Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Мастер-класс для родителей
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»
Подготовила воспитатель:
Плужникова Галина Владиславовна
Санкт-Петербург
2013 год
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое воспитание детей это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей я подобрала игры в в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делает их живыми, а следовательно, более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Игра: Дорожка «Времена года» (авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой гамме, присущей
тому или иному времени года.
Игровой материал: дорожка по временам года, карточки с признаками времён года
Правила игры: по карточке найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.
Ход игры:
1 уровень сложности: « Мы идём, идём, идём остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.
2 уровень сложности: Воспитатель показывает карточку того признака времени года, который нарисован на дорожке и ребёнок останавливается и объясняет, почему он остановился именно здесь.
3 уровень сложности: Воспитатель показывает картинку признака времени года, которого нет на дорожке, ребёнок останавливается и называет время года и признак, по которому он определил время года.
Игра «Теремок» (авторская игра)
(от 4 до 6)
Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.
Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)
Правила игры: дети выбирают по одной картинке, которые разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок» в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)
Ход игры:
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – небо. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.
-Осенью часто я покрыто неприветливыми, серыми, тёмными тяжёлыми тучами – всё реже я чистое, голубое и безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….
-Заходи, будем вместе жить.
-Тук тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – дождь. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью я поливаю землю часто, бываю затяжным, моросящим холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится грязно и слякотно, люди одевают сапоги.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я - дерево .Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью у меня начинают листья желтеть и краснеть, листва постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым, я готов к зиме, у меня начинается период покоя.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
- Я –белка. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний коричневый наряд на зимний голубовато – серый, тёплый и густой.
Заходи будем вместе жить.
И т.п.
Игра «Логический трамвайчик» (по временам года)(авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи между признаками времён года, развивать связную речь.
Игровой материал: картинки с рисунками, осенний пейзаж.
Правила игры: дети берут со стола картинки, рассматривают их у себя и друг у друга, ищут себе пару. Впереди встаёт «трамвайчик», тот ребёнок, у которого в руках картинка, объединяющая все признаки времени года, за ним парами выстраиваются дети. Дети говорят, что у них нарисовано на картинке и объясняют, почему они встали парами.
Ход игры: Выкладываются картинки единого формата с рисунками - «трамвайчик»- ребёнок, у которого картинка «осень»; дети- «вагончики» - с картинками: грибы - лес, зонтик - дождь, тучи - ветер, листопад - голые деревья, куртка с шапкой - дети, осенний парк - дети собирают осенние листья. Картинки лежат на столе рисунками вниз, дети берут картинки по очереди, ищут себе пару-«вагон» и сцепляются в «трамвайчик» объясняют, что общего в рисунках пары, и что общего у данной пары с предыдущей парой.
Игра «Волшебный зонтик»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать связную речь.
Игровой материал: зонтик.
Правила игры: дети стоят в кругу по очереди передают друг другу зонтик, крутят его над головой и называют примету осени. Повторений быть не должно.
Ход игры: воспитатель говорит: «Этот зонтик не только красивый, но и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит какую - то примету осени». Ребёнок встаёт крутит зонтик и называет примету осени.
Подвижная игра «Туча- туча»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: учить детей чётко выполнять движения в соответствии с текстом игры; воспитывать умение участвовать в коллективных играх, развивать ловкость, быстроту реакции.
Игровой материал: султанчик
Ход игры:
Дети идут по кругу.
Туча-ребёнок стоит в центре круга, руки разведены в стороны, в одной руке султанчик, поворачивается вокруг своей оси.
Дети говорят слова: Туча, туча, почему не льёшься?
-Тучу очень жаль, зацепилась за корабль (туча останавливается),
- Тот кораблик золотой высоко над головой (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши)
- Держит тебя крепко, не замочишь деток! (показывают туче нос)
- Крутись вертись и на нас не злись.
Туча – ребенок: «Всех сейчас я намочу!, Громом вас поколочу» (туча топает ногами, машет руками и ловит султанчиком детей, кого поймает - на стульчики идут).
Игра «Каждый лишний» ( с использованием ИКТ) (авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: учить выделять признаки, по которым можно разделить предметы.
Правила игры: назвать каждый признак времени года и пояснить, почему каждый признак лишний.
