Конспект НОД "Страна восходящего солнца"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Братенкова Марина Михайловна

 

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, 
художественное творчество, труд.
 
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цель: 
Формирование элементарных представлений о традициях Японии. Воспитание уважения и интереса к людям других национальностей, их культуре.
 
Задачи: 
закрепить умения детей устанавливать причинно-следственные связи;
инициировать самостоятельный выбор детьми выполнение букета в соответствии с моделью;
способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова, словотворчество;
развивать коммуникативные навыки;
обогащение и активизация словаря: Япония, «пасикока», кимоно, икебана, сакура, чайная церемония;
учить детей делать цветы способом оригами;
воспитывать уважение и интерес к людям других национальностей, их культуре.
Предварительная работа: 
Беседа о Японии, о климате Японии, о людях, населяющих эту страну, их традициях. Рассматривание соответствующих картинок, знакомство с новыми словами.
 Материалы и оборудование:
- телевизор, ноутбук;
- фотографии Японии; 
- кукла в национальном костюме Японии;
- музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»;
- модели «правила составления букета «икебана»;
- материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья,  подставка;
- материал для составления букетов детьми.
- листы бумаги для оригами.
Планируемые результаты:
проявления положительных эмоций при знакомстве с традициями Японии;
умение поддерживать беседу о культуре других народов;
знание прикладного искусства страны «Восходящего солнца».
 
