Семейный экологический проект "Вода - небезграничный дар"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
данный проект разработан совместно с родителями и направлен на воспитание бережного отношения к воде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_ekologicheskiy_proekt.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №12 городского округа Самары
участники проекта:
воспитатель высшей категории Балукова Н.Н.
воспитанник подготовительной группы Батура Александр
родители воспитанника Батура А.М.
Введение
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: «Почему воду надо беречь природу».
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: индивидуальный (воспитанник подготовительной группы), воспитатель, родители
Сроки реализации проекта: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Цель проекта:
- Развивать представления о природном объекте – воде.
- Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
- Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
- Узнать о запасах пресной воды.
- Выяснить, где мы теряем воду.
- Определить, как устранить потери воды.
Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Технологии – оборудование:
- Фотопарат
- Компьютер
- Интернет
- Видеокамера
- Магнитофон для прослушивания музыки на природе
- Организация игр с ребёнком.
Методы:
- Самостоятельное обдумывание
- Чтение книг
- Поиск информации в Интернете
- Наблюдение
- Эксперимент
Ожидаемые результаты:
- Образовательные:
- формирование представлений детей о природном объекте воде;
- формирование познавательного интереса;
- обогащение словарного запаса;
- сформированность некоторых обследовательских действий.
- Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к воде;
- привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Актуальность. Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Вода – небезграничный дар». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитываем аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в группе и дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде был разработан проект «Вода-небезграничный дар» .
Предварительная работа.
- Определение темы, цели, задач проекта.
- Оформление альбома рисунков, стихов для детей и родителей по теме.
- Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
- Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
- Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5. Интернет ресурсы.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.
8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Сентябрь.
1. Составление проекта.
2. Подготовка к реализации проекта.
3. Проведение диагностики детей по теме проекта.
2 этап. Основной.
Октябрь.
- Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
- Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
- Поисковая деятельность.
Наблюдение за водой в фонтанчике.
Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
- Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
- Поисковая деятельность: «3 состояния воды».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает в природе в 3 состояниях
- Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.
Вопросы:
1. Где живут рыбки?
2. Что налито в аквариум?
3. Какая вода?
Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.
- Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Игра- занятие «Путешествие маленькой капли».
Ноябрь.
- Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как моет посуду.
1. Что делает?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
- Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
- Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет пол после завтрака.
1. Какая вода в ведре?
2. Что делает Людмила Николаевна?
3. Чем моет пол?
4. Какая вода стала в ведре после уборки?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.
- Поисковая деятельность: «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.
- Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
- Чтение стихотворений: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;рассказывание сказки «Лиса и заяц».
- Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).
- Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
- Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
- Итоговое занятие по теме: «Вода и ее свойства».
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»».
3 этап. Заключительный.
1. Диагностика детей по теме проекта.
2. Презентация проекта.
Исследовательский этап.
В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:
- Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
- Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
- Беседует: «Как мы бережем воду дома», «Как она попадает в кран».
- Знакомится с водой и ее свойствами.
Родители дома ребенком наблюдали за краном, который неплотно закрыт и выяснили, что:
Время | Количество воды |
1 минута | 6 капель |
1 час | 360 капель = 35 мл |
1 сутки | 840 мл |
1 месяц | 25л 200 мл |
Эксперимент «Отношение к воде»
Взрослые посчитали, сколько денег платят дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Три дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом три дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за три дня можно сэкономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.
Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, был проведен опрос детей группы: должен ли каждый человек беречь воду?
Из результатов опроса мы сделали вывод, что дети осознают необходимость бережного отношения к главному богатству Земли.
Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.
- Всегда закрывай кран после того, как воспользовался водой.
- Расходуй воду экономно:
- не мой руки под сильной струей воды;
- чтобы почистить зубы, воспользуйся стаканом, не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы;
- не мой посуду под сильной струей воды.
- Сообщи взрослым, если вода течет из-за неисправности крана.
- Не мой машину на берегу реки, не оставляй там мусор.
Человек! Запомни навсегда
Символ жизни на Земле- вода.
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное экологическое воспитание.
Проблема,которую я затронула в своей статье очень актуальна.Современные дети совсем не те,что были раньше.Они жестокие,не берегут окружающую среду,а это ведет к полной дисгармонии в окружающей нас при...
Семейный экологический проект, номинация "А у нас во дворе"
Краевой конкурс "Семейные экологические проекты" сподвиг мою семью к нетрадиционному подходу к вопосу об охране природы. Материал может бять использован на занятиях по окружающему миру и развитию речи...
семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологиче...
Семейный экологический проект, номиниция "Вода в доме"
Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...
Семейный экологический проект, номиниця "Вода в доме"
Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...
Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»
Настоящей работой я хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения подготовки и проведения семейного экологического праздника в форме игры по станциям, направленного на формирование экологической кул...