Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
«Утверждаю»:
Директор ГБУ «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными
возможностями Конаковского района
Силкина Н.В._______________
«____» _______________ 2013 г.
Программа
коррекционно-развивающих занятий
по познавательному развитию
детей с ограниченными возможностями
в условиях группы дневного пребывания
Программу составил(а)
Воспитатель: Алферова Л.Н.
2013
г.Конаково
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на создание оптимальных условий познания ребенком, имеющим отклонения в развитии, сенсорных свойств, качеств, признаков предметов и явлений окружающего мира, на оптимизацию психического развития ребенка и наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе.
Основополагающей целью программы является обогащение познавательного опыта ребенка на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, развитие и коррекция психических процессов памяти, мышления, воображения, речи.
Программа разработана на основе методических рекомендаций общеобразовательной программы дошкольного образования «Из детства в отрочество» и методического пособия для воспитателей. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, движение, индивидуальную и коллективную деятельность, что способствует овладению различными способами управления собственным поведением.Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Реализация программы осуществляется в рамках непосредственно реабилитационной деятельности с детьми 2 раза в неделю по 10-15 минут. Закрепление программного материала происходит в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.
ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
1. Расширять и обогащать представления детей о ближайшем непосредственном окружении.
Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах посредством манипулирования и экспериментирования (с предметами рукотворного мира и неживой природы); наблюдения за объектами и явлениями природы; создания соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающей среды.
Закреплять и расширять первичные представления о функциональных возможностях предметов через практический опыт.
Учить детей дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, другому признаку.
Закреплять и расширять у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос; на голове — уши, волосы.
Закреплять названия продуктов, имеющих разные вкусовые признаки (сладкий, горький, кислый, соленый).
Учить складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех частей.
Формировать у детей ориентировку в пространстве группы (у окна, у двери).
2. Формировать познавательное отношение к окружающей действительности.
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их признаками (разбирание, вкладывание, комбинирование, элементы экспериментирования и т. п.). Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ему новые стороны предметов, объектов, явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки (пояснения, вопросы).
3. Обогащать сенсорный опыт ребенка.
Формировать элементарные представления об основных свойствах цвета, формы, величины, пространства, силы звука на основе чувственного опыта.
Развивать элементарные представления о:
-цвете (воспринимать разнообразные цвета, различать 6 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный; называть 4 цвета, понимать названия других цветов; выбирать из шести предметов 1—2 указанных цветов независимо от формы и величины);
- форме (воспринимать разнообразные формы, различать контрастные формы: шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат; называть 3—4 формы; определять форму независимо от величины и цвета);
-величине (воспринимать разнообразные по величине предметы, различать по длине и высоте два резко контрастных предмета; понимать слова длинный — короткий, высокий — низкий; правильно называть: большой и маленький; понимать: самый маленький, самый большой, поменьше, побольше; выделять величину независимо от формы и цвета);
-пространстве (воспринимать разнообразные по размерам пространства, различать расположение предметов относительно своего тела, понимать слова: рядом, далеко, подальше, поближе, впереди, позади, вверху, внизу; правильно называть: рядом, далеко, впереди, вверху, внизу; понимать наречия и предлоги: сбоку,подальше, поближе, около; на, под, за, в, из-за, из);
-фактуре (воспринимать разнообразные по фактуре и материалам предметы; различать предметы, контрастные по свойствам; понимать слова мягкий — твердый, гладкий — шероховатый; правильно называть: мягкий, твердый, гладкий, мягче, тверже; выделять свойства фактуры независимо от формы и величины предмета);
-звуке (воспринимать разнообразные природные и искусственные звуки; различать контрастные звуки; понимать слова громкий — тихий и промежуточные тише, громче, высокий, низкий; правильно называть: громкий, тихий).
Побуждать наблюдать и изучать признаки предметов. Развивать способность различать и находить сходство предметов, группировать, соотносить по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств, обобщать однородные предметы по одному или нескольким признакам:
соотносить 2—3 предмета по цвету при выборе из нескольких цветов, узнавать предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по форме, при выборе из нескольких представленных форм, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по величине при выборе из нескольких, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по фактуре при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, фактура).
Продолжать развивать ориентировочно-познавательную деятельность: обследовательские и манипулятивные действия с предметами.
Развивать предметно-специфические действия с четырех-шестиместными предметами (матрешки, пирамидки, вкладыши) по слову с опорой на восприятие, выполнять взаимосвязанные действия (раскладывать — собирать, открывать — закрывать и др.), выбирать предметы из нескольких по заданному образцу, раскладывать предметы в порядке уменьшения—увеличения.
Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмет с заданными свойствами, управлять действиями ребенка с предметами на основе словесных указаний при восприятии предмета.
