Игры природоведческого содержания на экологической тропе в летнее время
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой . Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес , любознательность, побуждает их к игре ,художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы ,полученные в детстве , запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания.
Игра – это основной вид деятельности детей. И именно через игру можно и нужно реализовать идеи освоения детьми образовательных областей развивать у детей интегративные качества.
Экологическая тропинка сама по себе открывает много возможностей для совместной работы с детьми как в летний период, так и в течение учебного года . Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам, обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_prirodovedcheskogo_soderzhaniya.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование
игр природоведческого
содержания на экологической
тропе в летний период».
ГБДОУ детский сад № 97
Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Малиновская Ольга Владимировна
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой . Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес , любознательность, побуждает их к игре ,художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы ,полученные в детстве , запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания.
Игра – это основной вид деятельности детей. И именно через игру можно и нужно реализовать идеи освоения детьми образовательных областей развивать у детей интегративные качества.
Экологическая тропинка сама по себе открывает много возможностей для совместной работы с детьми как в летний период, так и в течение учебного года . Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам, обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.
Песочница
«Минное поле»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Ход игры: Один игрок закапывает в песок свою руку с расставленными пальцами ( это мины ) и мелкие игрушки. Другой игрок должен на ощупь откопать игрушки, не задев при этом мины.
«Строим домик»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах песка.
Ход игры: Из мокрого песка с помощью камней и природных материалов дети с помощью воспитателя строят дома, мосты, дороги. Потом можно поиграть в сюжетные игры с мелкими игрушками и машинками. Можно провести в форме конкурса на лучшую постройку.
«Угадай-ка»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять навыки описательного рассказа.
Ход игры: Воспитатель прячет в песок различные мелкие игрушки. Ребенок должен найти их все.
Вариант: Ребенок, нащупав игрушку, описывает ее признаки другим игрокам. Остальные дети должны угадать, что нашел ведущий.
«Куличики»
Цель: Знакомить детей со свойствами песка ( сухой, влажный, сыплется, лепится ).
Ход игры: Часть песка в песочнице предварительно намачивается водой, часть остается сухой. Руками и при помощи пластмассовых формочек дети лепят фигурки из влажного песка и, смешивая его с сухим.
«Рисуем песком»
Цель: Развивать творческие способности детей; закреплять представления о свойствах песка.
Ход игры: В пластиковую воронку насыпают сухой песок и дети тонкой струйкой песка рисуют на асфальте или земле.
Водоем
«Рисунки на асфальте»
Цель: Закреплять представления детей о свойствах воды.
Ход игры: Дети с помощью брызгалки рисуют водой на асфальте фигуры. Так как вода быстро высыхает, дети учатся рисовать быстро. У брызгалки должна быть ровная, устойчивая струя.
«Гонки на воде»
Цель: Развлекательная.
Ход игры: Двое или несколько игроков пускают на перегонки заводные пластиковые игрушки. Выигрывает тот, кто сильнее завел пружину.
«Поймай рыбку»
Цель: Тренировать внимание, развивать координацию движений.
Ход игры: Воспитатель высыпает в бассейн разноцветные пластиковые шарики. Игроки с помощью сачков должны на скорости выловить шарики.
«Чей ветер сильнее»
Цель: тренировать силу выдоха.
Ход игры: Играть могут одновременно несколько человек. Кораблики выстраиваются в ряд у края бассейна. По сигналу воспитателя игроки начинают дуть на кораблики, стараясь перегнать их на другой берег. Выигрывает тот, чей кораблик приплыл первым.
«Водонос»
Цель: Формировать правильную осанку, аккуратность.
Ход игры: Формируются две команды. Каждой команде выдается пластиковый стакан, стоящий на дощечке. Игра проводится в форме эстафеты: игроки команды должны по очереди наполнять стакан из бассейна и относить его на дощечке к песочнице. Во время бега до стакана дотрагиваться запрещается. После этой игры можно поиграть в песочнице с мокрым песком.
Огород
«Что сажают в огороде?»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам .
Ход игры: Воспитатель: Если я назову то, что сажают в огороде, вы должны ответить «да», если это не растет в огороде, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот выбывает из игры.
«Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умения описывать предметы и узнавать их по описанию.
Ход игры: Воспитатель приносит коробку, в ней по одному завернутые в пакеты сложены овощи и фрукты. Дети достают пакеты, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные отгадывают.
«Где что растет»
Цель: Закреплять знания детей о названиях растений и месте их произрастания.
Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий в центре. Он бросает кому-нибудь мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, луг, огород и т.п.). Поймавший мяч должен назвать любое растение, которое там растет. Если ребенок не отвечает, он выбывает из игры.
«Вершки и корешки»
Цель: Закрепить знания детей о разных частях огородных растений ( Ботва, корнеплод и т.п.)
