Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Мастер класс «Спасательная операция»
«Экологическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ,
посредством экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс по экологическому воспитанию опыты и эксперименты | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №12
города Шебекино Белгородской области»
Мастер класс «Спасательная операция»
«Экологическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ,
посредством экспериментирования»
Подготовил: воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад №12
города Шебекино Белгородской области»
Звездарска Людмила Викторовна
Шебекино 2023г.
Цель:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как о составляющей практической части экологического воспитания и возможности применения ее на практике;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по экологическому воспитанию, посредством экспериментирования.
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
- Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
- Развивать творческие способности участников мастер-класса.
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им в озможность заимствовать элементы педагогического опыта.
- Привлечение к защите окружающей среды.
Оборудование и материалы: плакат «Береги природу!», фигурки из пластилина золотой рыбки и Чиполино, три контейнера для мусора: бумага, пластик, металл; гибкий шланг, пластиковые прозрачные стаканы, вискозные салфетки и ватные диски; бумажный белый цветок; контейнер с землёй; мусор: фантики, кусочки полиэтилена, бумажки, болтики; маленькие пластиковые стаканчики для посадки лука, луковицы по количеству участников, пластилин, пластиковые ложки, лейка с водой. Лупы.
Ход мастер класса.
Ведущий: Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы. Взаимодействуя с предметами и явлениями ребёнок сам может, найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?».
У детей с ОВЗ имеется ряд особенностей:
-снижена познавательная активность,
-ограничен словарный запас,
-низкая речевая активность,
- не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Поэтому экспериментальная деятельность как познавательно-исследовательская, для детей не просто возможна, а необходима, как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.
В экологическом воспитании экспериментальная деятельность помогает ребятам выявить проблему и в процессе ряда действий её решить.
Основная задача воспитателя – поддерживать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, для этого необходимо самому стать участником совместного поиска, включиться в реальный фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Итак, начинаем!
Мы с вами живём на прекрасной планете:
Моря, океаны, озёра, леса,
Поля, холмы, горы и синие реки…
Для жизни, здоровья и счастья даны.
Но мало всего людям стало для жизни,
И мир изменился вокруг и везде!
Заводы и фабрики, автомобили,
Реки отходов и мусора горы…
И всем нам грозит экологическая катастрофа!
Коллеги, кто знает, что такое экологическая катастрофа?
Кто виноват в загрязнении окружающей среды?
Как можно исправить ситуацию?
(ответы коллег)
Хотите предотвратить экологическую катастрофу и принять участие в спасательной операции?
Педагоги: Да!
Ведущий: Вот первый пострадавший. (показывает контейнер-аквариум с загрязнённой водой, поднимает из воды за нитку золотую рыбку из пластилина.). Кто это? Как вы думаете, что случилось с рыбкой?
(ответы коллег)
Правильно, перед вами загрязненный водоём, в котором много грязи и мусора.
Почему вода стала такой грязной?
Как загрязнение влияет на жизнь обитателей?
Как можно помочь нашей рыбке?
Вы правы, водоём можно очистить, и спасти его обитателей. Готовы к спасательной операции?
Коллеги: Да!
Ведущий: Но сначала, пострадавшую рыбку необходимо поместить во временный водоём. (опускает рыбку в ёмкость с чистой водой).
Коллеги, наверняка на дне водоёма находится много металлического мусора, как вы думаете, как его можно достать?
Коллеги: с помощью магнита, магнит притягивает металлические предметы.
Ведущий: Отлично, возьмите палочки с магнитами и аккуратно проведите по дну нашего водоёма. Что происходит?
Коллеги: к магнитам притягиваются металлические предметы: скребки, болты, гайки…
Ведущий: вода препятствует притяжению?
Коллеги: Нет.
Ведущий: какой вывод можно сделать?
Коллеги: Вода не препятствует свойствам магнита притягивать металлические предметы.
Ведущий: предлагаю поместить металлический мусор в специальный контейнер.
(педагоги складывают металлический мусор в соответствующий контейнер)
Ведущий: Что теперь необходимо сделать?
Как можно очистить воду?
Коллеги: можно её отфильтровать. Пропустить через фильтры.