Способствовать освоению опосредованных действий с несложными предметами-орудиями на основе слова с опорой на восприятие, использовать общепринятые орудия, понимать обозначение в речи действия с предметами. Развивать способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в результате действий с ним, устанавливать связь слова с предметом или действием, связь между явлениями.
Способствовать пробуждению интереса к окружающему: игрушкам и дидактическим материалам, пособиям (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины и формы с комплектами вкладок, столики с грибами, мозаики), поощрять вопросы и отвечать на них.
В повседневной жизни создавать условия и побуждать наблюдать за разнообразием форм, цветов, пропорций предметов при восприятии окружающего (листья деревьев, цветы, облака, небо, краски в природе, узоры мороза на окне, цвет пейзажа).
Перспективное планирование.
Конспект | Тема занятия | |
№1. | «Путешествуем по групповой комнате» | |
№2. | «Знакомимся с нашими игрушками» | |
№3. | «Такие разные овощи» | |
№4. | «Овощи- наши витамины» | |
№5. | «Угостим игрушки фруктами» | |
№6. | «Овощи-Фрукты» | |
№7. | «Осенние листья» | |
№8. | «Играем с листьями» | |
№9. | «Человек и части тела» | |
№10. | «Правая и левая» | |
№11. | «Знакомимся с одеждой» | |
№12. | «Одежда» | |
№13. | «Обувь» | |
№14. | «Какую обувь носим в группе» | |
№15. | «Животные» | |
№16. | «Загадки о животных» | |
№17. | «Дикие животные» | |
№18. | «Домашние животные» | |
№19. | «Птицы» | |
№20. | «Домашние птицы» | |
№21. | «Зима» | |
№22. | «Город. Дома» | |
№23. | «Транспорт» | |
№24. | «Новый Год» | |
№25. | «Развлечения» | |
№26. | «Мебель» | |
№27. | «Посуда» | |
№28. | « Продукты» | |
№29. | «Магазин» | |
№30. | «Военная техника» | |
№31. | «Семья» | |
№32. | «Мамин праздник» | |
№33. | «Весна» | |
№34. | «Деревья» | |
№35. | «Цветы» | |
№36. | «Насекомые» | |
№37. | «Лето» | |
Конспект №1.
«Путешествуем по групповой комнате».
Цель: Закрепить у детей действовать по игровой комнате самостоятельно. Вызывать интерес к материалам и оборудованию для познавательно-исследовательской деятельности, которые располагаются в группе, в поле зрения детей или низкорасположенных полках.
Ход занятия: Изучаем пирамидки, стержни с цветными кольцами для нанизывания, которые стоят на одной полке. Машинки, которые стоят на другой полке. Куклу, пазлы, кубики и пр.
Конспект №2.
«Знакомимся с нашими игрушками».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа-описания.
Катать машинку. Одевать куклу. Возить мишку. Бросать мяч. Крутить юлу.
Мяч-катать,кормить,бросать.
Мишку-катать,кормить,одевать.
Куклу-наряжать,кормить,водить.
Машинку-катать,мытьт,ремонтировать,заправлять.
Конспект №3.
«Такие разные овощи».
Цель: Познакомить детей с натуральными овощами. Посмотреть и назвать их форму, цвет, попробовать на вкус.
Ход занятий: Показать красоту фактуры листьев капусты,яркость и насыщенность цвета у свеклы и моркови, золотистость лука и т.п.
Упражнять детей в названии овощей (лук,морковь,свекла,капуста,картофель,горох…)
Конспект №4.
«Овощи- наши витамины».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Знать происхождение каждого овоща.
Ход занятий: Овощи растут на грядках, в огороде. Овощи- это витамины для нашего организма. Каждый человек любит овощи. Овощи очень вкусные и полезные. Из овощей делают салаты.
Конспект №5.
«Угостим игрушки фруктами».
Цель: Упражнять детей в различении фруктов и правильном использовании в речи их названия.
Ход занятия: Снимаем с дерева плоды- лимон, яблоко, груша, слива, апельсин… Сажаем игрушки за стол и угощаем их игрушками-заменителями «Фруктами».
Конспект №6.
«Овощи-Фрукты».
Цель: Закреплять умение различать овощи и фрукты.
Ход занятия: Из общей корзины нужно повесить или посадить на грядку фрукты и овощи. Знать где, что растет. На большом дереве- фрукты. На грядке- овощи. Закрепляем пройденный материал.
Конспект №7.
«Осенние листья».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия: Берем в руки листья желтого цвета и подкидываем их вверх. Вызываем у детей чувства восхищения от увиденного. Листопад бывает только Осенью. Осень золотая. Осень- красивое время года. Осенью –красиво падают листья с деревьев,называется Листопад. С дерева сдуваем листочки.