Ход игры: на экране слайды признаки осени: солнце, дождь, тучи, грибы (можно взять другие признаки). Детям предлагается найти два и более решения и объяснить, почему каждый признак лишний. Ответы детей: Солнце - ласковое, тёплоё, греет, высушивает, в любое время года появляется на небе, все рады, можно загорать. Дождь – холодный, мокрый, колючий, затяжной осенью, стучит по окнам, крышам, одеваем плащи, резиновые сапоги, грустим. Тучи – серые, тяжёлые, плывут высоко, низко, стоят, темно на улице, пасмурно. Грибы – живые, растут на земле, появляются летом и осенью, съедобные.
Игра «Расшифруй письмограмму»
(от 4 до 6)
Цель игры: закреплять знания о характерных особенностях времён года, развивать логическое мышление, умственную активность, память, сообразительность.
Игровой материал: Буратино, письмо в конверте (мнемотехника)
Правила игры: Дети помогают Буратино прочесть письмо (мнемотаблица), отгадывают, о каком времени года идёт речь в письме.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Буратино получил письмо, а прочитать его не может, оно зашифровано. Помогите прочитать письмо». Дети смотрят на картинки и рассказывают, что они видят
Мнемотаблица: ветер – дождь – грибы
клюква – куртка с шапкой - сапоги
листья жёлтые – голый лес и голый сад – птицы улетают на юг.
Воспитатель спрашивает: «От кого Буратино получил письмо?».
Игра «Примите факс»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закрепить знания о признаках времён года, формировать умение составлять описательный рассказ по картине, развивать связную речь, внимание и интерес к различению оттенков цвета, совершенствовать умение взаимодействовать в команде.
Игровой материал: Акварельные краски, кисточки, карандаши, лист ватмана, осенний пейзаж.
Правила игры: воспитатель или дети как можно более точно описывают картинку осени (можно предмет, животное и т.д.). Дети по словесному описанию рисуют картинку.
Ход игры:
1 уровень сложности: «Ребята вам пришёл факс, вам необходимо его принять.»
Воспитатель точно описывает картинку осени, дети рисуют.
2 уровень сложности: Дети делятся на команды, ребятам одной команды нужно передать как можно более точное описание картинки, дети из другой команды выполняют рисунок в соответствии с описанием.
3 уровень сложности: Дети из одной команды создают описание по памяти, дети из другой команды рисуют.
Два изображения – исходное и полученное в результате игры – сравниваются. Можно предложить ребятам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не полно передали информацию, не точно её отобразили).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_4-6_let_posredstvom_igry.docx | 147.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Калининского района Санкт- Петербурга
Мастер-класс для родителей
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»
Подготовила воспитатель:
Плужникова Галина Владиславовна
Санкт-Петербург
2013 год
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое воспитание детей это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей я подобрала игры в в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делает их живыми, а следовательно, более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Игра: Дорожка «Времена года» (авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой гамме, присущей
тому или иному времени года.
Игровой материал: дорожка по временам года, карточки с признаками времён года
Правила игры: по карточке найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.
Ход игры:
1 уровень сложности: « Мы идём, идём, идём остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.
2 уровень сложности: Воспитатель показывает карточку того признака времени года, который нарисован на дорожке и ребёнок останавливается и объясняет, почему он остановился именно здесь.
3 уровень сложности: Воспитатель показывает картинку признака времени года, которого нет на дорожке, ребёнок останавливается и называет время года и признак, по которому он определил время года.
Игра «Теремок» (авторская игра)
(от 4 до 6)
Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.
Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)
Правила игры: дети выбирают по одной картинке, которые разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок» в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)
Ход игры:
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – небо. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.
-Осенью часто я покрыто неприветливыми, серыми, тёмными тяжёлыми тучами – всё реже я чистое, голубое и безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….
-Заходи, будем вместе жить.
-Тук тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – дождь. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью я поливаю землю часто, бываю затяжным, моросящим холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится грязно и слякотно, люди одевают сапоги.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я - дерево .Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью у меня начинают листья желтеть и краснеть, листва постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым, я готов к зиме, у меня начинается период покоя.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
- Я –белка. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний коричневый наряд на зимний голубовато – серый, тёплый и густой.
Заходи будем вместе жить.
И т.п.
Игра «Логический трамвайчик» (по временам года)(авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи между признаками времён года, развивать связную речь.
Игровой материал: картинки с рисунками, осенний пейзаж.
Правила игры: дети берут со стола картинки, рассматривают их у себя и друг у друга, ищут себе пару. Впереди встаёт «трамвайчик», тот ребёнок, у которого в руках картинка, объединяющая все признаки времени года, за ним парами выстраиваются дети. Дети говорят, что у них нарисовано на картинке и объясняют, почему они встали парами.
