Занятие "Путешествие к абушке Анне"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Романова Елена Ивановна

Развивать познание окружающего мира, воспитывать чувство эмпатии к родной природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированное занятие40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема «Путешествие к бабушке Анне».

Занятие: познавательно-речевое

Тип: обобщающее

Вид: сюжетно-игровое

Цель: обобщение представлений об особенностях родного края

Задачи: 

  • Образовательная -  расширять и обобщать представления детей о кедре, о рыбах, которые водятся в реке Обь, о том, как добывают нефть и что из неё делают.
  • Развивающая - развивать интерес к познанию окружающего мира, умения сравнивать; обосновывать свой выбор.
  • Воспитательная - воспитывать первоначальные навыки рационального природопользования, чувство эмпатии к родной природе и коренным народам.

Методическое обеспечение: Набор веточек и шишек хвойных деревьев, дупло с кедровыми орешками; муляжи щук и стерляди, ноутбук и слайд-презентация «На нефтяном месторождении», демонстрационная колба с нефтью; корзина, декоративно оформленный обруч, набор дидактических картинок «Найди пару», бубен, сборник хантыйских сказок.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Ивановна, а вас? (Дети представляются). Очень приятно с вами познакомиться. Я пришла к вам из детского сада «Брусничка», а ваш сад как называется? А как наш город называется? Молодцы, а вы знаете, в каком округе мы живем? Правильно, мы живем в Ханты- Мансийском автономном округе.

- Ребята, я пришла к вам, чтобы рассказать и показать вам что-то интересное. Скажите, а вы любите сказки? (Да) Я знаю одну сказочницу, которая знает много сказок и легенд, зовут её бабушка Анне……….., но живет она далеко отсюда. Давайте мы все вместе отправимся к ней в гости. У меня есть карта, которая поможет отыскать нам бабушку Анне и не заблудиться, ведь путь не близкий. А что же мы подарим бабушке Анне, ведь в гости с пустыми руками не ходят, по пути нам с вами нужно будет в каждом месте куда придем выбрать только один подарок для бабушки Анне, а для подарков мы возьмем вот эту корзину. Ну, что все готовы? (Да) Тогда отправляемся.

Воспитатель берет обруч и показывает детям:

- Ребята, это волшебные врата, которые могут телепартировать нас в любое  желаемое место. Как только вы пройдете через эти врата, вы окажитесь далеко от детского сада. Проходите по очереди. (Дети проходят через обруч).

 1. Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились на берегу реки Обь.

Воспитатель и дети рассматривают карту.

- Ребята, смотрите, что это, а давайте потянем…(Дети вытягивают сеть)

Смотрите, сколько рыбы, а кто из вас знает, какая рыба попалась в сеть? (Щука,  а только щука? Еще стерлядь.)

- Стерлядь- это речная рыба, она находится под охраной государства и занесена в «Красную книгу», её вообще нельзя ловить, давайте стерлядь отпустим. (Выпускает рыбу)

- Ребята, а как вы думаете, сколько рыбы может наловить рыбак? (Много). А сколько рыбы он должен оставить себе (Столько, сколько нужно, чтобы прокормить себя и свою семью). Правильно, оставшуюся рыбу надо отпускать в воду. Почему? (Чтобы она не погибла, чтобы в следующий раз поймать, правильно, Петя, ты права, Маша). Давайте, возьмём рыбу в подарок бабушке Анне, сколько мы возьмём рыбы? (возьмём одну рыбу). Ребята, а остальные давайте отпустим в реку, и сеть закапаем, ведь сетью ловить рыбу нельзя. (Воспитатель и дети отпускают рыбу)

2.Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим по карте, куда мы дальше отправляемся. Следующий пункт – тайга. Давайте, будем держаться все вместе, ведь в тайге оставаться одному опасно. (Дети становятся плотнее  друг к другу).

- В тайге растет много лиственных и хвойных деревьев.

Кедр один из самых красивых и величественных деревьев Сибири. Это дерево живет 500 лет. Хвоя на ветках собрана в пучки по пять хвоинок, они придают кедру пушистость. Семена кедра – это орешки, они находятся в больших шишках. Кедровые орехи очень полезны, их любят белки, бурундуки, птички – кедровки. Люди делают из них чудодейственное масло.

- Ребята, смотрите, здесь дупло, как вы думаете, кто в дупле живет? (Белка). Ну-ка я посмотрю, что в дупле спрятано. (Достает горсть орехов и несколько шишек), это белка себе запасы на зиму приготовила. (Ложит все обратно)

- Смотрите, ребята, здесь на поляне много шишек, но они все разные. Как вы думаете, эти шишки все кедровые? (Нет). Ребята, найдите только кедровые шишки. А как ты (Вова, Дима) узнал? (В шишках орешки).

Игровое упражнение «Найди шишку».

