Перспективное планирование по экологии. Старшая группа.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_ekologii.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологии. Старшая группа.
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Формирование элементарных экологических представлений детей 5-6 лет осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. В работе с детьми используются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые и т. д. Знакомить с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях: через свои ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир звуков, красок, запахов.
Задачи в работе педагога эколога:
1. Расширять и уточнять представления детей о природе;
2. Закреплять умение наблюдать;
3. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях;
4. Познакомить с понятиями «лес», «луг». И «сад»;
5. Продолжать знакомить с комнатными растениями;
6. Закреплять умение ухаживать за растениями;
7. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений;
8. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека;
9. Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы;
10. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовиться к зимней спячки;
11. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках;
12. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
13. Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы;
К концу года дети должны:
1. Знать основные классы животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные) ;
2. Знать представление домашних и диких животных;
3. Уметь различать и называть растения ближайшего окружения;
4. Уметь различать и называть комнатные растения;
5. Знать трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями;
6. Знать представления о сезонных изменениях в неживой природе;
7. Знать значения и правила поведения в природе;
Занятие в старшей группе проводится один раз в неделю по 25 минут.
Сентябрь
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Овощи и фрукты на нашем столе | Обобщить предст. об овощах, фруктах, ягодах средней полосы, уточнить условия роста и созр. (плодород.земля, влага, свет, тепло.. Дать представления о пользе природных витаминов. | -«Могут ли овощи нанести вред нашему здоровью?» (Горькова Л.Г. (с.52)) -«Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» Воронкевич О.А. (с.70) Продуктивная деятельность: Рисование: «Осенние дерево», «Поспели яблоки»,«Овощи». Лепка «Овощи». | Рассматривание демонстрационного материала «Овощи» и «Фрукты» Чтение: Н.Носов «Огурцы» Ю.Тувим «Овощи» Н.Егоров «Капуста», «Помидор» И.Бунин«Листопад», А.Майков «Осенние листья по ветру кружат». | -«Угадай по описанию.» -«В саду или в огороде». -«Витаминка и ее друзья». -«Чудесный мешочек». «Третий лишний», «Что где растет?», «Вершки - корешки» Сюжетно—ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»» | Рассказ воспитателя о сельскохозяйственных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах. |
Хлеб. | Расширять предст. о культурных злаках (пшеница, кукуруза, овёс) | «Хлеб – всему голова. Ржаной и пшеничный хлеб» Горькова Л.Г. (с.42) НОД «О тех, кто растит хлеб» «Колосок » объемное рисование пластилином | Чтение К. Паустовский «Теплый хлеб», А.Ремизов «Хлебный голос» С.Топелиус «Три ржаных колоса» Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Н.Носов «Огородники | Игры «Булочная», «Кондитерский отдел», д/и «Где что зреет?» | Беседа – «Труд людей на фермах», «Девочка, наступившая на хлеб» «О чем поведал колосок» |
Октябрь
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Осень | Познакомить с сезонными изменениями в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом, вести дневник наблюдения. Воспитывать любовь к родной природе. | «Осень золотая» (Волчкова В.Н. (с.21) Рисование «Осенний лес» Рисование «Золотая осень» Лепка «Ваза для осеннего букета» | -Н.Павлова «Растения осенью» -П.Дудочкин «Живые часы» -Н.Гумилевская «Почему осенью желтеют листья?» И.Бунин «Листопад» Г-Х Андерсен «Дюймовочка» В.Бианки «Приключения Муравьишки». | -«Чудесный мешочек». «Третий лишний», «Что где растет?», «Вершки - корешки» «когда это бывает?» | Беседа об осени «Осень, что о ней ты знаешь» Наблюдения за изменениями в природе Наблюдения за состоянием погоды на участке |