Ход игры: Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки ( Лук, репа, морковь и др.) , другой вершки-ботву. По сигналу воспитателя все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди.
«Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей различать предметы с помощью осязания.
Ход игры: В мешочек сложены различные фрукты и овощи. Дети на ощупь должны угадать, что в руке, а потом показать.
Сад
«Что сначала, что потом?»
Цель: Закрепить знания детей о процессе созревания овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель раздает детям овощи и фрукты разной степени спелости. И предлагает их перепутать. По сигналу: «Найди свой фрукт!»-дети, в руках которых фрукты и овощи одного названия, собираются в группки. Причем выстроиться они должны так, чтобы была видна последовательность созревания.
«Кто скорее соберет»
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции.
Ход игры: Дети делятся на две команды: Садоводов и огородников. У каждой команды по корзинке с соответствующей картинкой. По сигналу воспитателя команды собирают в свои корзинки овощи и фрукты, разложенные на полу или на участке.
«Магазин «Цветы»
Цель: Закреплять умения детей группировать растения по месту произрастания, упражнять детей в составлении описательного рассказа.
Ход игры: На столах выставляются цветы (садовые, полевые, комнатные.) Покупатель должен описать, не называя, растения, которое хочет купить, указать где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение и выдать покупку.
«Повторяй друг за другом»
Цель: Закреплять умения детей классифицировать живые объекты.
Ход игры: Играющий называет любой цветок, дерево, и т.п. (например , фиалка), второй повторяет названное слово и добавляет своё из того же ряда ( Фиалка, ромашка) и т.д. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Пастбище
«Найди маму»
Цель: Научить детей обобщать признаки животных одного вида, закреплять названия домашних животных.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед детьми вперемешку карточки с изображениями взрослых животных и птиц. Затем воспитатель показывает изображения детёнышей и просит найти для него маму.
«Угадай, кто это?»
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о животных, закреплять умение пользоваться моделями в качестве плана.
Ход игры: Играют двое детей ,один выбирает картинку животного и вставляет её в последнее окошко линейки и закрывает его. В предыдущих окошках изображены модели образы жизни животного. Пользуясь этим планом, ребенок, передвигая движок по линейке, рассказывает о животном. Перед последним окошком, второй ребенок должен по рассказу догадаться, кто спрятан в последнем окошке.
«Какие птицы прилетят к кормушке?»
Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних птицах.
Ход игры: Предложить детям карточки с изображением разных птиц и корма. Дети должны найти и покормить только диких или только домашних птиц.
«Крылья, уши и хвосты»
Цель: Закреплять знания детей об отличительных признаках животных, воспитывать чувство юмора.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены собака с клювом, петух с кошачьим хвостом, утка с рогами и т.п. ( степень сложности зависит от возраста детей ). Дети должны определить несоответствие и назвать правильно.
Уголок леса
«Отгадай мой домик»
Цель: Закрепить знание о местах обитания.
Ход игры: Предложить детям картинки с изображениями различных животных и их «домиков». Выигрывает тот, кто правильно поселит своих животных.
«Где, чей листочек»
Цель: Закрепить знания детей о деревьях, растущих по соседству.
Ход игры: Воспитатель отбирает карточку с изображение листочка и просит назвать дерево, и выбрать его из предложенных изображений. Возможно использование живых листьев деревьев, которые находятся на участке.
«Каждый грибок в свой кузовок»
Цель: Научить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раздаёт командам две нарисованные картинки с кармашками для грибов – одну для съедобных, а другую для несъедобных. По сигналу: Каждый грибок в свой кузовок. Игроки должны заполнить свои корзины.
«Друзья и враги»
Цель: Научить различать и называть некоторые ядовитые и целебные растения.
Ход игры: Воспитатель выкладывает карточки с изображением ядовитых и целебных растений. Дети должны разделить карточки на две группы ядовитые и целебные растения.
«Четвертый лишний»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает карточки с изображениями растений и грибов и т.п. Ребенок должен найти лишнюю карточку. И объяснить, почему он так думает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Речевые игры природоведческого содержания для старших дошкольников
Речевые дидактические игры природоведческого содержания по темам: "Ягоды", "Грибы", "Деревья", "Птицы", "Звери"....
Речевые дидактические игры природоведческого содержания
Дидактические игры по экологии для дошкольников...
Дидактические игры природоведческого содержания как средство формирования представлений о природе для детей младшего дошкольного возраста в ГБДОУ
Дипломная работа...
Речевые дидактические игры природоведческого содержания
Речевые дидактические игры природоведческого содержания...
Речевые дидактические игры природоведческого содержания Тема « Лесные ягоды»
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности ребёнка и способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социал...
Дидактическая игра природоведческого содержания с детьми с НЗ.
laquo;С какой ветки эти детки?»...