Перспективное планирование по экологии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_perspektivnoe_planirovanie_vo_vsekh_gruppakh.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
работы по экологии
Составила: Колобова Людмила Ивановна
Воспитатель I кв. категории
2013 г.
Вторая младшая группа.Сентябрь
1 занятие
Прогулка по участку детского сада.
Цель – знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада.
2 занятие
Тема: « Овощи»
Цель – познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан).
3 занятие
Тема: « Фрукты»
Цель – познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы).
4 занятие
Осмотр цветника детского сада.
Цель – познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы.
Октябрь
1 занятие
Тема: « Комнатные растения»
Цель – познакомить детей с экологической комнатой, с комнатными растениями экологической комнаты. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа.
2 занятие
Тема: « Аквариум»
Цель – познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники.
3 занятие
Тема: « Морская свинка. Хомячок»
Цель – познакомить детей с животным миром экологической комнаты – морской свинкой и хомячком. Формировать представления о том, что все они живые существа и нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым свинка и хомячок приспособлены своим строением и поведением.
4 занятие
Тема: « Попугай»
Цель – познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела.
5 занятие
Тема: « Экскурсия по участку детского сада»
Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух.
Ноябрь
1 занятие
Тема: « Вода»
Цель – познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая).
2 занятие
Тема: « Домашние животные (кошка, собака)».
Цель – познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.
3 занятие
Тема: « Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)».
Цель – познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями в экологической комнате.
4 занятие
Тема: « Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?».
Цель – дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.
5 занятие
Экскурсия по участку детского сада.
Цель – продолжать знакомить с осенними изменениями в природе. Дать понятие о листопаде.
Декабрь
1 занятие
Тема: « Жизнь лесных зверей зимой».
Цель – познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.
2 занятие
Тема: « Зимующие птицы»
Цель – познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых).
3 занятие
Тема: « Рост и развитие растений. Посадка лука».
Цель – познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, чем лук полезен (много витаминов).
4 занятие
Праздник елки на участке детского сада. Участие в акции « Елочка – зеленая иголочка»
Январь
1 занятие
Тема: « Мы в лес идем. Жизнь растений и животных в сообществе».
Цель – формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Продолжать знакомить с моделью маскировки.
2 занятие
Тема: « Мы в лес идем. Своеобразие растительного и животного мира Кавказских гор. Первоцветы Кавказских гор».
Цель - познакомить детей с первоцветами Кавказских гор (подснежники, зимовники, цикламены); воспитывать бережное отношение к первоцветам Кавказских гор, так как их становиться все меньше и меньше.
3 занятие
Тема: « Морская свинка – обитатель уголка природы»
Цель – Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами).
4 занятие
Тема: «Домашние животные и птицы»
Цель – познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может.
5 занятие
Экскурсия по участку детского сада
Цель – наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за птицами.
Февраль
1 занятие
Тема: « Домашние животные (коровы и козы)»
Цель - познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.
2 занятие
Тема: « Комнатные растения (аспидистра или дружная семейка)».
Цель – Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ).
3 занятие
Тема: « Что растет в лесу и кто живет в лесу».
Цель – продолжать знакомить детей с лесом, учить узнавать растения и животных леса по картинкам. Вызвать интерес к лесным обитателям.
4 занятие
Целевая прогулка по участку детского сада.
Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Февраль – последний месяц зимы.
Март
1 занятие
Тема: « К деревьям в гости»
Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь); дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки.
2занятие
Тема: « Неживая природа (знакомство с песком)».
Цель – познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка.
3 занятие
Тема: « Дикие животные (белка)».
Цель – познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадок, чем питается белка.
4 занятие
Тема: « Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)».
Цель – познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами (тюльпан, нарцисс), с особенностями их внешнего вида и строения.
5 занятие
Экскурсия по участку детского сада.
Цель – познакомить детей со временем года – весной.
Апрель
1 занятие
Тема: « Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной».
Цель – уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.
2 занятие
Тема: « Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик».
Цель – уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
3 занятие
Тема: « Человек – живое существо. Беседа о живом и неживом».
Цель – сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, способности к росту, развитию, размножению, приспособленности живого организма к условиям существования; учить находить признаки живого у растений и животных.
4 занятие
Акция « День Земли»
Цель – дать детям знания о планете Земля (что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала); прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.
