Познавательно - исследовательская деятельность (вторая младшая группа) «Познакомимся с лимоном»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Бриткина Валентина Васильевна

 

«Познакомимся с лимоном»

Цель: через познавательно - исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;

- закрепление знаний детей о фруктах: лимон;

- закрепление знаний  о цвете, геометрических фигурах.

Развивающие:

- развивать фантазию, творческое мышление;

- развивать диалогическую речь;

- использовать опыт для нахождения истины.

Воспитательные:

- воспитывать чувство удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательно-исследовательская деятельность»;

« Познание», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Музыка», »Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».

Материалы: перышко для приветствия, растения – лимон в горшке, письмо в конверте, 2 рисунка (герань, фиалка); блюдце с семечками лимона, накрытое тканевой салфеткой; чашка с отверстиями, чтобы не было видно, но запах был; «волшебный мешочек», лимон; эмблема - картинка с изображением лимона – на каждого ребенка; 3-4 штуки на магнитной доске для воспитателя, фломастер; баночка с витаминами, небольшие горшочки с землей, семечки лимона, палочки для рыхления, лейки с водой, влажные салфетки; изображение дерева с объемными листьями; вырезанные лимоны - карточки на каждого ребенка; чай с лимоном; звукозапись-фонограмма «Страна Лимония» В.Рыбина.

Предварительная работа: рисование растений – (герань, фиалка); беседы о пользе фруктов, овощей, витамины (что содержат); коллективная аппликация дерева с листочками; рисование – дорисовки овалов « на что похоже?». д/и «Чудесный мешочек». д/и «Отгадай и назови». Разучивание физминутки  «Страна Лимония».

 

Содержание

Дети входят в группу.                                                                                         

Воспитатель: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Начнем занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа и прошепчу: «Даша,  я рада тебя видеть». Теперь Даша берет у меня перышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Андрей, я рада тебя видеть» и т.д. 

 

 

Дети садятся на стульчики.                                                                                 

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в группу, а у нас в горшочке стоит какое-то растение. Как  вы думаете, что это за растение?                                                                                                    

Дети: (ответы).                                                                                                        

Воспитатель: Здесь еще письмо, давайте прочитаем.

Письмо:                                                                                                                                                       

Я пришло к вам в группу не случайно.                                                                         

Думаю, поможете вы мне.                                                                                                                    

Ведь у каждого бывает тайна.                                                                                                           

Но у всех есть имя на земле.                                                                                                    

У людей, животных, птиц, растений,                                                                                      

У озер, морей и городов,                                                                                                    

Рыбок, звездочек, планет и океанов.                                                                                             

Но не знаю, как звучит мое!                                                                                                    

Есть  у вас – Алина, Софья, Даша.                                                                                          

Люба, Саша есть, Андрей, Данилка есть.                                                                            

Здесь Кристина, Настя,                                                                                                  

воспитатель ваша…                                                                                                                

Валентина Васильевна зовут ее.                                                                                                

В группе вашей множество растений,                                                                                              

и у каждого название свое.                                                                                                

Помогите мне, ребята, дайте имя,                                                                                          

очень хочется мне знать его.                                                                                                      

Буду радовать я вас, цвести и пахнуть.                                                                                          

Даже в зимние, холодные деньки.                                                                                          

Только попрошу, не ошибитесь,                                                                                             

очень важно – верный путь найти!

Воспитатель: А как вы думаете, это растение похоже на герань? А на фиалку? Помните мы рисовали эти растения. (показать рисунки, сравнить).

Дети: Нет, это не герань и не фиалка.                                                                         

Воспитатель: А наше неизвестное растение приготовило нам подсказки.                             

1. Подсказка первая.

У меня в руках блюдце,  покрытое салфеткой. Давайте ощупаем пальчиками, через салфетку, и отгадаем, что там находится, но вслух не говорить, пока я вас не попрошу. Это будет вашим секретом, пока все не потрогают.

Дети ощупывают покрытые салфеткой семечки лимона по очереди.

Ответы детей: зернышки, конфетки, орешки, камушки, горошек, семечки и др.

Воспитатель: Хорошо, у нас очень много ответов. Но пока мы не будем открывать салфеточку, а используем второю подсказку.

2. Подсказка вторая.

Воспитатель берет закрытую тарелочку с отверстиями, в которой находится половина лимона (разрезанный лимон), чтобы исходил запах, но дети не смогли увидеть, что внутри.

Воспитатель: Вам будут помогать носики. Я подойду к каждому из вас и дам понюхать. Данил, понюхай, но никому не говори, что это, храни свой секрет. Теперь Настя нюхает и думает, что это может быть …(все дети по очереди). Я ставлю тарелочку, в центр круга, но пока не показываю её содержимое. Угадали по запаху, что это?