Грибы и ягоды | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. | «Удивительный лес» Горькова Л.Г. (с.67) «Царство растений – грибы» Рисование «Грибы в лукошке» Аппликация «Мухомор» «Грибы» . | Рассматривание иллюстраций или муляжей грибов Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» М Пришвин «Последние грибы» | Д/и «Съедобные—несъедобные» Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов» «Где что растет» | Беседа «Грибы съедобные и ядовитые» «Как мы грибы искали» |
Ноябрь
Декабрь
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы |
Дикие животные и их детёныши | Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания, уточнять названия детенышей диких животных. | «Дикие животные» Горькова Л.Г. (с.74) «Зимовье зверей» Волчкова В.Н. (с. 62) Продуктивная деятельность: Рисование «Зайка серый, где ты бегал»» Рисование «Ежиха с ежатами» | Чтение: Соколов-Микитов из книги «Год в лесу» рассказы «Еж», «Заяц-беляк», «Белка». -В.Бианки из книги «Четыре времени года» стр.141-142 рассказы «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся». Чтение рассказов о жизни диких животных зимой. (Родная природа. Осень. Зима, стр. 138—146). Загадывание загадок о животных. Рассматривание картин серии «Из жизни диких зверей». | Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Зоопарк», Подвижные игры: Бездомный заяц», «Волк и зайцы», | Беседа о том, как готовятся животные, к зиме «Где живет медведь»
|
Зима. | Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширить словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы. Продолжительность светового дня. Расширить представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд | «Здравствуй, гостья-зима!» «Снег и его свойства» Горькова Л.Г. (с.79), Воронкевич О.А. (с.89) «Беседа о зиме» (Бондаренко-79. Горькова-91. Воронкевич-231. Кочемасова-143, 145) Продуктивная деятельность: Лепка «Девочка в зимней одежде». Рисование «Зима». Аппликация «Зимушка – зима». Рисование «Зимние деревья» «Красивое развесистое дерево зимой», | Рассматривание картин о зиме. Чтение художественной литературы о зиме и зимних явлениях. : С.Есенин «Поет зима – аукает…»; И.Суриков «Зима», «Лисичка – сестричка и волк», обр.М.Булатова. | Дидактические игры: «Оденем Машу и Сашу на прогулку», «Зимние забавы», «Зима, это хорошо или плохо?», «Игры зимой». «Четыре времени года» П/игра «Кто дальше бросит снежок», «Снежинки и ветер», «Снежная баба». | Беседа «Зимние приметы» Наблюдение за изменениями в неживой природе Беседа «Правила безопасности зимой» |
Январь
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы |
Домашние животные и их детёныши. | Познакомить с домашними животными (корова, коза, лошадь и тд., закреплять названия домашних животных и их детенышей. | «Домашние животные – друзья человека» Горькова Л.Г. (с.71) Продуктивная деятельность: Рисование «Усатый – полосатый»» , «Пушистые животные», Аппликация «Полосатый коврик для кота». "Кисонька-мурысынька" Лепка «Кошка с котятами», «Деревенское подворье» | Рассматривание иллюстрационного материала «Домашние животные и их детеныши». Чтение художественной литературы о домашних животных: В.Чаплина «Обыкновенная кошка», Л.Воронкова «Кружка молока» «Три поросенка», пер с анг. С.Михалкова; ««Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Бодливая корова» «Почему Тюпу прозвали Тюпой» Е.Чарушин А.Барто «Усатый –полосатый» | Дидактические игры: «В гости к бабушке Арине», «Что умеют делать звери?», «Составление и отгадывание загадок». Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «У Зайки день рождение». Подвижные игры: «Жадный кот», « Бездомный заяц», «Лошадки». "Пастух и стадо" | «Обитатели скотного двора» |