Ведущий: правильно, если воду пропустить через фильтры она станет чище, но каким образом мы выльем воду из водоёма? (ответы коллег)
Предлагаю воспользоваться гибким шлангом. По шлангу вода будет стекать в ёмкость для фильтрования. Чтобы вода стала вытекать погружаем весь гибкий шланг в воду и ждём, чтобы из шланга вышел весь воздух, затем закрываем конец шланга и опускаем ниже водоёма. (ведущий проделывает озвученные действия, выливая грязную воду в стаканы для фильтрования, предлагает проделать то же коллегам)
Молодцы, всю воду вылили из водоёма, теперь надо её побыстрей очистить.
Какие фильтры можно использовать?
Коллеги: песок, активированный уголь, глину…
Ведущий: Сейчас предлагаю воспользоваться вискозной салфеткой и ватными дисками. (пустой стакан накрываем салфеткой и в центр кладём ватный диск. Аккуратно выливаем загрязнённую воду на ватный диск).
Что произошло?
Коллеги: вода стала чище, крупный мусор и грязь остались на фильтре.
Ведущий: Умницы, предлагаю вылить очищенную воду в водоём (выливают воду) посмотрите, вода стала гораздо чище. Скажите, в какой контейнер можно поместить отработанные ватное диски? (в контейнер с бумагой)
Теперь можно запустить нашу пострадавшую рыбку в водоём?
Коллеги: Да! Ей там будет хорошо.
Вода очищена, мы молодцы, признаком, что вода в водоёме чистая служат её обитатели.
Каких ещё обитателей водоёмов вы знаете? (называют обитателей рек и озёр) Ещё в чистой воде хорошо растут растения.
Как называются водные растения?
Коллеги: водоросли.
Ведущий: правильно, водоросли и прекрасные цветы : кувшинки и лилии (аккуратно выкладывает на поверхность сложенную из бумаги лилию , на глазах она раскрывается) какая красота…
Внимание! Снова сигнал бедствия! Чиполино просит о помощи! (показывает фигурку Чиполино из пластилина рядом с контейнером с землёй. Земля засорена мусором: фантиками, крышками, кусочками полиэтилена, болтиками) Как вы думаете, что случилось?
Кто засорил землю? Хорошо ли расти растениям в такой земле? Почему?
Как мы можем помочь Чиполино? (ответы коллег)
Правильно, мусор вредит растениям, мешает росту. необходимо очистить почву от мусора.
Предлагаю убрать мусор с помощью волшебных палочек (коллеги палочками достают из почвы мусор и раскладывают по определённым контейнерам, объясняя, что и куда они кладут)
Молодцы, какая чистая стала земля, просмотрите с помощью лупы, всё ли мы убрали? (коллеги через лупы проверяют чистоту грунта)
Чиполино очень рад и дарит вам своих друзей, чтобы они напоминали вам о нашей встрече. Предлагаю посадить луковицы в стаканчики, используя очищенную вами землю. (педагоги каждый, сажает луковицу в стакан, присыпая очищенной землёй)
Коллеги, сделайте вашим Чиполино глазки из пластилина. И скажите, что ещё необходимо для роста растений, кроме земли?
Коллеги: Для роста растений нужны свет и вода.
Ведущий: Правильно, полейте своих Чиполино водой.
Дорогие Коллеги, как Вы считаете, мы справились? Предотвратили экологические катастрофы? Что вам понравилось больше всего?
Есть такая пословица: «Враг природе тот, кто её не бережёт!»
Давайте повторим эту замечательную пословицу. (повторяют)
Желаю Вам терпения и мудрости, чтобы воспитать в наших детях интерес, бережное отношение и любовь к окружающей нас природе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер - класс "Формирование волевых качеств в старшем дошкольном возрасте посредством игровой и экспериментальной деятельности"
мастер - класс на тему "Формирование волевых качеств: инициатиности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"...
Мастер-класс "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"
Участие в областном конкурсе "Школа здоровья" с мастер- классом "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....
Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".
Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....
Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»
Мастер класс «Спасательная операция» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, посредством экспериментирования»...
Мастер-класс "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений"
Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, пережив...