Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Алферова Людмила Николаевна

 

«Утверждаю»:

Директор ГБУ «Реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными

возможностями Конаковского района

Силкина Н.В._______________

«____» _______________ 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Программа

коррекционно-развивающих занятий

по познавательному развитию

 детей с ограниченными возможностями

в условиях группы дневного пребывания

 

 

 

 

 

 

 

Программу составил(а)

Воспитатель: Алферова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

г.Конаково

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-развивающих занятий  направлена  на создание оптимальных условий познания ребенком, имеющим отклонения в развитии, сенсорных свойств, качеств, признаков предметов и явлений окружающего мира, на оптимизацию психического развития ребенка и наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе.

Основополагающей целью программы является обогащение познавательного опыта ребенка на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, развитие и коррекция психических процессов памяти, мышления, воображения, речи.

  Программа разработана на основе методических рекомендаций общеобразовательной программы дошкольного образования «Из детства в отрочество» и методического пособия для воспитателей. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, движение, индивидуальную и коллективную деятельность, что способствует овладению различными способами управления собственным поведением.Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

  Реализация программы осуществляется в рамках непосредственно реабилитационной деятельности с детьми 2 раза в неделю по 10-15 минут. Закрепление программного материала происходит в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. 

 

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

      1. Расширять и обогащать представления детей о ближайшем непосредственном окружении.

      Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах посредством манипулирования и экспериментирования (с предметами рукотворного мира и неживой природы); наблюдения за объектами и явлениями природы; создания соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающей среды.  
      Закреплять и расширять первичные представления о функциональных возможностях предметов через практический опыт.           
      Учить детей дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, другому признаку.    
      Закреплять и расширять у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос; на голове — уши, волосы. 
      Закреплять названия продуктов, имеющих разные вкусовые признаки (сладкий, горький, кислый, соленый).      
      Учить складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех частей.   
      Формировать у детей ориентировку в пространстве группы (у окна, у двери).

      2. Формировать познавательное отношение к окружающей действительности.

      Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их признаками (разбирание, вкладывание, комбинирование, элементы экспериментирования и т. п.). Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ему новые стороны предметов, объектов, явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки (пояснения, вопросы).

      3. Обогащать сенсорный опыт ребенка.

      Формировать элементарные представления об основных свойствах цвета, формы, величины, пространства, силы звука на основе чувственного опыта.      
      Развивать элементарные представления о:   
      -цвете (воспринимать разнообразные цвета, различать 6 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный; называть 4 цвета, понимать названия других цветов; выбирать из шести предметов 1—2 указанных цветов независимо от формы и величины);
     - форме (воспринимать разнообразные формы, различать контрастные формы: шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат; называть 3—4 формы; определять форму независимо от величины и цвета);      
      -величине (воспринимать разнообразные по величине предметы, различать по длине и высоте два резко контрастных предмета; понимать слова длинный — короткий, высокий — низкий; правильно называть: большой и маленький; понимать: самый маленький, самый большой, поменьше, побольше; выделять величину независимо от формы и цвета);
      -пространстве (воспринимать разнообразные по размерам пространства, различать расположение предметов относительно своего тела, понимать слова: рядом, далеко, подальше, поближе, впереди, позади, вверху, внизу; правильно называть: рядом, далеко, впереди, вверху, внизу; понимать наречия и предлоги: сбоку,подальше, поближе, около; на, под, за, в, из-за, из);        
      -фактуре (воспринимать разнообразные по фактуре и материалам предметы; различать предметы, контрастные по свойствам; понимать слова мягкий — твердый, гладкий — шероховатый; правильно называть: мягкий, твердый, гладкий, мягче, тверже; выделять свойства фактуры независимо от формы и величины предмета);
      -звуке (воспринимать разнообразные природные и искусственные звуки; различать контрастные звуки; понимать слова громкий — тихий и промежуточные тише, громче, высокий, низкий; правильно называть: громкий, тихий).     
      Побуждать наблюдать и изучать признаки предметов. Развивать способность различать и находить сходство предметов, группировать, соотносить по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств, обобщать однородные предметы по одному или нескольким признакам:   
      соотносить 2—3 предмета по цвету при выборе из нескольких цветов, узнавать предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина);    
      соотносить 2—3 предмета по форме, при выборе из нескольких представленных форм, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);      
      соотносить 2—3 предмета по величине при выборе из нескольких, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
      соотносить 2—3 предмета по фактуре при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, фактура).         
      Продолжать развивать ориентировочно-познавательную деятельность: обследовательские и манипулятивные действия с предметами.                      
      Развивать предметно-специфические действия с четырех-шестиместными предметами (матрешки, пирамидки, вкладыши) по слову с опорой на восприятие, выполнять взаимосвязанные действия (раскладывать — собирать, открывать — закрывать и др.), выбирать предметы из нескольких по заданному образцу, раскладывать предметы в порядке уменьшения—увеличения.       
      Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмет с заданными свойствами, управлять действиями ребенка с предметами на основе словесных указаний при восприятии предмета.
      Способствовать освоению опосредованных действий с несложными предметами-орудиями на основе слова с опорой на восприятие, использовать общепринятые орудия, понимать обозначение в речи действия с предметами. Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом или действием, связь между явлениями.          
      Способствовать пробуждению интереса к окружающему: игрушкам и дидактическим материалам, пособиям (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины и формы с комплектами вкладок, столики с грибами, мозаики), поощрять вопросы и отвечать на них.    
      В повседневной жизни создавать условия и побуждать наблюдать за разнообразием форм, цветов, пропорций предметов при восприятии окружающего (листья деревьев, цветы, облака, небо, краски в природе, узоры мороза на окне, цвет пейзажа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Перспективное планирование.