5 занятие
Экскурсия по участку детского сада.
Цель – продолжать наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Май
1 занятие
Тема: « Зоопарк (экологическая игра)».
Цель – продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).
2 занятие
Тема: » Неживая природа (песок)».
Цель – продолжать знакомить детей с песком (состав песка, что можно сделать из песка).
3 занятие
Тема: » Неживая природа (глина)».
Цель – познакомить детей с глиной, со свойствами сухой и мокрой глины, рассказать о том, что можно делать из глины.
4 занятие
Тема: » Посадка лука (труд детей на огороде)».
Цель – продолжать знакомить детей с тем, что лук можно вырастить из луковицы; формировать трудолюбие.
5 занятие
Экскурсия по экологической тропе.
Цель – прощание с весной, знакомство с летом.
Июнь
1 занятие
Тема: « Неживая природа (вода, глина, песок)».
Цель – познакомить детей со свойствами воды, песка и глины.
2 занятие
Тема: « Наблюдение за бабочками и пчелами»
Цель – познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни.
3 занятие
Тема: « Растительный мир участка детского сада».
Цель – познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга).
4 занятие
Экскурсия по экологической тропе.
Цель - познакомить детей с деревьями и кустарниками тропы. Наблюдения за цветением катальпы.
Июль
1 занятие
Тема: « Травы (клевер, подорожник)».
Цель – дать некоторые понятия о травах (какие бывают, для чего нужны).
2 занятие
Тема: « Птицы»
Цель – познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сойки), с их внешним видом и повадками.
3 занятие
Тема: « Труд на огороде»
Цель – наблюдения за ростом и развитием фасоли, подсолнуха, огурцов, ухода за ними.
4 занятие
Тема: « Целевая прогулка по участку».
Цель – наблюдение за цветением
Август
1 занятие
Тема: « Цветник»
Цель – познакомить детей с цветами, растущими в цветнике детского сада.
2 занятие
Наблюдение за морской свинкой.
Цель - наблюдение за поведением морской свинки в природе.
3 занятие
Тема: « Труд в огороде»
Цель – прививать элементарные трудовые навыки по уходу за овощами.
4 занятие
Тема: « Что меня окружает»
Цель – закрепить знания детей об окружающей природе; дать возможность самостоятельно высказывать свои мысли и демонстрировать знания о растениях, насекомых, птицах.
Средняя группа
Сентябрь
1 занятие
Экскурсия по экологической тропе.
Цель – познакомить детей с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада (ива, береза, сирень, ель); показать, что погодные условия в течение года меняются по сезонам; выделить признаки осени.
2 занятие
Тема: « Что растет в саду».
Цель – закрепить знания детей о фруктах; познакомить их с персиком; дать понятие о том, что фрукты в основном растут в саду.
3 занятие
Тема: « Что растет в огороде».
Цель – закрепить знания об овощах; познакомить с овощами (редис, свекла, баклажан, перец); уточнить, что овощи растут в огороде. Работа с лупой. Подвести детей к пониманию того, что овощи вырастают из семян; отметить период вегетативного роста (цветение, плодоношение, образование семян).
4 занятие
Экскурсия в цветник детского сада.
Цель- познакомить детей с цветами, растущими в цветнике (космеи, циннии, георгины, астры); закрепить знания о строении цветка.
5 занятие
Экскурсия в парк.
Цель – подвести к пониманию, что парк – это целая экосистема: деревья, трава, кустарники, цветы, насекомые, птицы.
Октябрь.
1 занятие
(в экологической комнате).
Цель - познакомить детей с комнатными растениями экологической комнаты, показать, что комнатные растения – живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни (питательная почва, вода, свет, тепло, воздух).
2 занятия
Тема: «Комнатные растения (бальзамин и легенда о нем)».
Цель - продолжать знакомить детей с тем, что комнатные растения - живые существа, формировать навыки по уходу за комнатными растениями (рыхление, мытье поддонов, полив), прочитать (или пересказать) легенду о бальзамине, подчеркнуть, что легенды, сложенные людьми, - это народная мудрость, передающая знания об окружающем из поколения в поколение.
3 занятие
Тема: «Мы идем в лес (дикие животные (звери) – медведи)».
Цель – продолжать знакомить детей с тем, что дикие животные (звери) живут в лесу, рассказать об образе жизни медведей, среде их обитания, характере питания, подчеркнуть, что лес – это сообщество растений и животных.