- Ну, что, ребята, надо дальше идти, давайте возьмем в подарок бабушке Анне шишки, сколько мы возьмем? (Одну). Ребята, а может нам отсюда взять шишку, смотрите какая большая шишка. (Нельзя). Ребята, у зверей нельзя брать запасы, ведь белка запасла орехов столько, сколько ей нужно на зиму, и если мы возьмем хотя бы одну шишку или один орешек, ей не хватит еды до конца зимы, и она может погибнуть. (Ложит шишку обратно, а с поляны в корзину).

3.Воспитатель с детьми смотрят  карту.

- Ребята, а сейчас мы с вами окажемся на месторождении нефти. Скажите пожалуйста, кто нибудь из вас был там, где добывают нефть? (нет, или: тебе очень повезло, ведь на месторождениях  детям бывать запрещено)

Дети рассаживаются у ноутбука, воспитатель переключает слайды и комментирует:

- Нефть добывают из под земли, она залегает глубоко в земле. Чтобы её достать, пробуривают узкие скважины, затем опускают туда трубы. По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и помещают в специальные нефтехранилища. Бурят скважины нефтяники. Днем и ночью, зимой и летом трудятся нефтяники, добывая для страны нефть. В добыче нефти задействована специальная техника, посмотрите какими кажутся маленькими люди по сравнению строениями, машинами. В труднодоступные места людей и оборудование доставляет вертолёт. Воспитатель:  Ребята, а вы когда нибудь видели нефть? (Нет). А я вам сейчас покажу, (показывает колбу с нефтью). Нефть – это маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета. Нефть горит. Ребята, а кто знает, что делают из нефти? (горючее: бензин и керосин). А еще, как ни странно, нефть жидкая, а из неё делают твёрдые вещи, вот посмотрите. (Сапоги, свечи, пластиковая коробочка). Из нефтехранилища нефть по трубам поступает на заводы в другие города, где из нефти делают все эти изделия. Давайте, выберем подарок бабушке Анне, как вы думаете, что из этих вещей больше всего пригодится бабушке Анне (сапоги – потому что часто ходит в лес; свечи – потому что рано темнеет, нет электричества; в коробочке будет что-то хранить). Ребята, не забывайте, что мы должны взять только один подарок.

4. - Ребята, вот мы с вами и пришли к чуму бабушки Анне. Ваня, ты подаришь подарки бабушке Анне (Воспитатель надевает платок и обращается к детям от имени бабушки Анне).

Бабушка Анне: Ой, кто это? Да неужто гости ко мне пожаловали, да не с пустыми руками, а с подарками, что же вы мне принесли. Какой же вы длинный путь проделали, ну рассказывайте, где побывали, что видели? (Дети дают рыбу)

Бабушка Анне: в какой реке рыбу то поймали? (Обь) А как вы её поймали? (В сети) Много рыбы было в сети? (Много) А какая рыба попалась в сеть? (Щука, стерлядь) А куда вы остальную рыбу дели? (отпустили) Правильно, рыбаки ханты – манси так и делают, возьмут себе на еду, а остальную отпускают, говорят «пусть гуляет под луной, завтра опять придет».

Бабушка Анне: А это что - орехи? А вы сами то знаете чем полезны кедровые орехи? (Масло чудодейственное делают, оно все раны заживляет)

Бабушка Анне: Спасибо, ребята, а то ведь у меня свечи закончились (сапоги порвались, не в чем клубочки хранить). А, правда, что это сделано из такой черной жидкости, как же её называют (Нефть).

Игра «Найди пару»

Бабушка Анне: Ой, вижу по глазам, что пришли вы ко мне не просто так (за сказками), есть у меня сказки, да уж некогда рассказывать, вам пора возвращаться в детский сад, а я вам подарю эти сказки, а вы в группе их почитаете. Ну, милочки, в добрый путь! (Воспитатель снимает платок).

Воспитатель:  Вот, ребята, наше с вами путешествие и подошло к концу, давайте пройдем через волшебные врата (дети проходят через обруч). Вот, ребята, мы вернулись в детский сад, наше путешествие закончено, посмотрите все с нами вернулись? Молодцы, вы настоящие путешественники, мне очень понравилось с вами путешествовать. Пришло время прощаться, на прощание я хочу угостить вас сладостями, возьмите…(воспитатель дает детям угощение).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня "Жаным анам"

Песенка о маме (средн. гр.)...

Эссе «Два урока Анны Васильевны Басовой.»

Говорят, будущее за интерактивными технологиями… Возможно… Только как же быть с душой? Я имею в виду душу Учителя – светлую, добрую, - человеческую! Конечно, многие возразят – и по праву – мало в совр...

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Палий Анны Ивановны

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку»....

Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»

Конспект занятия с презентацией.Цели и задачи:Расширение словаря и обобщение понятийДифференциация понятий звук – буква;Дифференциация ; П и Пь;Буква п; профилактика оптической дисграфии ;Развит...

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

Перспективный план Образовательной деятельности лепке из соленого теста с детьми раннего возраста. Воспитатель Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Перспективный план Образовательной деятельности лепке из соленого теста с детьми раннего возраста.Воспитатель Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...