 

Конспект

Тема занятия

№1.

«Путешествуем по групповой комнате»

№2.

«Знакомимся с нашими игрушками»

№3.

«Такие разные овощи»

№4.

«Овощи- наши витамины»

№5.

«Угостим игрушки фруктами»

№6.

«Овощи-Фрукты»

№7.

«Осенние листья»

№8.

«Играем с листьями»

№9.

«Человек и части тела»

№10.

«Правая и левая»

№11.

«Знакомимся с одеждой»

№12.

«Одежда»

№13.

«Обувь»

№14.

«Какую обувь носим в группе»

№15.

«Животные»

№16.

«Загадки о животных»

№17.

«Дикие животные»

№18.

«Домашние животные»

№19.

«Птицы»

№20.

«Домашние птицы»

№21.

«Зима»

№22.

«Город. Дома»

№23.

«Транспорт»

№24.

«Новый Год»

№25.

«Развлечения»

№26.

«Мебель»

№27.

«Посуда»

№28.

« Продукты»

№29.

«Магазин»

№30.

«Военная техника»

№31.

«Семья»

№32.

«Мамин праздник»

№33.

«Весна»

№34.

«Деревья»

№35.

«Цветы»

№36.

«Насекомые»

№37.

«Лето»

   

 

 

 

 

 

 

Конспект №1.

«Путешествуем по групповой комнате».

Цель: Закрепить у детей действовать по игровой комнате самостоятельно. Вызывать интерес к материалам и оборудованию для познавательно-исследовательской деятельности, которые располагаются в группе, в поле зрения детей или низкорасположенных полках.

Ход занятия: Изучаем пирамидки, стержни с цветными кольцами для нанизывания, которые стоят на одной полке. Машинки, которые стоят на другой полке. Куклу, пазлы, кубики и пр.

 

Конспект №2.

«Знакомимся с нашими игрушками».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа-описания.

Катать машинку. Одевать куклу. Возить мишку. Бросать мяч. Крутить юлу.

Мяч-катать,кормить,бросать.

Мишку-катать,кормить,одевать.

Куклу-наряжать,кормить,водить.

Машинку-катать,мытьт,ремонтировать,заправлять.

 

Конспект №3.

«Такие разные овощи».

Цель: Познакомить детей с натуральными овощами. Посмотреть и назвать их форму, цвет, попробовать на вкус.

Ход занятий:  Показать красоту фактуры листьев капусты,яркость и насыщенность цвета у свеклы и моркови, золотистость лука и т.п.

Упражнять детей в названии овощей (лук,морковь,свекла,капуста,картофель,горох…)

Конспект №4.

«Овощи- наши витамины».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Знать происхождение каждого овоща.

Ход занятий: Овощи растут на грядках, в огороде. Овощи- это витамины для нашего организма. Каждый человек любит овощи. Овощи очень вкусные и полезные. Из овощей делают салаты.

 

Конспект №5.

«Угостим игрушки фруктами».

Цель: Упражнять детей в различении фруктов и правильном использовании в речи их названия.

Ход занятия: Снимаем с дерева плоды- лимон, яблоко, груша, слива, апельсин… Сажаем игрушки за стол и угощаем их игрушками-заменителями «Фруктами».

 

Конспект №6.

«Овощи-Фрукты».

Цель: Закреплять умение различать овощи и фрукты.

Ход занятия:  Из общей корзины нужно повесить или посадить на грядку фрукты и овощи. Знать где, что растет. На большом дереве- фрукты. На грядке- овощи. Закрепляем пройденный материал.

 

Конспект №7.

«Осенние листья».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия: Берем в руки листья желтого цвета и подкидываем их вверх. Вызываем у детей чувства восхищения от увиденного. Листопад бывает только Осенью. Осень золотая. Осень- красивое время года. Осенью –красиво падают листья с деревьев,называется Листопад. С дерева сдуваем листочки.