4 занятие
Тема: «Дикие животные (белки)».
Цель - продолжать знакомить детей с тем, что лес - это сообщество растений и животных, рассказать об образе жизни белки в лесу, показать, как животные готовятся к зиме.
5 занятие
Экологическая тропа
Цель – продолжать знакомить детей с осенними изменениями в природе.
Ноябрь.
1 занятие
Тема: «Мы в лес идем (дары леса)»
Цель – познакомить детей с дарами леса (лесные ягоды, лесные фрукты, орехи, грибы), дать понятие, что дары леса небезграничны, поэтому лес нужно беречь и соблюдать правила поведения в лесу.
2 занятие
Тема: «Мы в лес идем (перелетные птицы)»
Цель – дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют?), познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания кукушки и ласточки, рассказать, как они приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к меняющимся условиям неживой природы, составить модель «Птицы».
3 занятие
Тема: «Мы в лес идем (зайцы)»
Цель - продолжать знакомить детей с лесом, отметить, что все обитатели леса зависят друг от друга, познакомить детей с особенностями жизни зайцев, их средой обитания, характером питания (грызуны), закрепить знания о том, как животные готовятся к зиме, воспитать бережное отношение к обитателям леса.
4 занятие
Тема: «Обитатели экологической комнаты (морская свинка)»
Цель – продолжать знакомить детей с обитателями экологической комнаты, формировать представление о том, что животные экологической комнаты нужны определенные условия жизни, которые должны удовлетворять их потребности, познакомить с особенностями жизни морской свинки, объяснить, почему ее так называют.
5 занятие
Экскурсия по экологической тропе (совместно с инструктором по физкультуре)
Цель - продолжать наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Декабрь.
1 занятие
Тема: «Наблюдение за хомяком»
Цель – дать знания о внешнем виде хомяка, об образе его жизни и питании, воспитывать интерес к животным, учить детей подбирать прилагательные для определения признаков, характерных для животного.
2 занятие
Тема: «Комнатные растения (пеларгония, легенда о ней)»
Цель – уточнить и расширить представление об условиях среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, почве, воздухе, тепле, пище, формировать представление о растениях как живых организмах, которые чувствуют изменение условий их обитания и реагируют на них, познакомить с новым для детей комнатным растением пеларгония, продолжать знакомство с легендами о растениях.
3 занятие
Тема: «Зимующие птицы»
Цель – раскрыть понятие «зимующие», объяснить, почему так называют некоторых птиц, познакомить детей с особенностями жизни, повадками питания зимующих птиц.
4 занятие
Тема: «Рост и развитие растений (посадка лука)»
Цель – познакомить детей с ростом и развитием растений, показать, что новое растение можно вырастить из семян и луковицы (из луковицы можно вырастить зеленый лук, если посадить его в землю и создать определенные условия – свет, воздух, питание), показать последовательность посадки лука.
5 занятие
Акция – «Елочка – зеленая иголочка».
Праздник елки на участке.
Январь.
1 занятие
Тема: «Экскурсия на лесную поляну»
Цель – продолжать знакомить детей с тем, что лес – это сообщество растений и животных, показать простейшие связи между растительным и животным миром, подвести вывод о том, что в лесу все нужны друг другу, формировать представление о том, что в лесу все животные по-своему приспосабливаются к зимнему периоду, продолжать знакомство с моделью маскировки.
2 занятие
Тема: «Удивительный мир воды»
Цель – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо, рассказать о свойствах воды.
3 занятие
Тема: «Домашние животные (корова с теленком)»
Цель – уточнить представление о том, какую пользу приносят домашние животные, дать понятие о том, какой путь проделало молоко, чтобы попасть на стол к городским жителям, воспитывать уважение к людям труда и доброе отношение к домашним животным.
4 занятие
Тема: «Неживая природа (песок и глина)»
Цель – закрепить знания детей о песке и глине, об их свойствах и полезности для человека.
5 занятие
Экскурсия в лес. Маршрут №1
Цель – продолжать знакомить детей с первоцветами Кавказских гор, с сезонными изменениями в природе.
Февраль.
1 занятие
Тема: «Обитатели уголка природы (аквариум)»
Цель – продолжать знакомство с аквариумными рыбками (меченосцы, гупии - рыбы верхних слоев воды), моделирование «Рыбы».
