«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «В ЦАРСТВЕ ВОДЯНОГО»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в непосредственно образовательной деятельности
«В ЦАРСТВЕ ВОДЯНОГО»
Выполнила
Марухина Ирина Николаевна,
руководитель СП
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №9 г.о. Чапаевск
Самарской области
д\с № 23 «Улыбка»
Самара, 2018г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «В царстве водяного»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы. Формировать представления о свойствах воды: прозрачная, без цвета – может окрашиваться; без вкуса - может приобретать вкус.(«Познание»)
- Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками ( Договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.(«Социализация»)
- Обогащать речь детей прилагательными: прозрачная, безвкусная, солёная, кислая. сладкая, бесцветная. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. («Коммуникации»)
- Формировать потребность в двигательной активности. («Физическая культура»)
- Вырабатывать привычку раскладывать и убирать подготовленные воспитателем материалы для занятия, содержать в чистоте своё рабочее место, воспитывать аккуратность при проведении опытов («Труд»)
Методы и приемы: (по методике О.В. Дыбиной)
- практические: эксперимент, зарисовка результатов экспериментов
- наглядные:
- словесные: загадывание загадки, беседа
Материалы и оборудование: (по методике О.В. Дыбиной) у детей - пластмассовые 0,5л бутылки с кипячёной теплой водой (1 на стол); пластмассовые стаканчики в достаточном количестве (не менее 5 на стол); пластмассовые чайные ложечки, монетки, поднос с красящими веществами (1 на стол): пакетик чая, кофе, гуашь любого цвета, варенье и соответствующие им пиктограммы; салфетки для рук и для стола; листочки-протоколы (3 на 1 стол), цветные карандаши, халаты на каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (по методике О.В. Дыбиной) |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование. |
Двигательная | Физминутка |
Коммуникативная | Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Продуктивная | Зарисовка результатов экспериментирования |
Трудовая | Поручения, познавательные опыты и задания, дежурство. В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | -Предлагает отгадать загадку: Она и в озере, она и лужице, Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит-журчит - Задаёт вопрос: А что вы знаете о воде, какая она? -Подводит итог ответам детей: Вы совершенно правы, но у воды есть ещё немало интересных свойств. Хотите узнать, каких? - Предлагает детям узнать о свойствах воды с помощью экспериментов, как настоящие учёные, в лаборатории. Напоминает, что дети будут работать в парах, поэтому нужно договариваться и помогать друг другу. | Дети отгадывают загадку: Это вода Дети предлагают свои варианты ответов о свойствах воды: чистая, жидкая, мокрая, тёплая, холодная и т.п. Дети дают утвердительный ответ Дети проходят в лабораторию, надевают халаты и проходят на свои рабочие места по 2 человека за стол и работают в парах | Дети заинтересованы предстоящей деятельностью |
2. | Эксперимент №1 -Предлагает налить в стакан воды и спрашивает, если бросить туда монетку, её будет видно, или нет -Предлагает проверить это и бросить в стакан монетку. - Спрашивает детей: Как вы думаете, почему в воде монетку видно? | Дети предлагают свои варианты ответов Дети утверждают, что монетку видно Дети отвечают, что вода чистая, прозрачная, поэтому в ней всё видно. | Узнают, что вода может быть прозрачной, в ней видны предметы. |
3. | Эксперимент №2 - Предлагает налить в стакан воды и попробовать её на вкус, какая она? -Спрашивает: Что нужно сделать, чтобы вода приобрела солёный вкус? -Предлагает проверить высказанные детьми предположения, насыпать в стакан ложечку соли, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус? -Спрашивает: Что нужно сделать, чтобы вода приобрела сладкий вкус? - Предлагает проверить. В другой стакан налить воды и насыпать в неё ложечку сахара, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус? - Спрашивает, что нужно сделать, чтобы вода стала кислой - Предлагает проверить. В третий стакан воды бросить дольку лимона, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус? | Наливают воду и пробуют её на вкус и отвечают, что у неё нет вкуса. Она безвкусная. Предлагают свои варианты ответов Проводят эксперимент, пробуют воду на вкус, отвечают, что она стала солёной, у неё появился солёный вкус, когда мы насыпали в воду соли. Предлагают свои варианты ответов Пробуют, отвечают, что вода стала сладкой, когда в неё насыпали сахар Предлагают свои варианты ответов Пробуют, отвечают, что вода стала кислой, когда в неё положили лимон. | Дети узнают, что вода может быть безвкусной, солёной, сладкой и кислой на вкус. |
4. | Эксперимент №3 Предлагает налить в стакан воду и определить, какой у неё цвет -Спрашивает, как можно сделать воду цветной? -Предлагает проверить. Выбрать вещество, которым они хотели бы окрасить воду, добавить его в воду и помешать. Какого цвета стала вода? | Наливают воду и дают свои варианты ответов (у неё нет цвета, она бесцветная, прозрачная и т.п. Предлагают свои варианты ответов. Договариваются в паре и выбирают (краску, пакетик чая, кофе или варенье), добавляют его в воду | Узнают, что вода бесцветная. Но различные вещества могут окрашивать воду в различные цвета |
5. | - Проводит физкультминутку. Мы учёные устали И со стульев дружно встали Руки вверх мы поднимаем А потом их опускаем А потом их развернём И к себе скорей прижмём А потом быстреё, быстрей Хлопай, хлопай веселей Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни, Раз, два, три, четыре, пять Постучали, повертели И работать захотели | Выполняют движения с воспитателем | Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении. |
6. | - Объясняет, что учёные после того как проведут все эксперименты, чтобы не забыть, что у них получилось, заносят результаты в протоколы. На листочке с цифрой 1 (протокол №1) вы зарисуете результаты первого эксперимента. Что мы из него узнали? На листочке с цифрой 2 (Протокол №2) вы отметите с помощью стикеров -= пиктограмм с изображением соли сахара и лимона результаты эксперимента №2. Что вы из него узнали? На листочке с цифрой 3 (протокол №3) вы зафиксируете результаты эксперимента №3. Полученный цвет и пиктограмму используемого вещества-красителя. Что вы из него узнали? Предлагает распределить, кто что в каждой паре будет зарисовывать и начать работу | Предлагают свои варианты ответов: вода прозрачная, в ней видно монетку Предлагают свои варианты ответов: вода может быть солёной, сладкой и кислой Предлагают свои варианты ответов: вода может окрашиваться в разные цвета, различные вещества окрашивают воду в разные цвета Дети зарисовывают опыты | Закрепили полученные в результате экспериментов представления о свойствах воды. Выполнили зарисовки экспериментов. |
7. | Говорит, что дети работали как настоящие ученые, предлагает сдать протоколы и напоминает, что настоящие учёные очень аккуратно наводят порядок на своих рабочих местах | Дети сдают протоколы, наводят порядок, убирают оборудование, выливают воду, вытирают со столов пролитую воду. | Умеют содержать в чистоте своё рабочее место. |
Итоговое мероприятие: Викторина «Что мы знаем о воде»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....
Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...