Ответы детей: Конфетка, апельсин, мандарин, лимон, пряник, пирог и др.

Воспитатель: У нас сейчас очень много предположений. Думаю, мы близки к отгадке. Давайте пока не будем смотреть, что там, а используем последнюю подсказку.

3. Подсказка третья.

Воспитатель: Это волшебный мешочек. Вы будете опускать руки, ощупывать то, что там лежит, и стараться отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет, пока я вас не спрошу. Саша первая начинает свое обследование …(все по очереди). Кладу волшебный мешочек в центр круга. Что удалось вам обнаружить?

Ответы детей: Игрушка, лимон, апельсин.

Воспитатель: Мы использовали все подсказки. Давайте проверим ваши предположения. Теперь глазки будут вам помогать. Я достаю из мешочка - лимон, в закрытой чашке лежит половина лимона, а в блюдце – его семечки. Теперь, ребята, мы знаем, что это растение – лимон! Ура! Отгадали! Давайте скажем растению, что его название –

Дети: Лимон! Тебя зовут Лимон!

Воспитатель: Андрей, а какого цвета лимон?

Андрей: Лимон желтого цвета.

Воспитатель: Даша, какой лимон по форме?

Даша: Лимон круглой формы.

(Прикрепляем картинку с изображением лимона.)

Воспитатель: Давайте, ребята, немного отдохнем.

Физминутка (под музыку В. Рыбина «Страна Лимония»).

Мы отправились в лимоновый сад                  (ходьба друг за другом)

Растут лимоны там, а не виноград                  (остановиться, в круг)

Достань-ка его сам, повыше подтянись          (потянуться на носки)

Посмотрите, до чего он хорош                          (руки вперед)

Но на дороге ты его не найдешь…  (повороты головы, и указательным пальцем)                                                                           

В стране Лимония растет,

Веселый, дружный был поход.       (руки в стороны, взяться за руки, улыбнуться)                                                       

Воспитатель: Отдохнули немногою. А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, на что похож лимон? Давайте поразмышляем.

Ответы детей: Солнце, воздушный шарик, цыпленок, подсолнух, мячик и др.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. У каждого из вас картинка с изображением лимона, подрисуйте к изображению то, на что вам кажется, похож лимон.

Дети рисуют.

У воспитателя так же несколько изображений, помогает подсказками – дорисовками. Оцените работу детей. Молодцы!

Воспитатель: (показывает баночку с витаминами.) Ребята, а что у нас в этой баночке находится?

Дети: Витамины.

Воспитатель: А для чего мы принимаем витамины?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровыми, укреплять силы и т.д.

Воспитатель: А если у нас нет витаминов, что можно скушать вместо них, где содержаться витамины?

Дети: Фрукты, овощи, лимон.

Воспитатель: Все верно, лимон очень полезен. Если пить горячий чай с лимоном, то также будешь укреплять свое здоровье, меньше болеть. Ребята, а когда вы дома одни, вам грустно? И нашему лимончику, я думаю, одному будет грустно и скучно. Давайте посалим для него друзей. Я заранее приготовила для каждого свой горшочек, на нем написаны ваши имена, чтобы знать кто в какой горшочек посадил семечко, каждый будет ухаживать за своим лимончиком. ( Дети сажают семена в горшочки).

Воспитатель: Ребята, покажите, как будут расти наши лимончики.

Психогимнастика

 Присели, потихоньку поднимаемся, тянемся к свету, вытягиваемся, поднимаемся на носочки, руки тянем вверх – выросли.

Воспитатель: Вот также замечательные лимончики вырастут у нас с вами.

Ребята, а помните, мы рисовали дерево и наклеивали на него листочки? Похожи эти листочки на листья нашего лимона. Мы с вами сейчас сделаем сюрприз нашему Лимончику, покажем ему, какой он станет, когда вырастет. Для этого мы наклеим на дерево плоды Лимона. ( Дети наклеивают лимоны.)

Воспитатель: Скажите, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы, ребята, славно постарались,

Всем спасибо говорю я от души.

Мы растению названье дали,

Ты лимончик с нами век живи!

Будем поливать тебя и нежить,

В ярких, солнечных купать лучах.

Рядышком с тобою, чтоб не скучно,

Будут твои братцы прорастать.

И надеемся, что очень скоро,

Ты порадуешь плодами нас.

Будем чай горячий пить с лимоном,

Укреплять свое здоровье, в добрый час!

Предложить гостям горячий чай с лимоном. Дети угощают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: через познавательно - исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;

- закрепление знаний детей о фруктах: лимон;

- закрепление знаний  о цвете, геометрических фигурах.

Развивающие:

- развивать фантазию, творческое мышление;

- развивать диалогическую речь;

- использовать опыт для нахождения истины.