2 занятие
Тема: «Обитатели уголка природы (попугаи)»
Цель – уточнить понятие о попугаях, об их внешнем виде, функциях некоторых частей тела, моделирование «Птицы».
3 занятие
Тема: «Беседа о живом и неживом»
Цель – сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах, учить находить признаки живого у растений и животных.
4 занятие
Тема: «Домашние животные зимой»
Цель – рассказать, что домашние животные не могут находить себе корм в природе зимой и люди специально готовят для них корм летом, дать представление об уходе за домашними животными зимой, закрепить названия детенышей животных.
5 занятие
Тема: «Прощание с зимой». Экскурсия по участку детского сада.
Цель – наблюдение за сезонными изменениями в природе, обратить внимание на первые признаки весны.
Март.
1 занятие
Тема: «Дикие животные (ежи)»
Цель – познакомить детей с диким ежом, его внешним видом, образом жизни, повадками, питанием.
2 занятие
Тема: «Первые садовые весенние цветы (нарциссы, тюльпаны)»
Цель – продолжить знакомство с садовыми цветами, закрепить понятие о строении цветка, составить модель цветка.
3 занятие
Тема: «Дикие животные весной»
Цель – познакомить детей с сезонными изменениями в природе, показать, как они влияют на животных, дать представление о том, почему весной необходимо особо охранять диких животных.
4 занятие
Тема: «Птицы – наши друзья»
Цель – познакомить детей с первыми перелетными птицами, которые прилетают весной (грачи, кукушки, скворцы, ласточки).
5 занятие
Экскурсия в лес. Маршрут №1.
Цель – знакомство с сезонными изменениями весной.
Апрель
1 занятие
Тема: « Комнатные растения»
Цель – уточнить знания о строении растения; дать первые представления о потребности растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ними – создании необходимых условий; прививать желание помогать воспитателям в уходе за комнатными растениями; моделирование.
2 занятие
Тема: « Мы идем в лес»
Цель – продолжать знакомить детей с лесом как единым сообществом растений и животных; учить узнавать и называть растения, животных по картинкам, известным из художественных произведений, и играм; вызвать интерес к лесным обитателям.
3 занятие
Тема: « Беседа о лесе и правилах поведения в нем»
Цель – продолжать знакомство детей с лесом как сообществом растений и животных; показать простейшие связи между растительным и животным миром; подвести детей к выводу о том, что в лесу все друг другу нужны; учить связно, рассказать о правилах поведения в лесу и понимать необходимость соблюдения этих правил; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
4 занятие
День Земли.
Цель – продолжать знакомство с планетой Земля; прививать любовь к ней.
5 занятие
Экскурсия в лес. Маршрут № 1.
Цель – продолжать знакомство с весенними изменениями в природе.
Май
1 занятие
Тема: «Птицы – наши друзья (кукушка, дятлы, ласточки)»
Цель – познакомить детей с птицами, их внешним видом, повадками, образом жизни.
2 занятие
Тема: « Удивительные свойства воды»
Цель – продолжить знакомство со свойствами воды; дать представления о том, для чего нужна вода.
3 занятие
Тема: « Наблюдение за дождевым червяком».
Цель - познакомить детей с дождевым червяком, рассмотреть его через лупу; закрепить и уточнить знания о живом и неживом.
4 занятие
Труд детей в огороде. Посадка лука на грядке.
Цель – закрепить знания о том, что зеленый лук можно вырастить из луковицы; дать понятие о полезности лука; воспитывать трудолюбие.
5 занятие
Тема: « Мы в лес идем (экологическая тропа).
Цель – продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе.
Июнь
1 занятие
Тема: « Удивительные свойства воды»
Цель – продолжить знакомство со свойствами воды.
2 занятие
Тема: « Кустарники (шиповник)».
Цель – дать представление о кустарнике шиповнике; наблюдение за цветением шиповника.
3 занятие
Тема: «Дождевые черви»
Цель – продолжить наблюдения за дождевыми червями; закрепить знания детей о живом и неживом.
4 занятие
Тема: « Мы в лес идем. Маршрут № 2».
Цель – продолжить знакомство с лесом; показать, что растет в лесу.
Июль
1 занятие
Тема: « Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, насекомыми».
