Моя малая Родина
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему:
«Ознакомление детей 5 года жизни с малой Родиной»
Составила воспитатель
средней группы
Д/сад № 1160 № «Кленочек»
Октябрь 2012год
Ознакомление детей 5 года жизни с малой Родины.
«Моя малая Родина…
У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни,
определяет очень много,
если не сказать всё!»
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой Родине, к родному краю.
В начале учебного года мы провели диагностику уровня знаний детей, и результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении: расширение и углубление знаний о родном городе Москва село Клёново.
Решением данной проблемы в нашей группе стала реализация проекта «Моя малая Родина – Москва». Работа над проектом имеет большое значение для познавательных интересов детей.
Разрабатывая проект, мы изучили:
--- Программу воспитания в д/с «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011г.
--- Методические рекомендации.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алёшиной.
«Родной край» под редакцией Р.И. Жуковской.
--- Материалы семинара, проведённого в ДОУ (проектная деятельность в ДОУ).
Тип нашего проекта – нормативный.
Продолжительность – две недели.
Участники: дети, родители, воспитатели средней группы.
Определили цель проекта:
Развивать чувство гордости за свою малую Родину.
Исходя из этой цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Для детей:
--- Расширение представления детей о малой Родине – Москва, село Клёново.
--- Формирование интереса к своему городу с ближайшим окружением – улицами, общественными и жилыми зданиями, транспортом.
--- Воспитание любви к своей малой Родине.
Для педагогов:
--- Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.
Для родителей:
--- Привлечение к участию в воспитательно - образовательной деятельности с дошкольниками.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
--- Знание названия своего города, села, улицы, на которой живут, домашнего адреса.
Для педагогов:
--- Фотоальбом «Мой город – мой дом».
--- Ширма «Люби и знай родной свой край».
--- Сообщение «Ознакомление детей 5-года жизни с малой Родиной».
--- Открытое занятие.
--- Родительское собрание «Нравственно – патриотическое воспитание детей в процессе проектной деятельности».
--- Консультация «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине».
Для родителей:
--- Участие в выставке рисунков «Москва в цветах», в изготовлении поделок из природного материала.
Проект реализовали в три этапа.
На первом подготовительном этапе провели диагностику выявления уровня знаний по теме. Результаты диагностики на начало учебного года показали, что только 2 ребёнка - Максим И. и Алёша Ц. имеют высокий уровень развития, 11 - человек на среднем уровне, 12 – на низком уровне (это Даня С., Никола Н., Федя В., Настя М., Лиза М., Илья М., Миша К).
Воспитание у детей любви к малой Родине процесс длительный и сложный.
Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях (иллюстрации, фотографии), художественные произведения: М. Исаковский «Родина наша», К. Сергиенко «Мы приехали в Москву», В. Драгунский «Друг детства», А. Карасёв «Чтобы в городе было чисто», С. Михалков «Моя улица», С. Маршак «Почта» и т. д. Сделали фотоальбом: «Мой город – мой дом». Оформили д/игры «Почтальон принёс письмо», «Прогулка по улицам», «Кому, что нужно для работы».
Предложили родителям поучаствовать в жизни группы: Связать одежду для кукол, помочь в изготовлении атрибут для сюжетно – ролевых игр, принять активное участие в конкурсах: «Москва в цветах», «Поделки, из природного материла».
Но не все откликнулись на нашу просьбу, а вот родители Семёна Р, Леры З, Матвея Х и родительский комитет проявили интерес и с желанием помогли нам пополнить с-р игры: «Шофёры» (приобрели рули); «Строители» (купили наборы конструкторов); «Семья» (связали одежду для кукол); «Повар» (сшили колпаки и фартуки); «Больница» (купили витрину, наборы «Маленький доктор».
Мы вмести с детьми: сделали рецепты, таблетки.
Также изготовили атрибуты к новой с-р игре «Почта» (Почтовый ящик, сшили сумку для почтальона, сделали конверты, посылки, газеты, журналы).
Действия детей.
Проявили эмоциональный отклик, интерес.
2 основной деятельный этап.