Воспитательные:

- воспитывать чувство удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательно-исследовательская деятельность»;

« Познание», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Музыка», »Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».

Материалы: перышко для приветствия, растения – лимон в горшке, письмо в конверте, 2 рисунка (герань, фиалка); блюдце с семечками лимона, накрытое тканевой салфеткой; чашка с отверстиями, чтобы не было видно, но запах был; «волшебный мешочек», лимон; эмблема - картинка с изображением лимона – на каждого ребенка; 3-4 штуки на магнитной доске для воспитателя, фломастер; баночка с витаминами, небольшие горшочки с землей, семечки лимона, палочки для рыхления, лейки с водой, влажные салфетки; изображение дерева с объемными листьями; вырезанные лимоны - карточки на каждого ребенка; чай с лимоном; звукозапись-фонограмма «Страна Лимония» В.Рыбина.

Предварительная работа: рисование растений – (герань, фиалка); беседы о пользе фруктов, овощей, витамины (что содержат); коллективная аппликация дерева с листочками; рисование – дорисовки овалов « на что похоже?». д/и «Чудесный мешочек». д/и «Отгадай и назови». Разучивание физминутки  «Страна Лимония».

Содержание

Дети входят в группу.                                                                                           Воспитатель: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Начнем занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа и прошепчу: «Даша,  я рада тебя видеть». Теперь Даша берет у меня перышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Андрей, я рада тебя видеть» и т.д.  

Дети садятся на стульчики.                                                                                  Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в группу, а у нас в горшочке стоит какое-то растение. Как  вы думаете, что это за растение?                                                                                                     Дети: (ответы).                                                                                                        Воспитатель: Здесь еще письмо, давайте прочитаем.

Письмо:                                                                                                                                                       Я пришло к вам в группу не случайно.                                                                          Думаю, поможете вы мне.                                                                                                                    Ведь у каждого бывает тайна.                                                                                                            Но у всех есть имя на земле.                                                                                                     У людей, животных, птиц, растений,                                                                                      

У озер, морей и городов,                                                                                                    Рыбок, звездочек, планет и океанов.                                                                                              Но не знаю, как звучит мое!                                                                                                    Есть  у вас – Алина, Софья, Даша.                                                                                           Люба, Саша есть, Андрей, Данилка есть.                                                                            Здесь Кристина, Настя,                                                                                                   воспитатель ваша…                                                                                                                Валентина Васильевна зовут ее.                                                                                                 В группе вашей множество растений,                                                                                              и у каждого название свое.                                                                                                 Помогите мне, ребята, дайте имя,                                                                                           очень хочется мне знать его.                                                                                                       Буду радовать я вас, цвести и пахнуть.                                                                                           Даже в зимние, холодные деньки.                                                                                           Только попрошу, не ошибитесь,                                                                                              очень важно – верный путь найти!

Воспитатель: А как вы думаете, это растение похоже на герань? А на фиалку? Помните мы рисовали эти растения. (показать рисунки, сравнить). 

Дети: Нет, это не герань и не фиалка.                                                                          Воспитатель: А наше неизвестное растение приготовило нам подсказки.                              1. Подсказка первая.

У меня в руках блюдце,  покрытое салфеткой. Давайте ощупаем пальчиками, через салфетку, и отгадаем, что там находится, но вслух не говорить, пока я вас не попрошу. Это будет вашим секретом, пока все не потрогают.

Дети ощупывают покрытые салфеткой семечки лимона по очереди.

Ответы детей: зернышки, конфетки, орешки, камушки, горошек, семечки и др.

Воспитатель: Хорошо, у нас очень много ответов. Но пока мы не будем открывать салфеточку, а используем второю подсказку.

2. Подсказка вторая.

Воспитатель берет закрытую тарелочку с отверстиями, в которой находится половина лимона (разрезанный лимон), чтобы исходил запах, но дети не смогли увидеть, что внутри.

Воспитатель: Вам будут помогать носики. Я подойду к каждому из вас и дам понюхать. Данил, понюхай, но никому не говори, что это, храни свой секрет. Теперь Настя нюхает и думает, что это может быть …(все дети по очереди). Я ставлю тарелочку, в центр круга, но пока не показываю её содержимое. Угадали по запаху, что это?

Ответы детей: Конфетка, апельсин, мандарин, лимон, пряник, пирог и др.

Воспитатель: У нас сейчас очень много предположений. Думаю, мы близки к отгадке. Давайте пока не будем смотреть, что там, а используем последнюю подсказку.

3. Подсказка третья.

Воспитатель: Это волшебный мешочек. Вы будете опускать руки, ощупывать то, что там лежит, и стараться отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет, пока я вас не спрошу. Саша первая начинает свое обследование …(все по очереди). Кладу волшебный мешочек в центр круга. Что удалось вам обнаружить?