Содержание организационной образовательной деятельности воспитанников
Под японскую музыку дети входят в зал
Воспитатель: Ой, ребята  у нас сегодня необычная гостья. Посмотрите, кто это? (ответы детей) Её зовут Акина, что означает весенний цветок. Давайте поздороваемся с ней.
Воспитатель(за куклу): Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока. 
Поздоровайтесь и вы со мной так же. 
(Дети пробуют) 
Воспитатель: Вы поприветствовали друг друга на японском языке. 
Когда я была такая же, как вы, у меня была мечта: я очень хотела побывать 
в стране восходящего солнца (картина). 
- Какую страну так называют? 
 Дети: Японию. 
Воспитатель: Акина предлагает нам совершить путешествие в Японию. А поможет нам в этом волшебный веер. Становитесь в круг. Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова и отправимся в Японию.
Дети произносят волшебные слова
Ну ка веер распахнись
Всем ребятам покажись
Раз- два покрутились
И в Японии появились
Воспитатель: Япония открыла мне много своих тайн. Я знаю, что вы очень любите узнавать все новое и интересное. 
Хотите, я и вам открою некоторые тайны Японии? 
Дети: Да. 
Воспитатель: Хорошо, каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком 
восходящего солнца. 
Воспитатель: Подумайте и скажите, люди какой национальности живут в Японии? 
Дети: Японцы. 
Воспитатель: Конечно.  У этих людей особенная внешность. 
Просмотр фото 
Что особенного вы заметили в их лицах? 
Дети: Узкие глаза, желтая кожа... 
Воспитатель: Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы? 
Дети: предположения: солнце, соленые брызги моря, ветер с моря... 
Воспитатель: Правильно,  все эти погодные условия за многие годы 
сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа. 
Это отличительная черта людей монголоидной расы. 
Вот и раскрыта одна тайна Страны восходящего солнца! 
И мы можем поместить один лучик на картину. 
Воспитатель: Посмотрите, во что одета девушка-японка. 
Просмотр фото
Это кимоно. Кимоно – это национальный костюм Японии. Ки – носить, Моно – вещь, вещь чтобы носить. Кимоно – одежда с широкими рукавами во всю длину. Кимоно обёрнуто вокруг тела всегда слева - направо и поддерживается широким поясом.
Вот и ещё одна тайна раскрыта и мы помещаем ещё один лучик на картинку.
Воспитатель: В этой удивительной стране живут умные и веселые люди (фото улыбающихся японцев). Они любят играть в интересные игры. Акина, мы с ребятами старались многое узнать о Японии и разучили японскую игру «Дракон», посмотри, как мы в неё играем. 
Игра «Дракон»
Воспитатель: Во всех странах,  дети отдыхая, играют в различные игры. А как отдыхают в Японии взрослые?
Акина: Я вам сейчас покажу, давайте пройдем на стулья, устраивайтесь поудобнее и слушайте.
Показ презентации
 - В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Чай пьют в чайном домике. Чайный домик состоит из одной единственной комнаты, вход в которую такой узкий и низкий, что пройти можно только склонившись низко к земле. Такой вход несет в себе символический смысл – любой человек, входя в чайный домик, низко кланяется хозяину независимо от того, какое общественное положение он занимает. 
У чайного домика много окон – шесть, а то и восемь, которые имеют разные размеры и форму. Окна предназначаются не для того, чтобы смотреть на сад, а только для пропускания достаточного количества света, поэтому находятся они, как правило, достаточно высоко. Обычно на окнах присутствуют ставни, которые открываются только в тех случаях, когда гости хотят полюбоваться красотой сада, но в основном во время чайной церемонии они закрыты. 
Это необычное чаепитие. 
Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. 
Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. 
Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире. 
Воспитатель: Вот мы с вами узнали ещё одну тайну Японии. Давайте прикрепим лучик на  солнышко. 
Воспитатель: В Стране восходящего солнца люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить друг другу подарки. 
Просмотр фото
( Икебана 3 композиции) 
Воспитатель: Что вы видите на фото? 
Дети: Цветы, букеты, ветки... 
Воспитатель: Эти букеты - традиционные японские подарки. 
Они называются икебана. Что такое икебана?
 Икебана – искусство составления композиции из цветов. 
 При составление икебана очень широко используются искусственные украшающие элементы – бумага, шелковые ленты, камешки и многое другое.  
- Чтобы составить икебана нужно знать правило. 
Воспитатель: Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает 
настроение». Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление, 
а значит, передает свое особое настроение. 
Воспитатель: Куда направлены ветки, цветы в этом букете? 
Дети: Вверх. 
Воспитатель: Поднимите руки вверх. Что это означает?
Дети: Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье. 
Воспитатель: А здесь, как расположены веточки? 
Дети: Вверх и немного в сторону. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии. 
Воспитатель: Покажите руками.
- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону 
и немного вниз (показ). 
Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете. 
Дети: Может быть грусть, печаль... 
Воспитатель: Правильно! Вы знаете правило составления икебана. 
А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца. 
Оля, помоги закрепить лучик на картине (модель). 
А сейчас мы с Акиной вам покажем как можно составить такой букет-настроение. 
Воспитатель: На столе приготовлены ветки, цветы.  Обязательно договоримся, какое настроение будет у нашего букета, о чем он будет рассказывать.  
Воспитатель показывает детям, как можно составить букет-настроение.
Воспитатель: Чтобы посмотреть, какая икебана 
получилась, встаньте свободнее, полукругом. 
Вопрос:
 - Егор, какое настроение передает наш букет?  
Ребята, а вы хотите сделать свои букеты - настроение?
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите за столы. У вас уже приготовлены ветки и листья. Скажите, чего не хватает для составления букета? Правильно, цветов. Сегодня я научу вас делать красивые цветы способом оригами.
Дети садятся за столы и воспитатель показывает способ изготовления цветов техникой оригами. Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».
Дети делятся на две команды, делают цветы и украшают ветки. Получается два букета.
Воспитатель: Акина, посмотри, какие красивые букеты получились у детей. Скажи Аня, какое настроение у вашего букета? (ответы детей)
Ребята, мы с вами научились составлять букеты и можем прикрепить ещё один лучик к солнышку.
 Но нам с вами, к сожалению, пора возвращаться в группу. Давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова.
Дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Скажите. Ребята, в какой стране мы с вами сегодня побывали?  Какие тайны Японии вы узнали? Максим, какая тайна тебя удивила?
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше солнце. Недаром Японию называют страной восходящего солнца. Наше солнышко засияло, засветилось. Есть еще 2 лучика, пустые, это тайны Японии, которые вы сами сможете открыть и добавить на картину. 
Воспитатель: Акина, мы благодарим тебя за увлекательное путешествие в страну восходящего солнца. А теперь давайте пригласим Акину в нашу группу, где она познакомится с традициями и культурой нашего народа.
 
Литература: Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель; 2006. - с. 3-7.
Арсентьева, Л.Ю. Супероригами. 250 фантазийных поделок/ Л.Ю.Арсентьева. – М.: ДОМ; 2008. – с. 31-43.
 