 

Конспект №8.

«Играем с листьями».

Цель: Упражняем детей в различении и назывании трех цветов: красный, желтый, зеленый.

Ход занятия: Воспитатель в красивой коробке приносит разноцветные бумажные листья.  Рассматриваем их, называем цвета, затем предлагает по его команде поднимать листья в соответствии с названным цветом.  Дети играют с листьями и раскладывают их по цветам.

 

Конспект №9.

«Человек и части тела»

Цель: Знать строение человека.

Ход занятия: Показать строение человека на картинке. Проговорить каждую часть тела. Сложить правильно части в игре «Собери пазлы». Собранного человека приклеиваем правильно  на альбомный лист.

 

Конспект №10.

«Правая и левая».

Цель: Закрепляем знания «правый» и «левый».

Ход занятия: Ребятам на правую ручку и ножку привязываем красные ленточки, а на левую- синие. И по команде воспитателя под музыку поднимаем руки по очереди, и топаем ножками. Проговариваем все вместе « Наша правая рука с красной ленточкой», «Наша левая нога с синей ленточкой.

 

Конспект №11.

«Знакомимся с одеждой».

Цель: Побуждаем различать и называть одежду.

Ход занятия: Рассматриваем свою одежду и радуемся по поводу того, что видим красивые застежки и рисунки. Называем вещи, которые одеваем на куклу- юбка, кофта, платье, штаны, футболка…  

 

Конспект №12.

«Одежда».

Цель: Закреплять знания по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление. Упражнять в составлении рассказа-описания предмета.

Ход занятия: Воспитатель предлагает одеть бумажного мальчика и девочку,  выбирая одежду из общих вещей. Наряжать и называть предмет одежды.

 

Конспект №13.

«Обувь».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, внимание.

Ход занятия: Найти свою пару обуви. В конверте лежат картинки с обувью, разрезанные по вертикали. Нужно найти правильно пару обуви.

 

Конспект №14.

«Какую обувь носим в группе».

Цель: Приучать детей к чистоте. Уважать труд младшего воспитателя.

Ход занятия: Разложить несколько пар обуви- сапоги,  валенки, тапочки перед бумажной куклой и помочь выбрать ей подходящую обувь для нашей комнаты. Когда выберут тапочки- кукла обрадуется, что ей очень удобно в них  играть. Дадим определение нашей сменной обуви- чистая, удобная, мягкая, свободная.

Конспект №15.

«Животные»

Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к животным.

Ход занятия: Воспитатель просит ребят познакомиться с некоторыми животными – кошка,собака,тигр,лиса…(показывает на картинки или мягкие игрушки). Ребята здороваються с животными и гладят их,называя ласковыми словами.

 

Конспект №16.

«Загадки о животных».

Цель: Учиться слушать и отгадывать загадки про животных.

Ход занятия: Педагог загадывает загадку, ребенок выбирает картинку-отгадку, называет ее и ставит на панно.

 

Конспект №17.

«Дикие животные».

Цель: Обобщать знания детей о диких животных. Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Ход занятия: На панно картинка с изображением леса. Рядом в сундучке предметные картинки животных: медведь,лиса,заяц,волк,белка…Ребенок достает из сундучка картинку, называет животного и ставит рядом с лесом.

 

Конспект №18.

«Домашние животные»

Цель: Обобщать знания детей о домашних животных.

Ход занятия: Воспитатель приносит мягкую пушистую кошечку и знакомит ее с ребятами. Нужно вместе покормить кошечку,погладить…Ей нужна забота. Дать понятие, что кошка-домашняя,ее за ней нужен уход.

Конспект №19.

«Птицы».

Цель: Воспитывать любовь к птицам.

Ход занятия: Дать основные определения для птиц. Показать картинки птичек и вслух вместе со всеми ребятами перечислить строение птички : Голова, клюв, тело,покрытое перьями, лапки, крылья.

 

Конспект №20.

«Домашние птицы»

Цель: Прочитать детям рассказы, выучить загадки про птиц.

Ход занятия: Воспитатель показывает красочные картинки с домашними птицами: утка,петух, курица,гусь… А ребята, с помощью педагога «заселяют» их в свои домики( на панно деревенский двор).

 

Конспект №21.

«Зима».

Цель: Обогащать представления детейоб изменениях в природе и смене погоды.

Ход занятия:  Познакомить с признаками Зимы( со снегом). Показать, что снег может быть липким и из него можно лепить.

 

Конспект №22.

«Город. Дома»

Цель: Обобщать материал по теме «Дом» Развивать мышление, память, фонетические процессы.

Ход занятия: Воспитатель собирает вместе с детьми дом из пазлов и при этом задает вопросы: 1.Сколько стен в доме? 2.Для чего нужна крыша? 3. Для чего нужны окна?...

