Конспект НОД "Важные дела"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Конспект НОД "Важные дела" (средняя группа), с использованием элементов ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_potriz_sr.gr_.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
средняя группа «Важные дела»
Старый Оскол, 2011г
Цель: формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.
Задачи:
образовательные: совершенствовать знания о необходимости и важности разных профессий;
обучающие: развивать умение рассказывать о благородном и труде помощника воспитателя;
учить детей использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения;
развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей;
воспитательные: воспитывать в детях чувство уважения к нелегкому труду помощника воспитателя,
желание облегчить ее труд.
Активизация словаря: трудолюбие, лентяй, лодырничать, славить Родину трудом, не покладая рук, хлопоты, не тужить, разбивать огород, за станком, план, схема.
Материал: кукла Лёша на кровати, иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны», иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарник, милиционер), картинки (предметы по профессиям), схемы деятельности помощника воспитателя, стенд с изображением объектов деятельности помощника воспитателя, фонограмма песни «Будем мы белье стирать», элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы), жетончики-пословицы, заготовки открытки-приглашения.
Предварительная работа: беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии; беседа о профессиях; дидактическая игра «Профессии»; чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;
наблюдение за работой помощника воспитателя; ТРИЗ (работа со схемами); работа со стендом «Труд с нами рядом» (объекты деятельности помощника воспитателя); разучивание песни «Будем мы белье стирать»; заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»; знакомство с пословицам
3. Чтение отрывка из стихотворения В.Лебедева-Кумача «Мы Родину славим трудом».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пожаловал (на кукольной кровати находится кукла). Это Лёша .Он пришел в группу, улегся набок и сказал, что он ничего не хочет и не любит делать. Лёша только обещает стать трудолюбивым, а на самом деле у него это никак не получается.
Воспитатель читает стихотворение «Кающийся лентяй»:
Каждый год он на лень свою злится:
Через год перестану лениться!
Каждый месяц себе он клянется:
Через месяц работа начнется!
Каждый день он себе заклинает:
Завтра новую жизнь начинаю!
Каждый час говорит он, вздыхая:
Все, последний часок отдыхаю!
Исправляется с каждой минутой,
Но работа стоит почему-то.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым. Как вы думаете, без чего человек не может жить?
Дети: Человек не может жить без воздуха, без воды, без хлеба.
Воспитатель: А еще человек не может жить без труда. Давайте поможем это понять нашему Лёше.
В лесах на горах, у морей и у рек –
Повсюду мы братьев найдем.
Везде, где русский живет человек,
Он Родину славит трудом…
II. Основная часть
Воспитатель (обращая внимание на иллюстрацию, расположенную на мольберте): Ребята, из какого
рассказа эта иллюстрация?
Дети: Эта иллюстрация из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Воспитатель: По мнению героя рассказа Пети, для чего людям руки нужны?
Дети: Петя отвечал деду что руки нужны для того, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать.
Воспитатель: А вы, ребята, как думаете: для чего нужны руки человеку?
Дети: Руками можно строить дом, рисовать картины, готовить вкусные блюда, управлять машиной, шить одежду, чинить кран, ремонтировать мебель, лечить людям зубы и т.д.
Воспитатель: Да, руки нужны человеку для того, чтобы трудиться. Руки должны быть трудовыми, рабочими, «которыми вся жизнь, весь большой свет держится».
Воспитатель (обращая внимание детей на подборку иллюстраций с изображением разных профессий):
Ребята, давайте посмотрим на эти иллюстрации и расскажем Кеше, какую пользу приносят люди разных профессий.
Дети поочередно называют профессии и говорят о назначении данного труда:
Учитель
Повар
Плотник
Музыкант
Портной
Врач
Продавец
Художник
Пожарник
Милиционер
Воспитатель: Ребята, для каждой профессии нужны специальные предметы. Давайте проверим, все ли здесь правильно?
Дети перечисляют необходимые предметы для каждой профессии, находят ошибки.
Воспитатель: Знаете ли вы, кем работают ваши родители?
Дети называют профессии своих родителей.
Воспитатель: Ребята, каждая работа важна. Вы ходите в детский сад, где вас окружают заботой разные люди. Кто трудится в детском саду?
Дети перечисляют профессии детского сада.
Воспитатель: Рядом с вами всегда находится Елена Николаевна, помощник воспитателя. С утра и до вечера, не покладая рук, она старается для вас.
Давайте об этом поговорим У помощника воспитателя есть план для работы. Заглянем туда и расскажем, чем занята весь день Елена
Николаевна.
(Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы, обозначающие различную деятельность помощника воспитателя, выбрать и отгадать значение каждой):
Дети берут поочередно карточки, перечисляя процессы труда:
- поливает комнатные растения;
- протирает пыль на шкафах;
- помогает детям одеваться;
- моет чашки;
- заправляет кровати;
- моет полы;
- пылесосит ковры;
- поливает растения на участке;
- моет посуду;
- Это две чашки. Одна чашка большая, а другая маленькая. Большая чашка сиреневого цвета в белый горошек, а маленькая чашка – желтая с красным орнаментом. Маленькая чашка с блюдцем, а большая – без блюдца.