Цель – предоставить детям возможность понаблюдать за деревьями и кустарниками (катальпа, сирень); дать возможность подумать и найти существенные различия и сходство между деревьями и кустарниками; понаблюдать за травянистыми растениями.
2 занятие
Тема: « Огород».
Цель – рассмотреть в разрезе плоды помидоров и огурцов через лупу; показать их семена; увидеть особенности семян.
3 занятие
Тема: « Жизнь домашних и диких животных летом».
Цель – дать понятие о жизни животных летом; подвести детей к пониманию того, что дикие животные самостоятельно добывают себе пищу, а о домашних животных заботится человек.
4 занятие
Тема: « Птицы летом».
Цель – продолжать знакомить детей с образом жизни птиц.
Подготовительная группа.
Сентябрь
1 занятие
День знаний. Путешествие по экологической тропе.
Цель – закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада (ива, береза, липа, сосна, ель, сирень, черемуха, клен); продолжить знакомство с характерными признаками деревьев и кустарников.
2 занятие
Экскурсия в цветник детского сада.
Цель – продолжить знакомство с осенними цветами; закрепить знания о строении цветов, о том, как они размножаются; учить детей из цветов собирать букеты; воспитывать бережное отношение к природе; продолжить знакомство с легендами о цветах.
3 занятие
Тема: « Происхождение Земли».
Цель – познакомить детей, используя научные знания, легенды, мифы, с происхождением Земли.
4 занятие
Экскурсия по маршруту № 1.
Цель – познакомить детей с дарами Кавказских гор (лекарственные травы, грибы); дать представление о ядовитых грибах, о грибной грамоте.
5 занятие
Тема: « За миллионы лет до нашей эры. Золотой век (время рыб, завоевание суши)».
Цель – расширить представление детей о том, как появилась жизнь на Земле.
5 занятие
Тема: « За миллионы лет до нашей эры (рептилии)».
Цель – продолжить знакомить детей с тем, как появилась жизнь на Земле; дать представление о рептилиях и динозаврах, их внешнем виде и образе жизни.
Октябрь.
1 занятие
Тема: « За миллионы лет до нашей эры (динозавры)».
Цель – продолжить знакомить детей с тем, как появилась жизнь на Земле; дать представление о видах динозавров.
2 занятие
Тема: « За миллионы лет до нашей эры. ( Первые птицы. Почему вымерли динозавры? Первые млекопитающие.)»
Цель – продолжить знакомство детей с зарождением и развитием жизни на Земле.
3 занятие
Тема: « За миллионы лет до нашей эры. ( Новая жизнь. Пернатые великаны. Мамонты.)»
Цель – продолжить знакомство с зарождением жизни на Земле, с животными и птицами; появившимися на Земле.
4 занятие
Тема: « За миллионы лет до нашей эры. ( Гигантские олени, появление человека.)»
Цель – продолжить знакомить детей с развитием жизни на Земле, дать представление о происхождении человека.
5 занятие
Тема: « Мы в лес идем».
Цель – продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе, со своеобразием животного и растительного мира Кавказских гор.
Ноябрь
1 занятие
Тема: «Этот загадочный звездный мир»
Цель – познакомить детей с тем, что мир звезд чрезвычайно разнообразен, что они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими сверкающими точками; пересказать или прочитать легенду о звездах « Ковш Большой и Маленькой Медведицы».
2 занятие
Тема: «Солнечная система»
Цель – продолжить знакомство с Солнечной системой и ее планетами.
3 занятие
Тема: «Строение Земли»
Цель – дать детям представление о том, как выглядит Земля на большом расстоянии от нее, рассказать о строении Земли; подчеркнуть, что планета Земля в опасности.
4 занятие
Тема: « Луна – естественный спутник Земли».
Цель – дать представление о том, что у всех планет Солнечной системы есть свои «Луны» и у Земли тоже есть своя Луна; сообщить некоторые сведения о Луне как спутнике Земли; познакомить детей с легендой о Луне.
5 занятие
Тема: « Последний день осени. Целевая прогулка по участку детского сада».
Цель – продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе, с «жалобами» природы.
Декабрь
1 занятие
Тема: « Что такое экология?»
Цель – дать понятие об экологии и о том, что она изучает; формировать представление о человеке как живом существе, о его зависимости от природы и окружающей среды.
