"Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель: формирование у детей интереса к малым жанрам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
- знакомство детей с предметами старинной русской избы
- знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, о русском быте и гостеприимстве.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- познакомить детей с потешками, загадками, народными играми
Образовательная область «Коммуникация»
- воспитывать у детей культуру общения
Материалы: загадки, пословицы, поговорки, игра «назови слово», частушки, угощения и предметы быта.
Ход занятия.
У входа в мини - «избу» детей встречает Хозяйка.
Хозяйка: Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют...
Песня «Параня»
(начинает Хозяйка, дети подхватывают)
Хозяйка: А почему Русь называют деревянной?
Дети: Раньше все постройки были из дерева
Хозяйка: Да правильно. Давным-давно люди строили себе жилища из дерева: и полы, и потолки, и стены, и мебель, и посуда…
Наша изба ровно тепла,
Домом жить – не лукошком шить,
Домом жить – не развеся уши ходить,
Домом жить – обо всем тужить.
Дети рассаживаются на лавки
Хозяйка: В моем доме мне все помогает, у меня хорошие помощники: печка барыня, самовар-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода.
Да вот ещё четыре братца:
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной крышей стоят. (Стол)
А на столе у меня голубки,
Которым место – у прорубки. (Блюдца и ложки)
Вот такие у меня друзья помощники
Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Дети: наша хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подает,
Одним одна за всех отвечает.
Хозяйка: Ах, в тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Как для вас, мои друзья,
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
50 пирогов – не найти едоков!
Хозяйку потеште – пирогов поешьте!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Дети угощаются
Хозяйка: А теперь послушайте, о каком предмете Я сейчас вам расскажу?
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым, под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Хозяйка: В старину этот предмет называли гребнем,
Вот он!
Он тоже деревянный. На что он похож? (На расческу)
А вот ещё загадка:
Что за урод - нога и рот
Ничего не вижу, ртом таскаю жижу
Сама не глотаю, а выливаю.
Дети: Это ложка
Хозяйка: А вы знаете про ложку загадку?
Дети: У неё есть рот и нога,
Она совсем слепая,
Во рту всегда суп
Проглотить не может,
А в другой выливает.
Хозяйка: Ложечки точеные
Ручки золоченные
Ну – ка ложки берите
Да меня повеселите!
Игра на ложках
Хозяйка: А у меня ещё загадка:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.
Дети: Ухват!
Хозяйка: А теперь вы загадку про ухват скажите.
Дети: Стоит в углу палка,
А на ней металлическая рогатка.
Хозяйка: А теперь ваша очередь мне загадку загадывать.
Дети: Черная на длинной ручке,
С загнутым носом,
Всегда мешает угли в печи.
Хозяйка: Ах, так это черный конь,
Что скачет в огонь - кочерга.
Ну, раз вы так хорошо знаете, что у меня в избе находится, поиграю я с вами в игру. Вот у меня волшебный волчок, скажешь ему волшебные слова:
«Крутись, волчок, ложись на бочок – он покружится и уляжется».
Куда «носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит, да как называется.
Игра «Назови слово».
( Дети называют предметы, находящиеся в «избе», и объясняют для чего они предназначены: коромысло, чугунок, ухват, сундук, прялка, рубель).
Хозяйка: (Хвалит детей). Ну а теперь давайте-ка повеселимся. Сядем рядком, да частушки попоем.
У меня четыре шали,
Пятая пуховая
Не одна я боевая
Все мы здесь бедовые
Как топну ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Все равно плясать хочу.
Хозяйка: Ну, вот и повеселись мы с вами, да потешили друг другу загадками, шутками, да прибаутками. А теперь красны девицы да добрые молодцы собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь.
Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка!
Наделил бы тебя Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...