  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл страна восходящего солнца9.12 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе "Страна восходящего солнца" 

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,

художественное творчество, труд.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цель:

Формирование элементарных представлений о традициях Японии. Воспитание уважения и интереса к людям других национальностей, их культуре.

Задачи:

  • закрепить умения детей устанавливать причинно-следственные связи;
  • инициировать самостоятельный выбор детьми выполнение букета в соответствии с моделью;
  • способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова, словотворчество;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащение и активизация словаря: Япония, «пасикока», кимоно, икебана, сакура, чайная церемония;
  • учить детей делать цветы способом оригами;
  • воспитывать уважение и интерес к людям других национальностей, их культуре.

Предварительная работа:

Беседа о Японии, о климате Японии, о людях, населяющих эту страну, их традициях. Рассматривание соответствующих картинок, знакомство с новыми словами.

 Материалы и оборудование:

- телевизор, ноутбук;

- фотографии Японии;

- кукла в национальном костюме Японии;

- музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»;

- модели «правила составления букета «икебана»;

- материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья,  подставка;

- материал для составления букетов детьми.

- листы бумаги для оригами.

Планируемые результаты:

  • проявления положительных эмоций при знакомстве с традициями Японии;
  • умение поддерживать беседу о культуре других народов;
  • знание прикладного искусства страны «Восходящего солнца».

Содержание организационной образовательной деятельности воспитанников

Под японскую музыку дети входят в зал

Воспитатель: Ой, ребята  у нас сегодня необычная гостья. Посмотрите, кто это? (ответы детей) Её зовут Акина, что означает весенний цветок. Давайте поздороваемся с ней.

Воспитатель(за куклу): Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока.

Поздоровайтесь и вы со мной так же.

(Дети пробуют)

Воспитатель: Вы поприветствовали друг друга на японском языке.

Когда я была такая же, как вы, у меня была мечта: я очень хотела побывать

в стране восходящего солнца (картина).

- Какую страну так называют?

 Дети: Японию.

Воспитатель: Акина предлагает нам совершить путешествие в Японию. А поможет нам в этом волшебный веер. Становитесь в круг. Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова и отправимся в Японию.

Дети произносят волшебные слова

Ну ка веер распахнись

Всем ребятам покажись

Раз- два покрутились

И в Японии появились

Воспитатель: Япония открыла мне много своих тайн. Я знаю, что вы очень любите узнавать все новое и интересное.

Хотите, я и вам открою некоторые тайны Японии?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком

восходящего солнца.

Воспитатель: Подумайте и скажите, люди какой национальности живут в Японии?

Дети: Японцы.

Воспитатель: Конечно.  У этих людей особенная внешность.

Просмотр фото

Что особенного вы заметили в их лицах?

Дети: Узкие глаза, желтая кожа...

Воспитатель: Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?

Дети: предположения: солнце, соленые брызги моря, ветер с моря...

Воспитатель: Правильно,  все эти погодные условия за многие годы

сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа.

Это отличительная черта людей монголоидной расы.

Вот и раскрыта одна тайна Страны восходящего солнца!

И мы можем поместить один лучик на картину.

Воспитатель: Посмотрите, во что одета девушка-японка.

Просмотр фото

Это кимоно. Кимоно – это национальный костюм Японии. Ки – носить, Моно – вещь, вещь чтобы носить. Кимоно – одежда с широкими рукавами во всю длину. Кимоно обёрнуто вокруг тела всегда слева - направо и поддерживается широким поясом.

Вот и ещё одна тайна раскрыта и мы помещаем ещё один лучик на картинку.

Воспитатель: В этой удивительной стране живут умные и веселые люди (фото улыбающихся японцев). Они любят играть в интересные игры. Акина, мы с ребятами старались многое узнать о Японии и разучили японскую игру «Дракон», посмотри, как мы в неё играем.

Игра «Дракон»

Воспитатель: Во всех странах,  дети отдыхая, играют в различные игры. А как отдыхают в Японии взрослые?

Акина: Я вам сейчас покажу, давайте пройдем на стулья, устраивайтесь поудобнее и слушайте.

Показ презентации

 - В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Чай пьют в чайном домике. Чайный домик состоит из одной единственной комнаты, вход в которую такой узкий и низкий, что пройти можно только склонившись низко к земле. Такой вход несет в себе символический смысл – любой человек, входя в чайный домик, низко кланяется хозяину независимо от того, какое общественное положение он занимает.