Конспект №8.
«Играем с листьями».
Цель: Упражняем детей в различении и назывании трех цветов: красный, желтый, зеленый.
Ход занятия: Воспитатель в красивой коробке приносит разноцветные бумажные листья. Рассматриваем их, называем цвета, затем предлагает по его команде поднимать листья в соответствии с названным цветом. Дети играют с листьями и раскладывают их по цветам.
Конспект №9.
«Человек и части тела»
Цель: Знать строение человека.
Ход занятия: Показать строение человека на картинке. Проговорить каждую часть тела. Сложить правильно части в игре «Собери пазлы». Собранного человека приклеиваем правильно на альбомный лист.
Конспект №10.
«Правая и левая».
Цель: Закрепляем знания «правый» и «левый».
Ход занятия: Ребятам на правую ручку и ножку привязываем красные ленточки, а на левую- синие. И по команде воспитателя под музыку поднимаем руки по очереди, и топаем ножками. Проговариваем все вместе « Наша правая рука с красной ленточкой», «Наша левая нога с синей ленточкой.
Конспект №11.
«Знакомимся с одеждой».
Цель: Побуждаем различать и называть одежду.
Ход занятия: Рассматриваем свою одежду и радуемся по поводу того, что видим красивые застежки и рисунки. Называем вещи, которые одеваем на куклу- юбка, кофта, платье, штаны, футболка…
Конспект №12.
«Одежда».
Цель: Закреплять знания по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление. Упражнять в составлении рассказа-описания предмета.
Ход занятия: Воспитатель предлагает одеть бумажного мальчика и девочку, выбирая одежду из общих вещей. Наряжать и называть предмет одежды.
Конспект №13.
«Обувь».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, внимание.
Ход занятия: Найти свою пару обуви. В конверте лежат картинки с обувью, разрезанные по вертикали. Нужно найти правильно пару обуви.
Конспект №14.
«Какую обувь носим в группе».
Цель: Приучать детей к чистоте. Уважать труд младшего воспитателя.
Ход занятия: Разложить несколько пар обуви- сапоги, валенки, тапочки перед бумажной куклой и помочь выбрать ей подходящую обувь для нашей комнаты. Когда выберут тапочки- кукла обрадуется, что ей очень удобно в них играть. Дадим определение нашей сменной обуви- чистая, удобная, мягкая, свободная.
Конспект №15.
«Животные»
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к животным.
Ход занятия: Воспитатель просит ребят познакомиться с некоторыми животными – кошка,собака,тигр,лиса…(показывает на картинки или мягкие игрушки). Ребята здороваються с животными и гладят их,называя ласковыми словами.
Конспект №16.
«Загадки о животных».
Цель: Учиться слушать и отгадывать загадки про животных.
Ход занятия: Педагог загадывает загадку, ребенок выбирает картинку-отгадку, называет ее и ставит на панно.
Конспект №17.
«Дикие животные».
Цель: Обобщать знания детей о диких животных. Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам.
Ход занятия: На панно картинка с изображением леса. Рядом в сундучке предметные картинки животных: медведь,лиса,заяц,волк,белка…Ребенок достает из сундучка картинку, называет животного и ставит рядом с лесом.
Конспект №18.
«Домашние животные»
Цель: Обобщать знания детей о домашних животных.
Ход занятия: Воспитатель приносит мягкую пушистую кошечку и знакомит ее с ребятами. Нужно вместе покормить кошечку,погладить…Ей нужна забота. Дать понятие, что кошка-домашняя,ее за ней нужен уход.
Конспект №19.
«Птицы».
Цель: Воспитывать любовь к птицам.
Ход занятия: Дать основные определения для птиц. Показать картинки птичек и вслух вместе со всеми ребятами перечислить строение птички : Голова, клюв, тело,покрытое перьями, лапки, крылья.
Конспект №20.
«Домашние птицы»
Цель: Прочитать детям рассказы, выучить загадки про птиц.
Ход занятия: Воспитатель показывает красочные картинки с домашними птицами: утка,петух, курица,гусь… А ребята, с помощью педагога «заселяют» их в свои домики( на панно деревенский двор).
Конспект №21.
«Зима».
Цель: Обогащать представления детейоб изменениях в природе и смене погоды.
Ход занятия: Познакомить с признаками Зимы( со снегом). Показать, что снег может быть липким и из него можно лепить.
Конспект №22.
«Город. Дома»
Цель: Обобщать материал по теме «Дом» Развивать мышление, память, фонетические процессы.
Ход занятия: Воспитатель собирает вместе с детьми дом из пазлов и при этом задает вопросы: 1.Сколько стен в доме? 2.Для чего нужна крыша? 3. Для чего нужны окна?...