Затем приступили к реализации поставленных задач. Основные знания по ознакомлению детей с малой Родиной, давали в процессе организованной образовательной деятельности, используя перспективное планирование по тематическому блоку «Мой город - Москва». Эту тему старались пронести через все образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, а также в образовательной деятельности входе режимных моментов.
В своей работе использовали словесные, наглядные, игровые методы. В организованной – образовательной деятельности на познании провели рассказ - беседу на тему: «Мой родной город – Москва». Дети узнали, что мы теперь живём в городе Москва, село Клёново. Мы являемся москвичами. Рассмотрели флаг города Москвы. Обсудили, какие достопримечательности есть в Клёново: (церковь Николая Чудотворного, памятник погибшим воинам, также есть школа, поликлиника, почта, д/сад, магазины); Дом культуры - куда Ангелина Л, Илья М, Вика П, Надя Г, Федя В после д/сада ходят заниматься танцами, рисованием ; есть детские и спортивная площадки, где дети играют и занимаются спортом, парк, где люди отдыхают. Выяснили, что мамы Алёши Ц, Нади Г работают в администрации, у Феди В мама оператор на почте, папа Матвея П водитель в гараже, а мама воспитатель д/сада и т.д. С целью уважения к людям, этих профессий, работающим в нашем селе.
Дети узнали, что наше Кленово не всегда было таким большим и красивым. Много лет назад это была небольшая деревенька с одной улицей и деревянными одноэтажными домами. Не было такой красивой школы, больницы и детского сада. Ребята с интересом слушали и задавали много вопросов о прошлом нашего города и его жителях. Узнали, что название нашего д /сада произошло от названия Клёново, в котором мы живём. Играя, в д/игру «Кто, кем работает?», дети узнали, что в нашем д/саду работают взрослые многих профессий (повар, мед. сестра, прачка, воспитатель, музыкальный работник, директор, водитель, дворник и др.)
Наблюдения непосредственного окружения сочетали с чтением художественных произведений, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, а иногда и слушанием музыки. Например:
С целью знакомства с трудом почтальона и уважения к людям этой профессии, провели экскурсию на почту. Дети узнали, что «Почта» есть в каждом городе, получили знание о профессии почтальона. Прочитали рассказ Маршака «Почта». Рассмотрели иллюстрации и картины из серии «Кем быть», также составляли с детьми письма заболевшим детям и т.д.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепили в художественном творчестве (рисовании, аппликации), например: рисовали: «Дом, в котором мы живём». Обращали внимание, что дом должен быть красивым, уютным, чтобы всем хватило места. Делали аппликацию на тему: «Красивые флажки» (с целью украшения праздничного города (домов)). На познании (конструктивной деятельности) строили дом для друзей. Обращали внимание на то, что они бывают разные: маленькие и многоэтажные, все живут дружно, приглашают друг друга в гости.
На коммуникации рассматривали картину «Улица города». Обращали внимание, что в городе много улиц, каждая имеет своё название, много домов, у каждого дома есть свой номер. Закрепили название улицы, на которой находиться д/сад, хвалили ребят (Алешу Ц, Максима И, Матвея П, Надю Г ), которые называли улицу, на которой они живут. Подводили к пониманию, о необходимости каждому человеку знать свой домашний адрес.
В процессе чтения художественной литературы прочитали главы из книги Б. Житкова «Что я видел…» (о Москве). Рассказали, что писатель Б. Житков в этой книге написал о мальчике, который в первый раз приехал в Москву; он раньше никогда не видел много высоких домов, такси, метро и всему удивлялся. Побеседовали по содержанию.
На музыке пели народные песни, выучили хоровод «Берёзка».
В совместной деятельности по физической культуре играли в русские народные игры «У медведя во бору», «Из –за леса, из – за гор».
В организованной деятельности в ходе режимных моментов играли с детьми в дидактические игры: «Почтальон принёс письмо» (с целью закрепления домашнего адреса; «Назови, что за здание?» (с целью узнавания и называния зданий по фотографиям); «Разрезные картинки» (собирать из частей целую картинку); «Кто, кем работает?», «Кому, что нужно для работы?»; «Машины на нашей улице» (с целью закрепления названия транспорта).