У чайного домика много окон – шесть, а то и восемь, которые имеют разные размеры и форму. Окна предназначаются не для того, чтобы смотреть на сад, а только для пропускания достаточного количества света, поэтому находятся они, как правило, достаточно высоко. Обычно на окнах присутствуют ставни, которые открываются только в тех случаях, когда гости хотят полюбоваться красотой сада, но в основном во время чайной церемонии они закрыты.

Это необычное чаепитие.

Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая.

Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение.

Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире.

Воспитатель: Вот мы с вами узнали ещё одну тайну Японии. Давайте прикрепим лучик на  солнышко.

Воспитатель: В Стране восходящего солнца люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить друг другу подарки.

Просмотр фото

( Икебана 3 композиции)

Воспитатель: Что вы видите на фото?

Дети: Цветы, букеты, ветки...

Воспитатель: Эти букеты - традиционные японские подарки.

Они называются икебана. Что такое икебана?

 Икебана – искусство составления композиции из цветов.

 При составление икебана очень широко используются искусственные украшающие элементы – бумага, шелковые ленты, камешки и многое другое.  

- Чтобы составить икебана нужно знать правило.

Воспитатель: Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает

настроение». Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление,

а значит, передает свое особое настроение.

Воспитатель: Куда направлены ветки, цветы в этом букете?

Дети: Вверх.

Воспитатель: Поднимите руки вверх. Что это означает?

Дети: Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.

Воспитатель: А здесь, как расположены веточки?

Дети: Вверх и немного в сторону. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.

Воспитатель: Покажите руками.

- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону

и немного вниз (показ).

Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.

Дети: Может быть грусть, печаль...

Воспитатель: Правильно! Вы знаете правило составления икебана.

А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца.

Оля, помоги закрепить лучик на картине (модель).

А сейчас мы с Акиной вам покажем как можно составить такой букет-настроение.

Воспитатель: На столе приготовлены ветки, цветы.  Обязательно договоримся, какое настроение будет у нашего букета, о чем он будет рассказывать.  

Воспитатель показывает детям, как можно составить букет-настроение.

Воспитатель: Чтобы посмотреть, какая икебана

получилась, встаньте свободнее, полукругом.

Вопрос:

 - Егор, какое настроение передает наш букет?  

Ребята, а вы хотите сделать свои букеты - настроение?

Дети: Да.

Воспитатель: Проходите за столы. У вас уже приготовлены ветки и листья. Скажите, чего не хватает для составления букета? Правильно, цветов. Сегодня я научу вас делать красивые цветы способом оригами.

Дети садятся за столы и воспитатель показывает способ изготовления цветов техникой оригами. Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».

Дети делятся на две команды, делают цветы и украшают ветки. Получается два букета.

Воспитатель: Акина, посмотри, какие красивые букеты получились у детей. Скажи Аня, какое настроение у вашего букета? (ответы детей)

Ребята, мы с вами научились составлять букеты и можем прикрепить ещё один лучик к солнышку.

 Но нам с вами, к сожалению, пора возвращаться в группу. Давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова.

Дети возвращаются в группу.

Воспитатель: Скажите. Ребята, в какой стране мы с вами сегодня побывали?  Какие тайны Японии вы узнали? Максим, какая тайна тебя удивила?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше солнце. Недаром Японию называют страной восходящего солнца. Наше солнышко засияло, засветилось. Есть еще 2 лучика, пустые, это тайны Японии, которые вы сами сможете открыть и добавить на картину.

Воспитатель: Акина, мы благодарим тебя за увлекательное путешествие в страну восходящего солнца. А теперь давайте пригласим Акину в нашу группу, где она познакомится с традициями и культурой нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" был разработан мной для участия в конкурсе "Учитель года", на котором я заняла 2 место в городе....

конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца".

Знакомство детей с Японией, страной откуда к нам пришло оригами, обучение детей складывать из базовой формы тюльпан....

Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...

Конспект занятия по искусствоведению в старшей группе. Тема: Рассматривание картины И.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца».

Конспект  занятия  по  искусствоведению   в  старшей  группе.Тема: Рассматривание  картины  И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»....

конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца".

конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца"....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И. ГРАБАРЯ «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»

Образовательные задачи. Обобщить и систематизировать представления о зиме. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формирова...