"Скоро к звездам полетим"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию
на тему: "Скоро к звездам полетим" .
Цели:
1. Закрепить и расширить знания детей о космосе, солнечной системе, планетах, созвездиях, космонавтах.
2. Воспитывать у детей любознательность, сосредоточенное внимание, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.
Словарная работа:
Скафандр, шлем, космонавт, солнечная система, планета, созвездия, спутник, комета, метеорит, астероид, невесомость, компас, обсерватория, полярная звезда.
Предварительная работа:
1. Изготовление атрибутов к игре “Космос” (пульт управления, шлемы, пропуска, лаборатория и т.д.)
2. Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.
3. Рассматривание и чтение энциклопедий о солнечной системе, созвездиях.
4. Рисование космических кораблей, космической музыки.
Материал: Модель-схема солнечной системы, схемы созвездия “Большой медведицы”, кроссворд, палочки для изображения рисунка, азбука Морзе-схема, шифровка, приглашения, фишки.
Ход занятия:
Загадка.
Крыльев нет у этой птицы;
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие. Мы много готовились к нему: изучали планеты, созвездия, познакомились с космонавтами. А самое главное, укрепили свои мышцы на физкультурных занятиях, на прогулках, участвовали в спортивных олимпиадах. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нам необходимо выбрать командира космического корабля. А для этого нужно стараться отвечать на все вопросы, поднимая руку. За правильный ответ я буду давать фишки. В конце занятия, у кого их окажется больше, тот, надеюсь, будет надёжным, знающим командиром. Ведь всякое может произойти в пути. А командиру нужно принять правильное решение.
- Вы любите наблюдать за звёздным небом? (Да)
Самыми первыми звездочётами на Земле были учёные астрономы Галилео Галилей и Коперник. Они изучали далёкие звёзды и планеты на небе. Чтобы лучше ориентироваться на небе, звездочёты разделили условно весь небосвод на районы, т.е. созвездия, которые похожи на людей, на зверей или разных сказочных чудищ.
- Назовите созвездия, которые вы знаете? (Большая и Малая медведицы, Кита, Рака, Лебедя, Пастуха, Пегаса, Дракона, Рыбы …)
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Ковша Большой медведицы)
- В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая медведица)
- Когда люди собираются в поход, что они с собой берут? (Рюкзак…компас)
- Для чего? (Ответы детей)
- А если компас забыли? Что им поможет определить путь? Куда идти? (Полярная звезда)
Нужно встать к ней лицом. Тогда впереди будет север, сзади – юг. Справа - восток, там, где восходит солнце. Слева - запад, там, где заходит солнце. По полярной звезде можно найти дорогу в лесу, на море, в космосе. А найти её можно просто: у созвездия Б. медведицы стенку ковша отсчитать вверх 6 раз и будет видна полярная звезда.
- Как называются астрономические здания, где наблюдают и изучают звёзды? (Обсерватории)
- Скажите, на одинаковом ли расстоянии от Земли находятся звёзды? (Нет)
- Какие бывают звёзды? (Холодные: тёмно-красные, горячие: голубовато-белые)
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
Рассматривание схемы солнечной системы
- Сколько планет в солнечной системе? (9).
- Назовите их в порядке от Солнца? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). (Показать их на схеме)
- Какое место от Солнца занимает среди планет Земля? (3)
- Есть ли у земли спутник? (Луна)
- Вокруг какой планеты вращается Луна? (Земля)
- Есть ли жизнь на луне? (Нет)
- Как называются горы на Луне? (Кольцевые)
- Как называются глубокие впадины на Луне? (Лунные моря)
- Есть ли там вода? (Нет)
- Почему на Луне прыгать легко? (Слабое притяжение)
- Почему Луна не падает на Землю? (Солнечное притяжение)
- Если бы на Луне жили человечки, как бы они назывались? (Лунатики)
Физминутка (музыка – танцы лунатиков).
А сейчас нам придётся разгадать кроссворд:
Назовите самую дальнюю планету? (Плутон)
Какая планета ближе к Земле? (Марс)
Какая планета состоит из газа и жидкости, и окружена огромными кольцами из кусков камня и льда? (Сатурн)
Какая планета такая яркая, что её часто принимают за НЛО? (Венера)
- Как выглядит планета Уран? (Состоит из газов. Она окружена девятью кольцами. Далеко от Солнца, поэтому на ней темно и холодно).
