Музейная педагогика в ДОУ
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Невмержицкая Анна Анатольевна

Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что  они всегда готовы познавать то,  к чему хорошо относятся,  и не хотят даже слышать о то,  к чему относятся плохо  отрицательно.

На этой особенности детей и основывается технология музейная педагогика. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям,  которые хотим им передать,  атмосферу общей привлекательности  являющейся фундаментом  на который легко накладываются знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.

        Во-первых,  положения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейная педагогика.

    Во-вторых, музейная технология –это одни из методов  проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.   Так в программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, какие как, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов,  включены в программные задачи и для детей младшего возраста

   Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

    Познание - то сложное образование,  в котором можно выделить компоненты  неразрывно взаимосвязанные между собой.

Первый компонент включает в себя информацию,  состоящую из отдельных сведений  фактов  событий нашего мира и мыслительные процессы  необходимые для получения и переработки информации.

Собственно информация (сведения  факты  события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель,  как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство,  с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы,  навыки,  умения,  способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что  они всегда готовы познавать то,  к чему хорошо относятся,  и не хотят даже слышать о то,  к чему относятся плохо  отрицательно.

На этой особенности детей и основывается технология музейная педагогика. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям,  которые хотим им передать,  атмосферу общей привлекательности  являющейся фундаментом  на который легко накладываются знания.

   Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

    Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей тематического содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Во –первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть  группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала. Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей  и открыт для них постоянно. В-третьих мини-музей  не отвечает многим строгим требованиям, которые  предъявляются к настоящим музеям.  Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,  рассматривать, даже взять домой на время. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в необходимо учитывать следующие принципы.

 Наглядность.

 Доступность.

 Динамичность.

 Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

 Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

 Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

 Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

-Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели.

выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

 Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:

Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Второй этап, практический — «Создание мини-музеев».

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

  Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей,  инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта.

Тематика созданных в нашем дошкольном учреждении мини – музеев различна  и не ограничивается только познавательно-речевым направлением. Дети могут побывать не только в мини музеях  «Птицы», «Ткани», «Хлеб», «Воздух», «Яйцо», «Посуда», «Время» , но и в мини – музее «Куклы», расположенного в изостудии, и в мини- музее «Мяча» в тренажерном зале, в мини музее «Музыкальные инструменты», размещенного в музыкальном зале, «Кубанская горница» на тематической веранде.

      Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.

     Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты,  обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным  столиком.

   Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями.  Залы и студии дополнительного образования также  идеально подходят для  мини-музеев.   Но чтобы привлечь внимание  детей и не сливался с общим фоном, необходимо  педагогу проявить искусство дизайнера.

     Внимание детей дошкольного возраста  еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени  их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

         Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии.  В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача  - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

-размещение материала на настенных полочках;

-использование ширм.

-использование стендов;

-использование мобиле;

-размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

2.         Планирование экспозиций происходит с использованием метода системного подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описал А. М. Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». Системный подход или использование системного оператора, несмотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания и применения дошкольниками и заключается в следующем. Рассматриваемый нами объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3x3). Этот объект мы называем «Система» (1).

•   Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. (Дерево в лесу, конструктор на волке, платье в шкафу и т. д.) Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).

•   Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т. д., в хлебе — корочка, мякиш; в машине — мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т. д.) Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).

Таким образом, мы рассмотрели центральный столбец(1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об интересующем нас объекте. Далее

проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

•   Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? («Прошлое системы».)

•   Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? («Будущее системы».)

Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

•   Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то над-системой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 — надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

•   Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

•   Точно так же рассматривается система в будущем — ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем? Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

• Антисистема — условно говоря, враги нашего объекта.

• Сосистема — друзья объекта.

•Нейтральная система — то, что никак не реагирует на наш объект, равно как и объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф. Более философски звучит утверждение: «Солнцу — как космическому объекту — все равно, есть жизнь на Земле, или же она безжизненна» .

М. С. Гафитулин (г. Жуковский) так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то — для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то — часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах рассмотри.

В нашем случае последняя строка может звучать так: «И в музее рассмотри».

        Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили паспорта мини-музеев по темам экспозиций. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсии, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность. Занятия основываются либо на каком –либо разделе или же являются фронтальными и тогда задействовано все развивающее пространство музей.  

Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

      Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток  пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

  1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть. Тема – мини –музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими. Дидактические игры  или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее. Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики («Кольца Луллия», «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Ящик ощущений»).

Привлечение родителей

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

-партнерство родителей и педагогов;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

За несколько лет работы по данному направлению педагогами нашей творческой группы совместно с воспитанниками и их родителями были организованы разнообразные конкурсы («Покормите птиц зимой», «Кулинарная симфония», «Дары осени», «Кто такие казаки» и другие), которые нашли отражение в экспозициях наших мини-музеев.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаём мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех, кто не смог посетить действующую экспозицию.

Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. Вместе с ребятами были разработаны знаки поведения в мини-музеях: Поиграй! Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно нюхать. Эти экспонаты можно только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному
развитию в старшей группе
«Тайны птичьего мира»

(с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, экспериментирования)

Программные задачи: 

- формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;

- активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;

Материалы: Музей Птиц. В музее представлены макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки, кайры и гагары; у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Заколки, броши, боа, постельные принадлежности. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт», энциклопедии. Ёмкость с водой, прищепка, щипцы для белья, лист бумаги, кусочек жира. Репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.

Раздаточный материал: литы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия

  1. Вступительная часть.

В. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие .  А куда, попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»)

Правильно, мы отправимся в мир птиц!

  1. Закрепление знаний о видах птиц.

В. Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Д. Перелётные и зимующие.

В. Почему птицы улетают на юг?

Д. Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

В.  Каких представителей перелётных птиц  вы знаете?

Д.  Перелётные – утки, журавли, ласточки.

В. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Д. Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

В. Вот послушайте стихотворение на эту тему:

А. Яшин.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

 Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В. Каких представителей зимующих птиц  вы знаете?

Д. Зимующие – дятел, синица, воробей.

В. Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Д. Строит и развешивает скворечники.

В. Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Д. Из дерева.

В. Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

В. Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Д.  Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;

    Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;

    Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;

     Ночные – днём спят, а ночью охотятся:  сова, сыч;

     Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;

     Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;

     Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

В. Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.

(Павлин – обитатель жарких стран.)

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.

(Трясогузка не певчая птица.)

Аист, фламинго, страус, альбатрос.

(Альбатрос – птица с короткими ногами.)

Грач скворец, ласточка, индюк.

(Индюк – домашняя птица)

Сойка, фазан, гусь, сова.

(Гусь- водоплавающая птица.)

Сова, утка, голубь, сойка.

(Сова – ночная птица.)

4.Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

а)  Д. У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

В. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения  птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах) .

б)  В.Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В.Бианки «Чей нос лучше?»

Д. У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный  – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

В. Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Д. Нет.

в)  В. Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.

Д. У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

В. А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду.

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Д. Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

г) В. Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?

Д. Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.

В. Как называются дети  птиц?(Птенцы)

Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

Д. Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.

В. Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

5. Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,

Дрозд – дроздята,

Стриж-стрижата,

Журавль-журавлята,

Кукушка-кукушата,

Ласточка-ласточата.

6. Просмотр слайд-презентации

д) А ещё у птиц разные голоса. Я предлагаю вам посмотреть и послушать.

(Просмотр презентации «Кто как поёт»)

7. Игра-перевоплащение

В. Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

е) В. Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?

Д. Утки, ласточки, чайки,клеста

8. Игра «Чей дом?»

В нашем музее есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

9. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

В. Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Д. (Опираясь на модель) Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

10. Рассматривание видов перьев

В. Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в нашем музее.

Д. Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.

11. Игра «Угадай по описанию»

В. Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

В. Как человек использует птиц в своей жизни?

Д. Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

В. Какую пользу приносят птицы в природе?

Д. Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

В. А какой вред?

Д. Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

В. Кого можно назвать врагами птиц?

Д. Дикие животные, хищные птицы.

Викторина

В. Мы с вами много читали сказок и рассказов  о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки –сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси -лебеди)

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов. (Ласточка)

Волшебная птица с золотым оперением. (Жар-птица)

Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане (Царевна-лебедь)

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца. (Курочка Ряба)

У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке. (Журавль).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся)

В. Конечно, о птицах  много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.

Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Д. Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Итог занятия.

В. Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?        

Д. Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения.

Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

В. Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...