2 занятие
Тема: « Почва»
Цель – познакомить детей с историей возникновения почвы; рассказать, почему происходит ее загрязнение, как чистота почвы отражается на здоровье человека.
3 занятие
Тема: « Вода и Земля»
Цель – дать представление о том, что без воды не может обходиться ни одно живое существо, а человеку необходима очищенная вода; продолжить знакомство со свойствами воды, с ее значением в жизни человека и ее влиянием на его здоровье.
4 занятие
Тема: « Воздух».
Цель – продолжить знакомство со свойствами воздуха и его значением в жизни человека, животных и растений; дать понятие о воздухе как среде обитания живых организмов; познакомить детей с ветром; дать понятие о том, что ветер – это движение воздуха; составить представление о влиянии воздуха на здоровье человека, на жизнь растений и животных.
5 занятие
Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение за елью.
Цель – дать представление о красоте и полезности ели.
Январь.
1 занятие
Тема: « Сравнение бурого и белого медведей».
Цель – уточнить и расширить представления детей о жизни медведей в разных климатических условиях и их приспособленности к этим условиям; учить сравнивать животных по внешнему виду, образу жизни, характеру питания, месту обитания, выделяя для сравнения наиболее характерные признаки, устанавливая различия и сходство; подвести детей к пониманию того, что каждое животное может жить только в тех местах, к которым оно приспособлено.
2 занятие
Тема: « Цепочки в лесу».
Цель – продолжить формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; составить представления о леснике и его обязанностях.
3 занятие
Тема: « Многообразие растительного мира».
Цель – сформировать у детей представление о дифференцированном потреблении влаги комнатными растениями: одним растениям (с мягкими, тонкими листьями) необходимо много влаги, так как они родом из южных влажных мест, другие, с плотными листьями, не требуется много влаги, так как они родом из засушливых мест. Моделирование (« Растения»).
4 занятие
Тема: « Создание Красной книги природы».
Цель – познакомить детей с первоцветами Кавказских гор; углубить из знания о месте произрастания первоцветов и их приспособленности к климатическим условиям Кавказа; уточнить понятие о Красной книге природы, объяснить, для чего она существует.
Февраль
1 занятие
Тема: « Рост и развитие животных (хомячки)».
Цель – уточнить знания детей о внешнем виде хомячка, его образе жизни, характерных особенностях, питании; рассказать, что хомячки живородящие животные.
2 занятие
Тема: « Круговорот воды в природе».
Цель – познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать связную речь, умение логически стройно и доказательно высказывать свои мысли.
3 занятие
Тема: « Черное море».
Цель – продолжить знакомство с обитателями Черного моря; сообщить некоторые сведения о своеобразии моря (глубине, протяженности, цвете воды).
4 занятие
Тема: « Домашние и дикие животные. Сравнение».
Цель – уточнить признаки диких и домашних животных, учить находить различия и сходство у них. Формировать связную речь.
5 занятие
Тема: « Мы в лес идем. Маршрут № 4».
Цель - учить понимать и сохранять природу, быть активными в природе, соблюдая при этом правила поведения в лесу, например, наблюдая за зимующими птицами.
Март
1 занятие
Тема: « Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)».
Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»).
2 занятие
Тема: « Пищевые цепочки».
Цель – уточнить представление детей о том, как в природе возникают пищевые связи растений и животных; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки (нарушения цепочки происходят в связи с изменениями погодных условий и неправильными действиями людей в природе).
3 занятие
Тема: « Африка. Саванна».
Цель – знакомство с растительным и животным миром Африки, с ее климатическими условиями и приспособленностью растений и животных к ним. Формирование связной речи.
4 занятие
Тема: « Джунгли»
Цель – познакомить детей с растительным и животным миром джунглей, с климатическими условиями в них.
5 занятие
Тема: « Тайга».
Цель – познакомить детей с растительным и животным миром тайги, с ее климатическими условиями и приспособленностью растений и животных к этим условиям.
Апрель
1 занятие
Тема: « Мой край родной. Заповедные места и памятники природы».
Цель – познакомить детей с памятными местами ст. Каневской; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к памятникам природы.
2 занятие
Викторина «Знаете ли вы?»
Цель – уточнить и закрепить знания детей о родной станице.
3 занятие
Экологическая акция. День Земли.
Цель – закрепить знания о том, что на Земле обитает много живых существ (в воде, на суше, под землей) и всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая Земля, но планета Земля в опасности (во многих местах вода, воздух, земля загрязнились, стало трудно дышать); вызвать желание встать на защиту планеты Земля.
