Конспект интегрированного занятия НОД "Познание. Целостная картина мира" Тема "Как появился календарь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект поможет познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о различных его видах; поможет вызвать желание и интерес к планированию своего времени и жизни. Моим детям это занятие понравилось, все с интересом отвечали на вопросы, отгадывали загадки.  Также занятие расчитано на развитие связной речи детей, повышению познавательного интереса, наблюдательности, развитию творческих (художественных) способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_nod.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия НОД «Познание. Целостность картины мира».

Старшая группа.

Тема «Как появился календарь»

Интеграция О.О. – П., Соц., Ком., ХТ.

Предварительная работа: чтение сказки 12 месяцев; беседа о временах года; наблюдение за сезонными изменениями.

              Содержание образовательной деятельности

  1. Организационный момент.  

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность, заинтересовать предстоящей работой.

-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал?    ( Да)

- А прислала его нам  девочка Настенька.  Кто вспомнит, в какой  сказке живёт девочка с таким именем?      (12 месяцев)

-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:

        Двенадцать братьев

        Друг за другом бродят,

        Друг друга не обходят.            

Кто это, о каких братьях идёт речь?  (Месяцы)

- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!

        Каждый день он роняет листок,

        А как год пройдёт –

Последний лист отпадёт.

Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?  

-Давайте, тогда немного вспомним.    

2. Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепить интерес к предыдущему  занятию, к понятию «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность.

- Что помогает нам и всем людям отсчитывать время?  Кто, вспомнит?  (Часы)

- А зачем  нам   нужно знать  и следить за временем?   (ответы детей)

-Верно, хорошо. Я вам задавала задание на дом, выяснить у родителей, нужны ли им часы и следят ли они за временем. Кто выполнил -это задание?  (Заслушать ответы детей).

- Да, оказывается и нам с вами и взрослым очень нужно знать и следить за временем.

-Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?

3.Изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.

- А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это?  (показываю календари).

- Верно, посмотрите, какие они разные.  Рассматриваем. Пожалуйста, выберите, какой календарь вам больше нравится?

-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.

 Беседа о календаре. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите,  какие они бывают разные.  Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12.  Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.

Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный,  отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.

-Дети, подумайте,  зачем людям нужен календарь?  В чём он помогает людям?   (дети – знать какой месяц, день, год)

-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!

 Итак, зачем нам нужен календарь?

С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Физкультминутка  «Часики».

История появления календаря.

-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили  к этим частям. Так появился первый календарь.  

- Интересно?

Пальчиковая гимнастика  «Солнышко, вёдрышко…»

4. Закрепление изученного материала.

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей;  закреплять устный счёт;  побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ.  средства.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Давайте, поиграем! Встаём вкруг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал.  У кого мяч остался в руках, называет признаки времени года, которого я загадала.

_Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку.  (Читаю повторно последнюю загадку).

Дети отгадывают –календарь.

Верно, мы сегодня узнали много нового  интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.

- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году?   (12)

-Помог нам в этом календарь сосчитать?   (Да)

 - Сколько дней до выходных?  

- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы?    (календарь)

  - Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!

Достаю из конверта – снежинки, цветочки, осенние и весенние листочки.

- Эти сюрпризы соответствуют времени года, выберите себе , какие вам больше нравятся. (Делимся на 4 группы)

- Вам понравился сюрприз Настеньки?    (Да)

- А давайте мы тоже для неё нарисуем красивый календарь и отправим ей по почте! Займите свои места. И нарисуйте признаки того времени года, которые вы выбрали.

5. Итог.

- Молодцы, ребята! Вы очень старались! И теперь у Настеньки будет свой календарь, который будет ей помогать планировать своё время.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке из солёного теста «Планета Z».

     Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»

Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить  о пользе приносимой му...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и аппликации на тему:«Башни Московского Кремля»

Цели: Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и лепки на тему:«Кремль – начало нашего города»

Цели: Расширять представление детей об истории создания Московского Кремля, воспитывать интерес к истории родного города и достопримечательностей....

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект бинарного занятия «Формирование целостной картины мира», «Аппликация» Тема: «Одеяло для зайца»

КОНСПЕКТ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА», «АППЛИКАЦИЯ»тЕМА: «Одеяло для зайца» образовательная область«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»,...

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...


 

Комментарии

Занкова Лариса Ивановна

Отличное занятие!