Конспект №23.

«Транспорт»

Цель:  Побуждать детей различать по внешнему виду  и называть несколько  видов транспорта.

Ход занятия: Познакомить с игрушкой «Паровоз с вагонами» . Рассмотреть игрушку, научиться различать детали. Предложить поиграть в поезд, составив стулья вместо вагонов.

 

Конспект №24.

«Новый Год»

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Поощрять проявления положительных эмоций.

Ход занятия:  Познакомить с главными гостями праздника- Дед Мороз, Снегурочка. Объяснить, что все водят хоровод вокруг наряженной елочки. Включить новогоднюю песенку и поводить хоровод.

 

Конспект №25.

«Развлечения».

Цель: Вызывать у детей чувства радости.

Ход занятия:  С использованием новой игрушки Деда Мороза провести подвижную игру «Убегу- Догони». Играя, воспитатель меняет направление движения.

 

                                                    Конспект №26.

«Мебель».

Цель: Закреплять знания о мебели. (стол, стул,шкаф). Обогащать словарь по теме.

Ход занятия: Воспитатель загадывает загадки. На панно выставляются картинки-отгадки.

Загадки:

  1. Под крышей четыре ножки- а на крыше суп да ложки.
  2. Под домом четыре ножки, ав доме чьи-то одежки.
  3. Под крышей четыре ножки, а на крыше нет ни супа ни ложек, есть спинка.

 

Конспект № 27.

«Посуда»

Цель: Учить составлять описательный рассказ по плану. Активизировать предметный словарь. Развивать ассоциативное мышление.

Ход занятия: Занятия с картинками, изображающими предметы посуды с недостающей деталью, картинки с деталями посуды. Задание- найти недостающую деталь и составить картинку. Назвать, что изображено на картинке.

 

Конспект №28.

« Продукты».

Цель: Обогащать словарь по теме.

Ход занятия: В корзинке лежать продукты. Воспитатель рассказывает детям о том, что можно кушать некоторые продукты сырыми, а некоторые нужно обязательно приготовить.

 

Конспект №29.

« Магазин».

Цель: Научить игре в магазин.

Ход занятия: Дать простые объяснения о сюжетной игре «Магазин». Научить культурно «играть» роль продавца и покупателя.

 

 

Конспект №30.

« Военная техника».

Цель: Различать «Военную» технику от обычной.

Ход занятия: Рассмотреть картинки с различной техникой.  Найти отличия (по цвету). Рассказать об армии.

 

Конспект №31.

« Семья».

Цель: Воспитывать любовь к своим родным. Знать состав своей семьи.

Ход занятия: Познакомить детей со словами ( брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Рассказать о каждой семье ребенка, заучить.

 

Конспект №32.

« Мамин праздник».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа по стихотворению с опорой на картинки.

Ход занятия: Картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины с изображением цифры 8. Выставляется картинка: мальчик и девочка поздравляют маму. Прочитать стихотворение:

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник МАМЕ,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

МАМА обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

 

Конспект №33.

« Весна».

 

Цель: Активизировать глагольный и предметный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление.

Ход занятия: Понять и запомнить стихотворение:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

Да и с горки звонко льется

Разговорчивый ручей.

Повторное чтение стихотворения с опорой на картинки.

 

Конспект №34.

« Деревья».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Знать 1-2 названия дерева.

Ход занятия: Перед детьми лежать конверты с листьями клена и рябины. Каждый ребенок прикрепляет на дерево соответствующий лист, сопровождая свои действия речью.

 

Конспект №35.

« Цветы».

Цель: Обобщать материал по теме. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику.

Ход занятия: На панно различные цветы. Познакомить детей со строением цветка. (стебель, листья…)

 

 

Конспект №36.

« Насекомые».

Цель: Обобщать материал по теме «Насекомые». Развивать мышление, память.

Ход занятия: Предметные картинки с насекомыми. Уточнить количество лапок у каждого вида насекомых, назвать все части тела ( крылья, усы, голова, лапки, глаза…)

 

Конспект №37.

« Лето».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия: На столе лежат листья деревьев, зеленые листы бумаги, зелененькие листики деревьев и зелененькие листочки бумаги. Педагог предлагает девочкам взять зеленые листочки и зелененькие листики- мальчикам- зеленые листья и зеленые листы. (Работа над многозначностью слов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 по итогам освоения всего курса коррекционно-развивающих занятий  данной программы.

 

Обследование познания детей осуществляется  два раза в год. Основной метод обследования: индивидуально и небольшими подгруппами. Обследование детей осуществляется воспитателем.

    В ходе    реализации программы достигаются следующие результаты: ребенок стремится расширить познаваемые горизонты действительности, наблюдается желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения , интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Описание опыта "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья" (конференция)

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...