Ответы детей: Игрушка, лимон, апельсин.

Воспитатель: Мы использовали все подсказки. Давайте проверим ваши предположения. Теперь глазки будут вам помогать. Я достаю из мешочка - лимон, в закрытой чашке лежит половина лимона, а в блюдце – его семечки. Теперь, ребята, мы знаем, что это растение – лимон! Ура! Отгадали! Давайте скажем растению, что его название –

Дети: Лимон! Тебя зовут Лимон!

Воспитатель: Андрей, а какого цвета лимон?

Андрей: Лимон желтого цвета.

Воспитатель: Даша, какой лимон по форме?

Даша: Лимон круглой формы.

(Прикрепляем картинку с изображением лимона.)

Воспитатель: Давайте, ребята, немного отдохнем.

Физминутка (под музыку В. Рыбина «Страна Лимония»).

Мы отправились в лимоновый сад                  (ходьба друг за другом)

Растут лимоны там, а не виноград                  (остановиться, в круг)

Достань-ка его сам, повыше подтянись          (потянуться на носки)

Посмотрите, до чего он хорош                   (руки вперед)

Но на дороге ты его не найдешь…  (повороты головы, и указательным

                                                                                                             пальцем)                                                                           

В стране Лимония растет,

Веселый, дружный был поход.    (руки в стороны, взяться за руки, улыбнуться)

                                                   

Воспитатель: Отдохнули немногою. А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, на что похож лимон? Давайте поразмышляем.

Ответы детей: Солнце, воздушный шарик, цыпленок, подсолнух, мячик и др.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. У каждого из вас картинка с изображением лимона, подрисуйте к изображению то, на что вам кажется, похож лимон.

Дети рисуют.

У воспитателя так же несколько изображений, помогает подсказками – дорисовками. Оцените работу детей. Молодцы!

Воспитатель: (показывает баночку с витаминами.) Ребята, а что у нас в этой баночке находится?

Дети: Витамины.

Воспитатель: А для чего мы принимаем витамины?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровыми, укреплять силы и т.д.

Воспитатель: А если у нас нет витаминов, что можно скушать вместо них, где содержаться витамины?

Дети: Фрукты, овощи, лимон.

Воспитатель: Все верно, лимон очень полезен. Если пить горячий чай с лимоном, то также будешь укреплять свое здоровье, меньше болеть. Ребята, а когда вы дома одни, вам грустно? И нашему лимончику, я думаю, одному будет грустно и скучно. Давайте посалим для него друзей. Я заранее приготовила для каждого свой горшочек, на нем написаны ваши имена, чтобы знать кто в какой горшочек посадил семечко, каждый будет ухаживать за своим лимончиком. ( Дети сажают семена в горшочки).

Воспитатель: Ребята, покажите, как будут расти наши лимончики.

Психогимнастика

 Присели, потихоньку поднимаемся, тянемся к свету, вытягиваемся, поднимаемся на носочки, руки тянем вверх – выросли.

Воспитатель: Вот также замечательные лимончики вырастут у нас с вами.

Ребята, а помните, мы рисовали дерево и наклеивали на него листочки? Похожи эти листочки на листья нашего лимона. Мы с вами сейчас сделаем сюрприз нашему Лимончику, покажем ему, какой он станет, когда вырастет. Для этого мы наклеим на дерево плоды Лимона. ( Дети наклеивают лимоны.) 

Воспитатель: Скажите, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы, ребята, славно постарались,

Всем спасибо говорю я от души.

Мы растению названье дали,

Ты лимончик с нами век живи!

Будем поливать тебя и нежить,

В ярких, солнечных купать лучах.

Рядышком с тобою, чтоб не скучно,

Будут твои братцы прорастать.

И надеемся, что очень скоро,

Ты порадуешь плодами нас.

Будем чай горячий пить с лимоном,

Укреплять свое здоровье, в добрый час!

Предложить гостям горячий чай с лимоном. Дети угощают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа

Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Перспективный план познавательно- исследовательской деятельности Вторая младшая группа

перспективный план по познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе (по Дыбиной О.В.)...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности ФЭМП по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе Тема: «На помощь Машеньке»

Письмо от Машеньки : "Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу в деревне «Сказочка» с дедушкой и с бабушкой. Однажды мы с подружками пошли в лес за грибам...

ООД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в младшей группе. Тема « Свойства бумаги».

ООД по познавательному развитию(познавательно-исследовательская  деятельность)в младшей группе.Тема « Свойства бумаги»....

Познавательно-исследовательский проект (вторая младшая группа)

Познавательно-исследовательский проект  "Снег - снежок"Познавательно-исследовательский проект  "Снег - снежок"...