4 занятие
Тема: « Лес в жизни человека».
Цель – уточнить знания детей о значении (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) леса в жизни человека; закрепить представление о «Зеленом патруле».
5 занятие
Экскурсия к реке Челбасс.
Цель – продолжить знакомство детей с природой родного края, с историей реки Челбасс; закрепить знания.
Май
1 занятие
Тема: « Путешествие в страну легенд»
Цель – продолжить знакомство с тем, что легенды, сложенные людьми, - это народная мудрость, памятники старины, передающие знания об окружающем мире из поколения в поколение; дать представление о том, что через легенды люди давно думают о сохранении планеты, ее чистоте и здоровье; воспитывать бережное отношение к природе.
2 занятие
Тема: « Жизнь животных в разные времена года в разных экологических системах (лес, река, море).
Цель – закрепить знания о жизни животных, растений, водных обитателей в разные времена года, в разных средах; уточнить представление о Красной книге природы.
3 занятие
Тема: « Друзья человека в мире животных»
Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
4 занятие
Тема: « Труд детей в природе (работе на огороде). Посев семян петрушки, укропа, моркови».
Цель – продолжить знакомство с ростом и развитием растений; дать представление о том, что нужно растениям для их нормального роста и развития; сообщить сведения о необходимости зелени для нормальной жизни человека.
Июнь
1 занятие
Тема: « Прогулка по участку детского сада».
Цель – закрепить знания о кустарнике шиповнике, пересказать или прочитать легенду о шиповнике; познакомить детей с ядовитыми растениями (лютик, олеандр).
2 занятие
Тема: « Насекомые»
Цель – формировать представление о насекомых; дать понятие, что насекомые – это многочисленный класс животных, состоящих из нескольких отрядов; рассмотреть несколько видов насекомых.
3 занятие
Тема: « Многообразие растений и животных».
Цель – продолжить знакомство с многообразием растений и животных.
4 занятие
Тема: « Лягушки»
Цель – познакомить детей с лягушками, их внешним видом, образом жизни, питанием.
Июль
1 занятие
Тема: « Растения поля, леса, луга».
Цель – дать представление о растениях леса, луга, поля; показать, чем отличаются друг от друга лесные, полевые и луговые растения; прививать бережное отношение к природе.
2 занятие
Экскурсия по маршруту № 5.
Цель – продолжить знакомство с лесом; найти в лесу растения, занесенные в Красную книгу природы.
3 занятие
Тема: « Труд детей на огороде».
Цель – продолжить знакомство детей с тем, что для роста и развития растений необходимо создать условия; познакомить детей с пыреем; продолжить наблюдение за ростом и развитием растений.
4 занятие
Тема: « Мы в лес идем»
Цель – закрепить знания детей о том, что в природе все взаимосвязано; продолжить наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Август
1 занятие
Тема: « Мы в лес идем».
Цель – закрепить знания детей о дарах леса и влиянии человека на природу.
2 занятие
Тема: « Съедобные и несъедобные грибы».
Цель – познакомить детей с правилами сбора грибов.
3 занятие
Тема: « Как животные готовятся к зиме».
Цель – закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах; формировать представления о том, как влияют на жизнь животных погодные условия.
4 занятие
Тема: « Лесная школа»
Цель – расширять знания детей о лесе; воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологии (2-ая младшая, средняя и подготовительная группа)
годовой план работы по экологическому воспитанию детей разных возрастных групп...
Перспективное планирование по экологии для работы с детьми младшего возраста
Перспективное планирование для второй младшей группы (экология)...
Перспективное планирование по экологии в младшей группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е.
В перспективном планировании представлены темы занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром и формы их организации...
Перспективное планирование по экологии во 2 младшей группе
Дано перспективное планирование по экологии во 2 младшей группе...
Перспективное планирование по экологии в старшей группе.
Работа с детьми по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. В содержание работы входит: игры, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, опыты, ИЗОдеяте...
Перспективное планирование по экологии. Старшая группа.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически ...
Примерное перспективное планирование по Экологии в старшей группе
Перспективное планирование по образовательной области "Познавательное развитие" Экология по вариативной части к ООП Т.Ф. Пивцаевой «Занятия по формированию элементарных экологичес...