Конспект №23.
«Транспорт»
Цель: Побуждать детей различать по внешнему виду и называть несколько видов транспорта.
Ход занятия: Познакомить с игрушкой «Паровоз с вагонами» . Рассмотреть игрушку, научиться различать детали. Предложить поиграть в поезд, составив стулья вместо вагонов.
Конспект №24.
«Новый Год»
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Поощрять проявления положительных эмоций.
Ход занятия: Познакомить с главными гостями праздника- Дед Мороз, Снегурочка. Объяснить, что все водят хоровод вокруг наряженной елочки. Включить новогоднюю песенку и поводить хоровод.
Конспект №25.
«Развлечения».
Цель: Вызывать у детей чувства радости.
Ход занятия: С использованием новой игрушки Деда Мороза провести подвижную игру «Убегу- Догони». Играя, воспитатель меняет направление движения.
Конспект №26.
«Мебель».
Цель: Закреплять знания о мебели. (стол, стул,шкаф). Обогащать словарь по теме.
Ход занятия: Воспитатель загадывает загадки. На панно выставляются картинки-отгадки.
Загадки:
- Под крышей четыре ножки- а на крыше суп да ложки.
- Под домом четыре ножки, ав доме чьи-то одежки.
- Под крышей четыре ножки, а на крыше нет ни супа ни ложек, есть спинка.
Конспект № 27.
«Посуда»
Цель: Учить составлять описательный рассказ по плану. Активизировать предметный словарь. Развивать ассоциативное мышление.
Ход занятия: Занятия с картинками, изображающими предметы посуды с недостающей деталью, картинки с деталями посуды. Задание- найти недостающую деталь и составить картинку. Назвать, что изображено на картинке.
Конспект №28.
« Продукты».
Цель: Обогащать словарь по теме.
Ход занятия: В корзинке лежать продукты. Воспитатель рассказывает детям о том, что можно кушать некоторые продукты сырыми, а некоторые нужно обязательно приготовить.
Конспект №29.
« Магазин».
Цель: Научить игре в магазин.
Ход занятия: Дать простые объяснения о сюжетной игре «Магазин». Научить культурно «играть» роль продавца и покупателя.
Конспект №30.
« Военная техника».
Цель: Различать «Военную» технику от обычной.
Ход занятия: Рассмотреть картинки с различной техникой. Найти отличия (по цвету). Рассказать об армии.
Конспект №31.
« Семья».
Цель: Воспитывать любовь к своим родным. Знать состав своей семьи.
Ход занятия: Познакомить детей со словами ( брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Рассказать о каждой семье ребенка, заучить.
Конспект №32.
« Мамин праздник».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа по стихотворению с опорой на картинки.
Ход занятия: Картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины с изображением цифры 8. Выставляется картинка: мальчик и девочка поздравляют маму. Прочитать стихотворение:
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник МАМЕ,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
МАМА обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Конспект №33.
« Весна».
Цель: Активизировать глагольный и предметный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление.
Ход занятия: Понять и запомнить стихотворение:
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
Да и с горки звонко льется
Разговорчивый ручей.
Повторное чтение стихотворения с опорой на картинки.
Конспект №34.
« Деревья».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Знать 1-2 названия дерева.
Ход занятия: Перед детьми лежать конверты с листьями клена и рябины. Каждый ребенок прикрепляет на дерево соответствующий лист, сопровождая свои действия речью.
Конспект №35.
« Цветы».
Цель: Обобщать материал по теме. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику.
Ход занятия: На панно различные цветы. Познакомить детей со строением цветка. (стебель, листья…)
Конспект №36.
« Насекомые».
Цель: Обобщать материал по теме «Насекомые». Развивать мышление, память.
Ход занятия: Предметные картинки с насекомыми. Уточнить количество лапок у каждого вида насекомых, назвать все части тела ( крылья, усы, голова, лапки, глаза…)
Конспект №37.
« Лето».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия: На столе лежат листья деревьев, зеленые листы бумаги, зелененькие листики деревьев и зелененькие листочки бумаги. Педагог предлагает девочкам взять зеленые листочки и зелененькие листики- мальчикам- зеленые листья и зеленые листы. (Работа над многозначностью слов).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
по итогам освоения всего курса коррекционно-развивающих занятий данной программы.
Обследование познания детей осуществляется два раза в год. Основной метод обследования: индивидуально и небольшими подгруппами. Обследование детей осуществляется воспитателем.
В ходе реализации программы достигаются следующие результаты: ребенок стремится расширить познаваемые горизонты действительности, наблюдается желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения , интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.
Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей испытывающих трудн...
Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.
Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Описание опыта "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья" (конференция)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...