Путешествие по экологической тропинке ( на станции "Зеленая аптека")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бабаджанова Светлана Якубовна

Интеллектуально-развивающее занятие с детьми 5-7 лет на экологической тропе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по экологической тропинке

              ( на станции «Зеленая аптека»)

  Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

  Программное содержание: расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства.

  Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

  Материал: Красная книга растений области, живые экземпляры лекарственных растений, бумажный «цветик-семицветик», лопата.

Ход занятия

  Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.

  Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно-тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете ,что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не  один раз. По ней мы будем путешествовать осенью, зимой, весной и летом и узнаем много интересного и удивительного.

  Сегодня мы торжественно откроем нашу тропинку для все, кто захочет поближе узнать природу, увидеть ее многообразие и красоту. (Воспитатель вместе с ребенком разрезают ленточку, звучит музыка.) Ребята, хотите узнать, кто нам сегодня поможет путешествовать по нашей тропинке?

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала,

В цветке, лепестках есть огромная сила,

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что нужно спросить, лепестки отрывая?

Как называется сказка такая? (Ответы детей.)

  Воспитатель. Правильно, цветик-семицветик. Вот это цветик-семицветик и поможет нам сегодня путешествовать. Давайте все вместе скажем волшебные слова и окажемся на одной из остановок нашей экологической тропинки.

  Дети. Лети-лети, лепесток,

             Через запад на восток,

             Через север, через юг,

             Возвращайся, сделав круг.

             Лишь коснешься ты земли,

             Быть по-моему вели!

  Воспитатель. Вели, чтобы мы оказались на одной из станций экологической тропинки. Посмотрите, ребята, вот мы и попали на станцию «Зеленая аптека», кто же это нас здесь встречает?

  (Дети вместе с воспитателем подходят к станции «Зеленая аптека», рядом с полянкой лекарственных растений за столом сидит «Доктор Айболит» (взрослый.)

  Дети.  Здравствуйте, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?

  Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!

  У меня в Африке заболели ребята,

 У них ангина, скарлатина и бронхит,

 И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл…

Воспитатель. О чем ты забыл, Доктор Айболит?

Доктор Айболит. Забыл, какие лекарственные растения мне нужны, чтобы помочь моим пациентам!

Воспитатель. Не расстраивайся, Доктор Айболит! Наши ребята помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать их для твоих пациентов.

Доктор Айболит. Я вам буду очень благодарен.

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Доктору Айболиту? Смотрите, доктор, лекарство растет прямо у нас под ногами, смотри! Ребята, вы  знаете, как называется это растение? ( Мать-и- мачеха.)

    Ребята, давайте посмотрим это растение повнимательней. Какие части есть у этого растения?( Корень,стебель.) Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (Легким пушком.) Как вы думаете, зачем растению нужнее пушок? (Защищает растение от холода.) Какие части есть еще у растения?                  ( Листья.) Ребята, приложите лист к ладони, посмотрите, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (Большие, крупные.)

Доктор Айболит. А почему это растение называется мать-и -мачеха?

Воспитатель. Сейчас, Доктор Айболит, ты увидишь, и все сразу поймешь. Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете? (Мягко, Тепло.) Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (Гладкая, холодная.) В народе говорят, как «мать-и-мачеха». Вот поэтому растение и называется мать-и-мачеха.

Доктор Айболит. А как «мать-и-мачеха» может помочь моим больным?

Воспитатель. Ребята, подскажите доктору, каким больным может помочь это растение? (Которые кашляют.) Верно, значит, поможет вылечить бронхит у больных пациентов Доктора Айболита..Давайте, ребята, подскажем, как доктору лечить пациентов с помощи мать-и-мачехи. (Собрать листья, помыть и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больных.)

Доктор Айболит. Ребята, посмотрите, какое чудо! (Обращает внимание детей на растущий одуванчик.)

Дунул легкий ветерок-и остался стебелек.

Что это такое? (Одуванчик.)

Воспитатель. Давайте его рассмотрим. Как  вы его узнали? (По цвету.) Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? Что это? (Корень.) Какой он? Что от него отходит? (Множество подземных отростков, которые называются корневище.)Для чего корневище? (В нем запасаются питательные вещества.)  Какие листья, стебель у одуванчика?( Ответы детей.)

Доктор Айболит. Какие болезни лечит одуванчик?

Воспитатель. Молодые листья одуванчика содержат очень много витаминов и используются в салате. Если мама или папа не могут уснуть ночью-у них бессонница, то им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память и они о чем-то забывают, в этом им поможет настой из корня одуванчика.

Сейчас мы с вами превратимся в красивый одуванчик.

Физминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу, на восток.                            «Растут», тянутся к солнышку

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса,                                    Стряхивают руки

Как упавшая слеза.                                              Руки к глазам и в стороны

Листик ярок и зелен,                                          Качают руками

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям,                                       Руки вперед-назад

Он согнется тут и там.                                            Наклоны в стороны

Даже буря не сломает,                                          Круговые вращения

Лишь немного помотает.                                      Раскачиваются из стороны

                                                                                     в сторону

Всех приветствует головкой,                                Ладошки под подбородком

Улыбается, звенит,                                                «Фонарики», повертели

                                                                                       Ладошками

Свежесть дарит, наслажденье,                            Повороты

Береги его, малыш!

Доктор Айболит. Смотрите, а я еще какое-то растение нашел. Что это?

Воспитатель. Ребята, вы знаете это растение? (Подорожник.) Как вы его узнали? (По листьям.)  Какие по форме? (Овальные.) Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? Что это? (Корень.) Верно, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмем в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как делать гербарий я расскажу вам в группе.

Доктор Айболит. Каким больным поможет подорожник, что он лечит?

Дети. Заживляет раны.

Воспитатель. Правильно, ребята. Давайте сорвем листик подорожника проведем аккуратно салфеткой по листику. Что осталось на салфетке?(Пыль.)

Верно, на салфетке пыль, значит наш листочек тоже пыльный. Сможем ли мы приложить его к ране?( Нет, он грязный.) Что мы должны сделать? (Помыть лист, смыть с него пыль.)

Доктор Айболит. Какие еще болезни можно вылечить подорожником?

Воспитатель. Отвар подорожника лечит болезни горла.

Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?

Доктор Айболит. Спасибо большое, помогли все вспомнить, теперь я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться  в путь. (Дети прощаются, Доктор Айболит уходит.)

Воспитатель. Ребята, на какой станции мы побывали? С какими лекарственными растениями познакомились? Почему растение назвали  «мать-и-мачеха»?  

Посмотрите, у нас с вами еще остались лепестки (показывает детям «цветик-семицветик»),они помогут нам в следующем путешествии по экологической тропинке. Сегодня вы стали юными друзьями природы, Природы родной-знатоками и любителями. В память о нашем путешествии я дарю вам вот эти эмблемы, а наши малыши подготовили для вас музыкальный подарок. (Дети исполняют «Танец цветов».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....