- Какой Нептун? (Такой же, как Уран, только без колец)
- Какая планета самая большая? (Юпитер)
- Сможем ли мы сделать посадку на этой планете? (Нет)
- Почему? (У Юпитера нет твёрдой поверхности, как на Земле, Луне, Марсе)
Юпитер состоит из газов и жидкостей. Вся планета – это гигантский океан. Но у него много спутников, можно корабль посадить на один из них и с него вести наблюдение за планетой.
- Как называются каменные тела, которые вращаются вокруг Солнца, между Марсом и Юпитером? (Астероиды)
Обратите внимание на красное пятно на Юпитере. Учёные наблюдают за ним давно. Пятно всегда находится на одном и том же месте, его никогда не закрывают облака, оно не уменьшается и не увеличивается. Это – тайна Юпитера!
- Кто побывал в космосе до человека? (Собаки)
- Как их звали? (Белка и Стрелка)
- Как звали первого космонавта, который полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)
- Как называется одежда космонавта? (Скафандр)
- Зачем космонавту скафандр? (Защита от воздействия окружающей среды, давления и т.д.)
- Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов)
- Кого из женщин – космонавтов вы знаете? (Савицкая, Терешкова)
- Что происходит в корабле, когда космический корабль выходит на орбиту и начинает летать вокруг Земли? (Невесомость)
- Почему на Земле всё такое тяжёлое, а в космосе лёгкое и невесомое? (Земное притяжение)
- Какими должны быть космонавты? (Сильными, выносливыми, с хорошей зрительной памятью)
Игра с палочками: “Составь из палочек звезду по памяти”
Показать на 5 сек. картинки с изображением звезды из палочек и убрать, а дети должны выложить из палочек эти звёзды по памяти (2-3 звезды).
К нам пришло по спутниковой связи зашифрованное приглашение на планету. Давайте отгадаем, какая планета нас приглашает.
Дети разгадывают, первый кто прочитал, отвечает. (Марс)
- Есть ли спутники у Марса? (Фобос и Деймос. Это означает “Страх” и “Ужас”)
- Вам не страшно лететь на эту планету?
- Что больше: Земля или Марс? (Земля)
- Почему Марс красный? (Состоит из красного камня)
- Какие температуры воздуха днём? Вечером? Ночью?
Днём на Марсе можно даже загорать, но вечером, с заходом солнца, резко холодает, ночью ударяет такой мороз, что впору шубу надевать!
- А можно ли в шубе или в платье гулять по Марсу? (А в чём?) Почему? (На Марсе нет кислорода)
Когда мороз, углекислый газ замерзает и превращается в сухой лёд. Он скапливается на “макушках” Марса и белые шапки хорошо видны на красно – оранжевом фоне планеты. Тайной остаётся загадка – есть ли жизнь на Марсе? Поэтому предлагаю отправиться на планету Марс для её исследования.
Подсчёт фишек, выбор командира и отряда юных космонавтов. Молодцы вы справились со всеми заданиями, ответили на многие вопросы. Желаю вам счастливого полёта на Марс. (Сюжетно-ролевая игра: “Полёт на марс”)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "А мы к звездам полетим".
Паспорт проекта.«А мы к звездам полетим».Составители проекта: Насибова Замина Латиф кызы....
Образовательная деятельность "Скоро к звездам полетим"
Образовательная деятельность "Скоро к звездам полетим"...
Музыкально-физкультурный досуг для детей подготовительной группы, посвященный дню космонавтики: «Если сильно захотеть, можно к звездам полететь!»
Тематический музыкально-физкультурный досуг, посвященный 50-летию космонавтики....
Проект: "Завтра к звездам полетим"
Космос...
"Мы тоже к звездам полетим"
quot;Мы тоже к звездам полетим" спортивно-музыкальный квест для подготовительной группы...
Если очень захотеть, можно к звездам полететь.
Развлечение проводится для того, чтобы познакомить детей с историей создания первого космического спутника, об изобретателе космического корабля С. П. Королеве, об основателе науки космонавтики ...
Комментарии
Дорогие, коллеги, желаю вам
Дорогие, коллеги, желаю вам творческих успехов!
Обсудим вместе.
Познавательно, интересно,доступно.можно рекомендовать начинающим педагогам.