Ход игры: Выкладываются картинки единого формата с рисунками - «трамвайчик»- ребёнок, у которого картинка «осень»; дети- «вагончики» - с картинками: грибы - лес, зонтик - дождь, тучи - ветер, листопад - голые деревья, куртка с шапкой - дети, осенний парк - дети собирают осенние листья. Картинки лежат на столе рисунками вниз, дети берут картинки по очереди, ищут себе пару-«вагон» и сцепляются в «трамвайчик» объясняют, что общего в рисунках пары, и что общего у данной пары с предыдущей парой.
Игра «Волшебный зонтик»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать связную речь.
Игровой материал: зонтик.
Правила игры: дети стоят в кругу по очереди передают друг другу зонтик, крутят его над головой и называют примету осени. Повторений быть не должно.
Ход игры: воспитатель говорит: «Этот зонтик не только красивый, но и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит какую - то примету осени». Ребёнок встаёт крутит зонтик и называет примету осени.
Подвижная игра «Туча- туча»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: учить детей чётко выполнять движения в соответствии с текстом игры; воспитывать умение участвовать в коллективных играх, развивать ловкость, быстроту реакции.
Игровой материал: султанчик
Ход игры:
Дети идут по кругу.
Туча-ребёнок стоит в центре круга, руки разведены в стороны, в одной руке султанчик, поворачивается вокруг своей оси.
Дети говорят слова: Туча, туча, почему не льёшься?
-Тучу очень жаль, зацепилась за корабль (туча останавливается),
- Тот кораблик золотой высоко над головой (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши)
- Держит тебя крепко, не замочишь деток! (показывают туче нос)
- Крутись вертись и на нас не злись.
Туча – ребенок: «Всех сейчас я намочу!, Громом вас поколочу» (туча топает ногами, машет руками и ловит султанчиком детей, кого поймает - на стульчики идут).
Игра «Каждый лишний» ( с использованием ИКТ) (авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: учить выделять признаки, по которым можно разделить предметы.
Правила игры: назвать каждый признак времени года и пояснить, почему каждый признак лишний.
Ход игры: на экране слайды признаки осени: солнце, дождь, тучи, грибы (можно взять другие признаки). Детям предлагается найти два и более решения и объяснить, почему каждый признак лишний. Ответы детей: Солнце - ласковое, тёплоё, греет, высушивает, в любое время года появляется на небе, все рады, можно загорать. Дождь – холодный, мокрый, колючий, затяжной осенью, стучит по окнам, крышам, одеваем плащи, резиновые сапоги, грустим. Тучи – серые, тяжёлые, плывут высоко, низко, стоят, темно на улице, пасмурно. Грибы – живые, растут на земле, появляются летом и осенью, съедобные.
Игра «Расшифруй письмограмму»
(от 4 до 6)
Цель игры: закреплять знания о характерных особенностях времён года, развивать логическое мышление, умственную активность, память, сообразительность.
Игровой материал: Буратино, письмо в конверте (мнемотехника)
Правила игры: Дети помогают Буратино прочесть письмо (мнемотаблица), отгадывают, о каком времени года идёт речь в письме.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Буратино получил письмо, а прочитать его не может, оно зашифровано. Помогите прочитать письмо». Дети смотрят на картинки и рассказывают, что они видят
Мнемотаблица: ветер – дождь – грибы
клюква – куртка с шапкой - сапоги
листья жёлтые – голый лес и голый сад – птицы улетают на юг.
Воспитатель спрашивает: «От кого Буратино получил письмо?».
Игра «Примите факс»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закрепить знания о признаках времён года, формировать умение составлять описательный рассказ по картине, развивать связную речь, внимание и интерес к различению оттенков цвета, совершенствовать умение взаимодействовать в команде.
Игровой материал: Акварельные краски, кисточки, карандаши, лист ватмана, осенний пейзаж.
Правила игры: воспитатель или дети как можно более точно описывают картинку осени (можно предмет, животное и т.д.). Дети по словесному описанию рисуют картинку.
Ход игры:
1 уровень сложности: «Ребята вам пришёл факс, вам необходимо его принять.»
Воспитатель точно описывает картинку осени, дети рисуют.
2 уровень сложности: Дети делятся на команды, ребятам одной команды нужно передать как можно более точное описание картинки, дети из другой команды выполняют рисунок в соответствии с описанием.