«Чистый воздух и вода богатство нашей страны» | Дать представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды (чистая вода, родники—это бесценный дар природы), воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека), солнца для жизни человека. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам. . | Тема: «Чистый воздух и вода богатство нашей страны»(Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитатнию дошкольников» стр. 38-40. - «Воздух» Горькова Л.Г. (с.36) «Воздух, вода и свет» Горькова Л.Г. (с. 38) | Чтение экологической сказки «Как люди обидели речку». стих-е Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" Рассматривание экологического плаката «Круговорот воды в природе», «Кому нужна вода». «О воде живой и мертвой»--выпуск листовок «Береги воду». -Сказка «Дружба ромашки и капельки» (А.Лопатина, М.Скребцова «Начала мудрости. 50 уроково добрых качествах.» М., «Амрита-Русь», 2005. стр.279) -Рассказов «Дождь», «Родник». (Т.Н.Нуждина «Мир животных и растений») | П/и «Ручеек» | Беседы: -Кому нужна вода? -Как беречь воду? Беседа «Зачем нам нужен воздух?» Надувание мыльных пузырей Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды Игра "Как сосулька превратилась в воду" |
Февраль
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы |
Речные и аквариумные рыбы. Мир океана. | Расширять представления:- о рыбах, место обитания их; | «Кто такие рыбы?» Волчкова В.Н. (с.74) Художественно-продуктивная деятельность Лепка «Чудесные раковины» "Рыбка" «Разноцветные рыбки» | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Рассказ Л. Берг "Рыбка" Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. | «Кому нужна вода» Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Игра "Мы весёлые рыбки" | «Водоем и его жители» |
Комнатные растения. | Расширять и уточнять представление о комнатных растениях. Закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы). Воспитывать желание ухаживать за растениями. Учить видеть их красоту. | «Комнатные растения. Уголок природы» Горькова Л.Г. (с.93) Рисование«Комнатное растение» (с натуры). Лепка "Кактус" | Б. Житков «Что я видел», «Сад». Рассматривание картины "Цветущий кактус" | южетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». Дидактические игры "Живые картинки", | Беседа "Для чего выращивают комн. цветы?" - Беседа о комнатных растениях; «Как живут комнатные растения». - Беседа о строении растений |
Март
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Человек. Части тела. | Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формирование представления о их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Формирование представлений о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах полезных для здоровья человека | «Человек – часть природы» Горькова Л.Г. (с. 59) Рисование «Дети гуляют» | А.Барто «Девочка чумазая» Рассм. иллюстр. таблиц "Строение человека", Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека | Дидактические игры: «Продукты полезные и не очень полезные», «Хорошо – плохо», «Вкусный обед», «Что из чего». Сюжетно ролевые игры: «Кафе», «Готовим праздничный обед», «Угощаем гостей», «Больница». | Беседа: «Предметы личной гигиены, как ими пользоваться?», «Если хочешь быть здоров закаляйся», «Когда я ем я глух и нем». Проблемные вопросы и ситуации: «Что будет, если мы не будем мыть руки». Беседа о потребностях человека Рассказ о вредных привычках |
Весна. | Учить называть характерные признаки весны, устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды. Замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы. | «Кто больше всех радуется весне?» Волчкова В.Н. (с.99) «Беседа о весне» . (Бондаренко-112. Воронкевич-252. Кочемасова-178.) Занятие «В окно повеяло весною». Продуктивная деятельность: Рисование «Капель», «Мое любимое солнышко». "Волшебница весна" Аппликация «Плывет кораблик», «Пушистые цыплята» Лепка «Веточки вербы». | Чтение стихов о весне, Заучивание А.Плещеева «Весна». Чтение Е.Баратынский «Весна, весна», З,Александрова «Капель», И.Белоусов «Милая певунья В. Берестов "Песенка весенних минут" | «Магазин», «Цветы», | Наблюдение за солнцем, за облаками Беседа «Куда ушел снеговик?» «Первые проталинки» «На нашей улице весна» Наблюдение за ветками, поставленными в воду Беседа «Как поссорились март и февраль» Где будут первые проталинки? |
Апрель
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы |
Огород на окне | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность—умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунках. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. | «Как всё живое растёт?» Волчкова В.Н. (с.8) «Культурные и дикорастущие растения» Горькова Л.Г. (с.98) | Дидактическая игра «Растет, цветет и зреет» | В погоне за светом. (О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 55, 57, 62.) Беседа «Из чего можно вырастить растение?» Посадка и циклические наблюдения за ростом лука(по двум признакам).*(первая неделя месяца) Опытно-экспериментальная деятельность за ростом лука. (С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» -февраль, старшая группа); Горькова-90. Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание | |
Цветы | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | «Первоцветы» Волчкова В.Н. (с.101) -Рисование "Поляна цветов" | Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений А.Куклин «Отчего луг желтый» М.Пришвин «Золотой луг» | игра - беседа о цветах "Отгадай, где я вырос?" "Собери букет" | "Как развивается растение" Беседа "Мой любимый цветок" «Лесная аптека» «Чем опасны ядовитые растения» |
Май
Тема | Цель | НОД | Чтение и рассматривание | Игры | Беседы и наблюдения |
Насекомые. | Насекомые Расширить знание о многообразии насекомых. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз, жуков (божья коровка, находить различия во внешним виде бабочки и жука. Формировать обобщающие понятие «насекомые». | «Кто такие насекомые?» (Волчкова В.Н. (с.112) Горькова-105. Воронкевич-240, 492. Кочемасова-174) «Муравьи – санитары леса» Рисование «муравей» «Бабочки на лугу» "Божья коровка" | рассм. таблиц "Строение насекомых Чтение: Л.Толстой «О муравьях» Рассматривание демонстрационного материала «Насекомые» Чтение художественной литературы и загадывание загадок и насекомых" В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") | «Летает-не летает». «Четвертый лишний» | Наблюдение за насекомыми на участке. |
Лето. | Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке. Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния – 22 июня. | «Земля – наш общий дом» Волчкова В.Н. (с.121) | Рассматривание иллюстраций о лете | «Бывает или нет», «Ручеек» «Что где растет» | Наблюдение за насекомыми, растениями, облаками, солнцем, грозой |
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Г.Саморуковой, М., «Просвещение», 1992.
2 О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург, «Детство—Пресс», 2006.
3 Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002.
4 Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002.
5 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», М., «Мозаика—Синтез», 2005.
6 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 2001
7 С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., «Просвещение», 2002
8 А.А.Вахрушеа, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова «Здравствуй, мир!», М., Баласс, 2003.
9 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», Воронеж, ТД «Учитель», 2004
10 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие., 2004
11 Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М., «Вако», 2005. 12)* С.Н.Николаева «Комплексные занятия по экологии», М.: Педагогическое общество России, 2005.
13 И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М.: Педагогическое общество России, 2003.
14 Листок на ладони. Под редакцией В.А.Степановой, И.А.Королева, Санкт-Петербург, «Детство—Пресс», 2005.
15 Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., ТЦ Сфера, 2005.
16 Мир природы и ребенок. (методика экологического воспитания дошкольников) под редакцией П.Г.Саморуковой, Л.М.Маневцовой, Санкт—Петербург, «Акцидент», 1998.
17 С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
18 О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации, М., «Мозаика-Синтез», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование аппликации в старшей группе детского сада.
Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами....
Перспективное планирование мероприятий в старшей группе по воспитанию патриотизма.
Планирование по воспитаниюпатриотизма....
Перспективное планирование по ПДД старшая группа
Перспективное планирование по ПДД старшая группа...
Перспективное планирование для детей старшей группы по ознакомлению с окружающей природой (зима)
Планирование для воспитателей...
Перспективное планирование по конструированию (старшая группа)
Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия....
Перспективное планирование по ОБЖ старшая группа
Перспективное планирование по ОБЖ...
Перспективное планирование по экологии . подготовительная группа
Перспективное планирование по экологии . подготовительная группа...