеоролика, оригами «Пингвин» |
2 | «Эколята в подземном царстве» | Дать первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений; способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. | Экспериментальная работа с почвой, игра «Живая и мертвая вода» |
Февраль 1 | «Эколята в гостях у морского царя» | Познакомить детей с морскими обитателями, их образом жизни, показать многообразие и красоту окружающего мира | Игра – путешествие в подводный мир |
2 | «Эколята на берегу пруда» | Познакомить детей с обитателями пресноводных водоемов Смоленщины; воспитывать чувство гордости за родную природу, учить бережному отношению к ней. | Беседа об обитателях пресноводных водоемов, коллективная работа «В пруду» |
3 | «Родной край» | Выявить знания детей о животном мире родного края, познакомить с заповедниками Смоленщины | Работа с картой, рассматривание альбомов «Животный мир», беседа «Это – Родина твоя!», оформление альбома «Красная книга Смоленщины» |
Март 1 | «То березка, то рябинка» | Познакомить детей с растительным миром Смоленщины, дать представление о растениях, занесенных в красную книгу. | Дид. игра «Куда мы попали?, упражнение «Выбери лекарственное растение», оформление альбома «Красная книга Смоленщины» |
2 | «Пришла весна –отворяй ворота!» | Закрепить представления детей об изменениях в природе с приходом весны, учить видеть красоту, неповторимость и хрупкость природы | Рисование «Весна – красна» |
3 | «На моем окошке настоящий сад!» | Дать детям представление о правилах посадки семян цветов, рассказать о растениях, которые дети сажают; развивать умение трудиться | Посадка семян цветов для оформления участка |
4 | «Взаимосвязи в природе» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их; способствовать воспитанию интереса к миру природы. | Чтение сказки «Старик и сова», обсуждение прочитанного, составление пищевых цепочек |
Апрель 1 | «Весна – красна» | Закрепить полученные представления детей о природе родного края, весенних изменениях; учить заботиться о птицах | Экскурсия в ближайший парк, установка скворечников |
2 | «К первоцветам в гости» | Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми. | Экскурсия по территории детского сада, установка табличек возле первоцветов |
3 | «Хлеб да каша – пища наша» | Дать детям представление о весенних полевых работах, формировать реалистические представления о природе; формировать представление об экологически чистых продуктах | Игра – развлечение «Горшочек каши» |
4 | «День добрых дел» | Дать детям практические навыки ухода за растениями; воспитывать бережное отношение к природе | Уход за растениями на участке: подвязывание веток, рыхление почвы, установка табличек. |
Май 1 | «День добрых дел» | Научить детей высаживать растения и правильно за ними ухаживать | Высадка рассады цветов на участке; составление «живой дорожки»: зерно, росток, лист, цветок, зерно |
2 | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Закрепить понятие «юный эколог»; на литературных примерах разобраться в добрых и плохих поступках по отношению к природе; учить анализировать свое поведение в природе | Работа по сказкам, викторина «Друзья природы» |
3 | «День добрых дел» | Учить наводить и соблюдать порядок на объектах природы | Уборка на групповом участке и на аллее эколят |
4 | Мониторинг | Выявление уровня экологической грамотности детей | Экологическая игра «Эколята – дошколята» |
Список литературы.
1. Веретенникова С.А. Ознакомление с природой. – М.: ТЦ Сфера, 1980.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. Мозаика-Синтез, 2005.
4. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений, М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию / Сост. Федосеева П.П. – Ярославль: Академия холдинг, 2000.
8. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. Саморуковой П.Г. – 2-е изд. – М., 1983.
9. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 -7 лет / Сост. Меремьянина О.Р.М.: ТЦ Сфера, 2016.
10.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Маричева О.В., Екина.Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
12. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
13. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
14. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
План самообразования «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».
В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...
Перспективный план "Патриотическое воспитание дошкольников"
План проектной деятельности по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы (темы и задачи) на учебный год....
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...