А вот с целью повторения названий знакомых улиц поиграли в с/р игру «Путешествие по улицам», вместе с детьми построили из крупного строителя машину и предложили «поехать» по тем улицам где они живут. Говорили: мы поедем по улице, где живет Вика, скажи, как называется твоя улица? (Октябрьская). Шофёр везет по улице Мичурина, а кто ещё живет на этой улице? Ребята с большим интересом называли свои улицы.
Также играли в сюжетно – ролевые игры: «Строители», «Семья», «Д/сад», «Шофёры», «Почта», «Больница», «Магазин» (с целью закрепления знаний о труде взрослых и формирования дружеских взаимоотношений, умения делиться игрушками, обращали внимание на культуру общения детей друг с другом).
Много внимания уделяли беседам и разговорам на темы: «Моя дружная семья», «Где и кем работают родители?», «Наш любимый д/сад», «Мы маленькие жители Москвы». Такими беседами приучали детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них и слушать ответы собеседников.
Проводили целевые прогулки по ближайшим улицам, беседовали о названии улиц, о зданиях, которые находятся вблизи д/сада. Подводили детей к пониманию, что в городе есть не только дома, где живут люди, но и дома где трудятся и отдыхают.
Наблюдали за машинами, проезжающими по улице.
Обращали внимание детей на всё положительное, красивое, что происходит вокруг нас - строители построили два новых дома, заасфальтировали дорожки, покрасили постройки во дворе, отремонтировали подъезды, жители посадили деревья, цветы. Подчёркивали, что всё это сделали люди, они старались, трудились для всех, их труд надо уважать, а сделанное ими беречь. Особое внимание уделяли на труд по благоустройству д/сада, города - это работа дворников. Старались воспитать уважение к их труду. Предлагали детям оказать им посильную помощь (подмести дорожку, собрать мусор). На своём участке в д/с сажали цветы и подводили детей к пониманию, что также сделали наше село красивее, потому что наш д/с находится в родном Клёново. Во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, учили любоваться красотой вокруг. Использовали художественное слово, стихотворения, приметы. В процессе наблюдений старались побуждать каждого ребёнка отражать своё отношение (нравиться, не нравиться, почему?) Подчёркивали при этом, что где мы живём много красивых мест: лес, река и пруды и т. д. - всё это наша с вами малая Родина.
Постепенно, наши дети стали понимать, что они тоже жители Москвы и могут, что – то сделать, чтобы родное Клёново было красивым и чистым (не сорить, не ломать, помочь взрослым посадить кусты, цветы в д /саду или во дворе своего дома).
Для повышения педагогической компетенции родителей по данной теме была проведена консультация: «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине». Родительское собрание: «Нравственно – патриотическое воспитание детей в процессе проектной деятельности». Оформили тематический стенд: «Люби и знай родной свой край».
Рекомендовали родителям совершать целевые прогулки «Жизнь моей улицы». Уточнять, что находиться на улице, на которой они живут. Во время прогулок рассматривать красивые здания, как город готовится к празднику «День города»; «Дорога», с целью наблюдения за транспортом.
Предлагали принять участие в празднике города, а также в решении проблем по благоустройству детского сада и своего двора, чтобы родители своим примером показывали своё отношение к своему месту, где мы живём.
3 Заключительный этап.
На заключительном этапе провели диагностику знаний детей, сделали анализ полученных результатов и сравнили их с результатом первой диагностики.
В результате проектной деятельности дети получили много знаний о ближайшем окружении: городе Москва село Клёново. Объединение различных образовательных областей в решении данной темы позволило детям создать целостную картину мира – свою малую Родину.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей сформировался интерес к своему городу, местному краю с его достопримечательностями. Дети с желанием стали замечать красоту родного края, изменения в природе. Обогатился и активизировался словарь детей. Они стали более любознательными и наблюдательными. Ребята стали гордиться своей малой Родиной.
Провели для родителей открытое занятие, оформили выставки: «Москва в цветах», «Поделки из природного материала» и у родителей повысился интерес к тому, что происходит в д/саду.
Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года, а также в старшей и подготовительной группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...