- Это две кровати. Одна кровать большая, а другая – маленькая. На большой кровати полосатое покрывало, а на маленькой – клетчатое. На большой кровати высокая цветастая подушка, а на маленькой – низкая однотонная.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете свою группу. А помогаете ли вы Елене
Николаевне?
Дети перечисляют виды своей помощи по группе.
Физкультминутка
Воспитатель: Конечно, вы любите трудиться. Предлагаю вам показать Лёше, как вы стираете кукольное белье,а музыка нам поможет.
Дети поют песню «Будем мы белье стирать», изображая ее содержание:
1. Будем мы белье стирать,
Крепко пальчики сжимать.
Чистым станет все белье:
И мое, и твое.
Припев: Влево – вправо, влево – вправо,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Влево – вправо, влево – вправо.
Чистота – вот наш девиз!
2. А теперь пора отжать,
Крепче пальчики сжимать.
Чистым станет все белье:
И мое, и твое.
3. Чтоб повесить – все встряхну,
И прищепкой защипну.
Дует ветер на белье,
На мое, и твое.
Воспитатель: Вот какие помощники в группе! Ребята, но ведь вы помогаете не только взрослым в детском садике, но и дома родителям. Давайте расскажем об этом Кеше, а он послушает и поучится трудолюбию.
Дети выбирают элементы костюмов для драматизации по мотивам стихотворения
С.Михалкова «Важные дела»:
- Я без работы не сижу –
Сама в руках утюг держу.
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу!
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна.
- Мы разбиваем огород.
У нас немало с ним хлопот.
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна.
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень.
- Немало дела детворе!
В труде живем, не тужим мы.
Дела есть дома, во дворе,
А, главное – вот здесь, в «Жемчужинке».
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лёша встал с постели, заинтересовался тем, о чем мы с вами говорили. Он, наверное, больше не будет лодырничать, а станет трудиться, ведь труд приносит пользу всем окружающим. Давайте поделимся с Лёшей народной мудростью, ведь мы знаем много пословиц о труде. Они спрятаны в эти маленькие жетончики (воспитатель показывает детям условные цветовые модели, обозначающие пословицы). Давайте наполним сумочку Лёши этими пословицами – подсказками, чтобы он не забывал о необходимости труда в жизни человека.
Дети поочередно преподносят Лёше условные жетончики и произносят пословицы:
- Хорошо трудиться – каждому пригодится.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Землю красит солнце, а человека – труд.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Только то и крепко, что трудом добыто.
- Что с трудом дается, то люди и берегут.
- Работа сердце веселит.
- Труд горы сравнивает.
- В труде счастье.
- Счастье без труда не дается.
- Дело мастера боится.
- Труд кормит, а лень портит
- Труд кормит и одевает.
- Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
- Труд красит человека, а лень портит.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
Воспитатель: Хорошие пословицы! Они пригодятся Лёше в жизни, как и полезное стихотворение-напутствие.
Ребенок читает стихотворение В.Брюсова «Работа»:
Великая радость – работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассказали Лёше о важном труде помощника воспитателя, о вашей помощи ей. Наверное, мы исправили Лёшу, и теперь он станет трудолюбивым. Наверное, он захочет придти к нам в гости еще. Давайте сделаем Лёше приглашение в виде открытки, где дорисуем и раскрасим фигуру нашей хозяюшки Елены Николаевны, а еще вы нарисуете те предметы, которые она облагораживает, за которыми она ухаживает.
Воспитатель раздает детям заготовки открытки-приглашения с контурным изображением фигуры помощника воспитателя.
Приложение к конспекту.
Рассказ Е.Пермяка «Для чего руки нужны»
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть,- ответил Петя.
- А еще для чего?- спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь большой свет держится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Делать добро спеши"
Формирование представлений детей о значении добра для гармонии и счастья....
Конспект занимательного дела «В гостях у матушки Сибири» (старший дошкольный возраст)
Конспект занимательного дела «В гостях у матушки Сибири» (старший дошкольный возраст)Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей де...
Конспект занимательного дела «Уроки Мойдодыра» (средний дошкольный возраст)
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук, воспитание бережного отноше...
Конспект занимательного дела «В поисках необычного рецепта» (старший дошкольный возраст)
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук, воспитание бережного отношения к труду...
Конспект занимательного дела "Русские посиделки"
Интегрированное занятие по художественному труду...
Конспект занимательного дела "Вот моя деревня..."
Конспект художественно-творческого дела с использованием природного материала "Вот моя деревня..."...
Конспект занимательного дела "Аты-баты, шли солдаты!"
Конспект художественно-творческого дела с использованием природного материала...