3 уровень сложности: Дети из одной команды создают описание по памяти, дети из другой команды рисуют.
Два изображения – исходное и полученное в результате игры – сравниваются. Можно предложить ребятам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не полно передали информацию, не точно её отобразили).
Цель: Познакомить с различными свойствами воздуха.
Задачи:
Общеобразовательные
- Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
- Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
- Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
- Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
- Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
- Обучать работе в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Обогатить речь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Воспитательные
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, поощрять любознательность, инициативность и желание работать в команде.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа:
- Наблюдения за ветром.
- Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха.
- Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
- Изготовление вместе с родителями атрибутов для проведения опытов.
- Целевые экскурсии в музеи «ЛабиринтУм», «Уникум» и т.д. (по выбору родителей)
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- Костюм Зайки-Знайки и ширма-лаборатория;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
- салфетки бумажные (по количеству детей);
- веера (по количеству детей);
- контейнеры с апельсином и чесноком;
План совместной деятельности:
- Сюрпризный момент:
К ребятам в группу приходит Зайка-Знайка (воспитатель в костюме героя) и приглашает ребят в свою лабораторию. Дети подходят к ширме.
Зайка-Знайка:
-Ребята, вы хотите стать настоящими учеными? Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию.
Дети одевают белые халатики, фартучки и проходят за ширму.
Зайка-Знайка:
- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, что б дышать,
И чтобы шарик надувать.
И с нами рядом каждый час,
Но он невидимый для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Зайка -Знайка: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
- Беседа и свободное общение:
Зайка-Знайка:
-Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Зайка-Знайка: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Зайка-Знайка: А хотите в этом убедиться?
Дети: Да.
- Проведение экспериментов:
Опыт №1 «Поймай меня»
(опыт с полиэтиленовыми пакетиками)
Зайка-Знайка: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Ничего нет, он пустой.
Зайка-Знайка: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, мы его выпустили.
Зайка-Знайка: Правильно, ребята. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. А где еще может быть «спрятанный воздух»?
Дети: Воздух может «спрятаться» в воздушном шарике, а еще в шинах автомобилей, колесах велосипедов. Воздух внутри надувного матраса, в круге для плавания .
Зайка-Знайка: Правильно, ребята! А хотите проверить, есть ли воздух внутри нас?
Дети: Да.
Опыт №2 «Коктейльчик»
(опыт с трубочкой и стаканом воды)
Зайка-Знайка:
-Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Зайка-Знайка:
-Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Зайка-Знайка: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри»
Зайка-Знайка: А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
1 ребенок: Мыло.
2 ребенок: Нет, воздух.
Зайка-Знайка: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.
Зайка-Знайка: Конечно! Все люди дышат через нос. Покажите, как дышат ваши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт № 3. С салфеткой.
Зайка-Знайка: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Зайка-Знайка: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Зайка-Знайка: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Опыт №4. С веером.
Зайка-Знайка: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок. Он движется.
Зайка-Знайка: Да, ребята, воздух, действительно, движется, а как вы думаете, воздух имеет запах? А когда, например, пекут пироги, мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт №5. С апельсином и чесноком.
Детям предлагаются три контейнера, один пустой, второй с чесноком и третий с апельсином. Дети по очереди нюхают содержимое и определяют, что сам воздух не пахнет, но запахи передает.
Рефлексия
Зайка-Знайка: Ребята, мы сегодня с вами, действительно, как настоящие ученые, проводили опыты, узнали много нового. Что же мы сегодня узнали, в чем убедились?
(Зайка-Знайка показывает иллюстрации, ребята комментируют):
- Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
- Что воздух легче воды;
- Что воздух есть внутри пустых предметов;
- И даже внутри людей;
- Без воздуха ничто живое не может жить;
- Воздух не пахнет и может передавать запахи;
- Ветер – это движение воздуха;
Зайка-Знайка: А нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте скорее оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"
Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...
Мастер-класс для педагогов «Физическое воспитание детей посредством фитнеса»
Мастер-класс для педагогов «Физическое воспитание детей посредством фитнеса»...
Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством игр с природным материалом и экспериментальной деятельности»
Формирование у родителей компетентности в области экологического воспитания посредством экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях....
Мастер класс для родителей "Экологические сказки для детей"
Цель мастер-класса – оказание помощи родителям в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки в домашних условиях....
Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»
Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...
Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»
Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...
Мастер-класс для родителей «Нравственное воспитание детей посредством сказки»
Тема: «Нравственное воспитание детей через сказку»Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения ...