"Воспитываем юных исследователей"
консультация по окружающему миру по теме
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_isledovateli.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок — это, прежде всего, эстет:
он реагирует на внешность,
на видимость, на очертания и формы.
И. Бродский
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
При отборе содержания предстоящей поисково-познавательной деятельности мы руководствуемся следующими принципами:
- Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
- Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.
- Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.
- Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира.
- Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение - ознакомление с детским садом и его территорией, микрорайоном, родным городом. Рассказы о разных видах ландшафтов должны подкрепляться экскурсиями и целевыми прогулками. Организуя наблюдения, мы опираемся на климатические условия родного края, местный фенологический календарь, показываем детям явления природы, присущие именно нашей местности.
- Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.
Разработанная Н.Н. Поддъяковым общая стратегия познавательной деятельности способствует формированию у ребенка целостных представлений при ознакомлении с любым новым предметом. Эта стратегия сводится к тому, что познание окружающего мира осуществляется в определенной последовательности – от выделения предмета как отдельного целостного образования к системе предметов, в которой он существует, и далее к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы.
Опираясь на это положение, методы формирования естественнонаучных представлений у дошкольников можно представить в виде ступенчатой схемы:
III ступень | знания Эвристическая беседа, выводы на основе умственной деятельности, экспериментов, деловые игры, проекты. | ||
II ступень | наглядные представления рассматривание иллюстраций, видеозаписи, TV, изготовление макетов, составление схем, рисование, моделирование, сопровождаемое пояснениями взрослого | ||
I ступень | сенсорный опыт обследование объектов, эксперименты, опыты, практическая деятельность с веществами и т.д., пояснения взрослого |
Алгоритм построения познавательных мероприятий.
1. Интересное начало — точка удивления.
2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).
3. Сообщения детей.
4. Метод эмпатии (физкультминутка, не нарушающая логики занятия).
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.
Учебно-тематическое планирование по формированию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Объяснять, что прочность и долговечность предметов зависит от его свойств и качества материала, из которого он сделан.
- Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость, мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость.
- Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.
- Учить сравнивать предметы, классифицировать их.
- При ознакомлении с общественной жизнью, формировать представления о том, что Россия - многонациональная страна.
- Обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток.
- Формировать представление о Солнечной системе.
- Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Раздел, предлагаемые знания | Тема занятия | Задачи |
Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира | ||
Различные свойства и признаки веществ | Вода. | Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояний. Дать представление о процессе перехода воды из одного состояния в другое, о процессе конденсации. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (Под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни). |
Песок, глина, камень, плодородный слой почвы (перегной). | Объяснить, что песок, глина и камни – составные части почвы. Познакомить с процессом образования перегноя, его значением для растений. Раскрыть составные компоненты почвы (камень, песок, глина, плодородный слой). Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит ее плодородие, что это влияет на рост и развитие растений. Познакомить с разными видами почвы. Способствовать формированию представления о почве как среде обитания растений и животных. | |
Основные виды и характеристики движения | Движение, трение, инерция | Раскрыть разнообразие траекторий движения, условий их возникновения. Дать представление о силе трения и инерции (не называя термины). Рассмотреть источники энергии. |
Основные физические явления | Свет, цветообразование | Способствовать формированию представлений о том, как образуется тень, некоторых особенностях тенеобразования, зависимости освещенности от особенностей источника света (мощности, удаленности и пр.), о том, что такое темнота. Рассмотреть значение света для жизни человека, растений, животных. Развивать представления о том, что цвет может влиять на эмоциональное состояние человека, что с помощью цвета можно выразить свои эмоции и чувства. |
Магнетизм. | Объяснить, какие материалы, притягиваются к магниту, помочь выявить особенности действия магнитных сил. | |
Вес, притяжение | Рассказать о земном притяжении, о том, как его можно преодолеть | |
Электричество | Подвести к пониманию того, как возникает и проявляется статическое электричество. | |
Звук | Подвести к пониманию того, что такое звук, эхо (как поток воздуха). Создать условия для установления зависимости звука от силы его источника и расстояния до него. | |
Тепло, температура | Дать представление о температуре. Подвести к пониманию зависимости температуры предмета (вещества) от окружающих условий, зависимости свойств предмета (вещества) от его температуры. Способствовать выявлению условий, при которых тепло лучше сохраняется. | |
Развитие у детей географических представлений | ||
Земной шар, атмосфера | Земля | Расширить представление о земном шаре, используя глобус (полюсы, экватор, материки, океаны, моря, реки, горы, равнины и т.д.). Познакомить с тем, что рельеф Земли может изменяться (озера высыхают, образуются овраги, горы и пр.). |
Воздух | Показать на примерах, что такое атмосферное давление, свойства воздуха при изменении температуры, сжатии (теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, при сжатии воздух занимает меньше места). Расширить представление о значении температуры воздуха для жизни растений и животных. Дать представление о том, как образуются ветер (потоки воздуха). Способствовать сравнению воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из нее) и предметами. Развивать представление о воздухе как среде обитания живых организмов, о значении воздуха для жизни. | |
Природно-климатические зоны, условия жизни на Земле | Характерные особенности сезонов, экологических систем и природно – климатических зон. | Расширить представления о сезонных изменениях в природе (ночные заморозки летом, оттепели зимой, ранний приход лета, поздняя весна и т.д.) Знакомить с характерными особенностями природно-климатических зон: тундра, смешанный лес (тайга), пустыня, саванна, джунгли, Арктика и Антарктика. Формировать представление о природных катаклизмах (землетрясения, наводнения, вулканы, наводнения, ураганы) |
Разные виды ландшафта | Знакомить с характерными особенностями экосистем: пруд, лес, луг, город. | |
Природные богатства недр Земли | Дать знания о неживой природе нашего края, некоторых видах полезных ископаемых. Знакомить с тем, как добывают и используют уголь, газ, нефть, руды, минералы, глину. | |
Страны и населяющие их народы разных рас и национальностей | Формировать представления о Земле и ее жителях, о великих географических открытиях. Познакомить с людьми разных национальностей. | |
Виды поселения людей | Формировать представление о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае. | |
Развитие элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях | ||
Солнечная система, космос | Дать представление о Солнце, Земле как его спутнике, Луне как спутнике Земли (о земном притяжении, движении по орбите и пр.). Познакомить с причинами смены дня и ночи, времен года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. |
Отбирая формы и методы, мы убедились, что наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Образование дошкольника должно осуществляться как овладение разнообразными знаниями и главное - способами познавательной деятельности.
Одним из средств закрепления опытно-исследовательской работы с детьми в нашей группе является проектная деятельность. В чем суть проектной деятельности? Она предполагает поэтапную работу по изучению объектов живой и неживой природы:
1-й этап — выбор исследуемого объекта.
2-й этап — «постановка вопросов»:
1. Какие бывают виды исследуемого объекта?
2. Какие функции выполняют данные объекты?
3. Какими свойствами и качествами обладают?
4. На что влияют?
3-й этап — проведение исследования.
Дети собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию (с помощью родителей).
4-й этап — подведение итогов.
Факты, собранные детьми и помещенные в кармашках наборного полотна, анализируются и готовится сообщение, которое несколько ребят расскажут на обобщающем занятии.
Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Как только дети согласились с этим — выкладываются карточки с символами, обозначающими данное понятие. Подумав, дети говорят о том, что знают о данном объекте. Ответы быстро фиксируются символами.
Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. В конце года мы начинаем проектную деятельность в широком масштабе т.е. обширно, а также планируя её на летний период. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. В данный момент мы в нашей группе работаем над проектом «Маленькие огородники». А на летний период детям и их родителям будут предложены так называемые подпроекты:
-путешествие внутрь грядки;
-как угодить овощам;
-коллекция народных примет;
-удивительное под ногами.
Цели проекта:
- Создать условия для подготовки детей в летний период к обучению основам исследовательской работы.
- Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- Познавательную;
- Ценностно-ориентированную;
- Творческую (художественно-эстетическую);
- Коммуникативную.
Летние проекты мы объединили в «Летнюю Академию естествознания». Это опыт совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию опытно-исследовательской работы в летний период.
Для детей «Академия» - это увлекательная игра в «Учёных», «Исследователей». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) - это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:
-общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы дети на живых и натуральных объектах и образцах приобретали личный опыт.
-при ознакомлении ребёнка с окружающим его миром с самого раннего детства следует делать упор на знания о предметах и их физических свойствах, о природных явлениях.
-Каждому дошкольнику создаются условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Взрослые вместе с детьми, чтобы собрать всю нужную информацию для выбранного ими подпроекта посещают различные музеи, выставки, интеллект-центры, библиотеки. Зарисовывают объекты, делают фото и видеорепортажи, собирают коллекции и т. д.
«Летняя Академия естествознания» - это система совместных проектов: практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Как известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам» Каждый дошкольник по своей натуре - маленький исследователь. Девиз нашей «Летней Академии» -«Познай, чувствуй, твори!». Проект выстраивается по принципу ненасильственного развития, в нём учитываются возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. Мы наблюдаем за нашими детьми , отслеживаем к чему ребёнок стремится в большей степени в течении всего учебного года( делаем заметки) и при раздаче тем по проектированию на лето учитываем интересы детей т. есть можно сказать «Исходим от ребёнка». Проект «Летняя Академия» содержит перспективное планирование совместной детско- взрослой деятельности и примерное описание содержания опыта работы.
Мы не ставим перед родителями цель дать чёткие определения и вывести научные формулы. Пусть останутся первые радостные впечатления на островках памяти, появится желание познавать самому. Даже настоящие учёные не всегда получают искомый результат.
Можно использовать и другие методы. Например, «Спросить у другого человека». Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию — одна из важнейших целей педагогической деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.
Используется и метод «Узнать из книг». Необходимо заранее подобрать литературу. Договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий. Нужную информацию читают и воспитатели, при этом фиксируя ее в символах.
Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы). Можно провести эксперимент. «Что необходимо для роста, в каких условиях быстрее прорастает семя, с чем это связано?»
Собирать информацию следует быстро. Если какой-то метод не идет, необходимо помочь ребенку сгруппировать то, что он уже умеет.
Организуя с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, мы продумываем последовательные этапы исследования: выбор темы исследования, вопросы, сбор и фиксация материалов, обобщение полученных данных. Для каждого ребенка существует «Рабочая тетрадь юного исследователя», в которой он фиксирует результаты своего исследования.
Хотелось бы остановиться еще на одном этапе - составление плана исследования.
На этом этапе мы знакомим детей с существующими способами сбора информации или методами исследования, представленными в виде карточек.
! – подумать самостоятельно.
(рука) - провести эксперимент.
- посмотреть в книгах.
(карандаш) – зафиксировать идеи.
(глаз) – понаблюдать.
- спросить у другого человека.
Для того, чтобы занимательные опыты, эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, необходима соответствующая предметно-развивающая среда, представленная с учётом актуального развития дошкольников. На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:
- самостоятельное расположение игрового материала,
- максимальную его доступность;
- активное использование развивающих, дидактических и других игр.
Так создание развивающей среды для формирования естественнонаучных представлений (лаборатория «Почемучек») организуется с целью обогащения знаний детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Результатом работы лаборатории становится не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
Кроме того, дидактический материал, расположенный здесь же, обеспечивает развитие двух типов детской активности ребёнка, полностью определяемой им самим, они тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Для организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности дошкольников при проведении поисково-познавательных мероприятий, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира, считаем важным наличие в группе такого дидактического материала как рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Также в группе разработана картотека опытов и экспериментов с соблюдением главного принципа «от простого к сложному».
Таким образом, можно выделить несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования элементарных естественнонаучных представлений:
- Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, нетоксичным.
- Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в педагогическом процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.
- Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.
- Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.
В помощь для оптимизации развивающей среды по экспериментально-исследовательской деятельности предлагаем вам памятку «Примерный перечень оборудования для формирования элементарных естественнонаучных представлений»
Для закрепления пройденного материала целесообразно проводить с детьми подвижные дидактические игры, например, «Вулкан», «Магнит и шарики», «Крокодил в болоте» (на звук) и др., организовывать продуктивно-творческую деятельность (лепка, рисование, конструирование, аппликация).
Важно отметить, работа по ознакомлению дошкольников с элементарными естественнонаучными представлениями должна вестись в системе. Только тогда дети смогут устанавливать связи, опираясь на усвоенные ранее знания.
Хотелось бы закончить своё выступление китайским изречением:
«То, что я услышал... забыл
То, что я увидел… я помню
То, что я сделал… я знаю».
Вода
Месяц | Тема |
Сентябрь | Вода. Какая она? |
Октябрь | Свойства воды. |
Ноябрь | Мировой океан. |
Декабрь | Вода суши. |
Январь | Подземные воды. Вода атмосферы. |
Февраль | Вода в парообразном состоянии. |
Март | Вода в жидком состоянии. |
Апрель | Вода в твердом состоянии. |
Май | Круговорот вода в природе. |
Июнь | Вода в жизни растений. |
Июль | Вода в жизни людей. |
Август | Вода в жизни животных. Почему нужно беречь воду? |
Живая природа
Месяц | Тема |
Сентябрь | Может ли растение дышать? |
Октябрь | С водой и без воды. |
Ноябрь | В тепле и в холоде. |
Декабрь | На свету и в темноте. |
Январь | Что выделяет растение? |
Февраль | Нужен ли корешкам воздух? |
Март | Во всех ли листьях есть питание. |
Апрель | Кому лучше? |
Май | Где лучше расти? |
Июнь | Зелёные фигурки. |
Июль | Что нужно для питания растениям? |
Август | Вершки-корешки. |
Воздух
Месяц | Тема |
Сентябрь | Где теплее? |
Октябрь | Ветер в комнате. |
Ноябрь | Подводная лодка. |
Декабрь | Упрямый воздух. |
Январь | Сухой из воды. |
Февраль | Что быстрее? |
Март | Почему не выливается? |
Апрель | вертушка |
Май | Воздух в жизни растений. |
Июнь | Воздух в жизни людей. |
Июль | Воздух в жизни животных. |
Август | Реактивный шарик. |
Песок, глина, камни.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Можно ли жить в земле? |
Октябрь | наверх |
Ноябрь | Почему песок хорошо сыплется? |
Декабрь | Посадим дерево. |
Январь | Мокрый и сухой. |
Февраль | Угадай, что загадал? |
Март | Фарфоровый секрет. |
Апрель | Фантастические гипотезы |
Май | Откуда берут бетон? |
Июнь | Узнай о предмете. |
Июль | Школа на песке. |
Август | Строительство |
Свет, цвет.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Уличные тени. |
Октябрь | Изготовление солнечных часов. |
Ноябрь | Световой луч. |
Декабрь | Теневой театр. |
Январь | Живые тени. |
Февраль | Разные отражения. |
Март | Двойное отражение. |
Апрель | Солнечные зайчики. |
Май | Свет вокруг нас. |
Июнь | Волшебные лучи. |
Июль | Раскрасим радугу. |
Август | Излучение |
Магниты, магнетизм.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Мы фокусники. |
Октябрь | Притягиваются-не притягиваются. |
Ноябрь | Магнитные силы. |
Декабрь | Необычная скрепка. |
Январь | Два магнита. |
Февраль | Как увидеть магнитные силы? |
Март | Волшебный театр. |
Апрель | Земля-магнит. |
Май | Полярное сияние. |
Июнь | Необычная картина. |
Июль | Угадай-ка |
Август | Волшебная рукавичка. |
Электричество
Месяц | Тема |
Сентябрь | Волшебный шарик. |
Октябрь | волшебники |
Ноябрь | Чудо причёска. |
Декабрь | Как увидеть электричество? |
Январь | Как услышать электричество? |
Февраль | Волшебные шары. |
Март | Вертушка |
Апрель | Как увидеть молнию? |
Май | Почему лампочка светит? |
Июнь | Урок ОБЖ (1) |
Июль | Урок ОБЖ (2) |
Август | Урок ОБЖ (3) |
Вес, притяжение, звук.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Почему всё падает на землю? |
Октябрь | Две пробки. |
Ноябрь | Как распространяется звук? |
Декабрь | Где живёт эхо? |
Январь | Почему мишутка пищал? |
Февраль | Как появляется песенка? |
Март | Как сделать звук громче? |
Апрель | Коробочка с секретом. |
Май | Почему не слышно? |
Июнь | Почему всё звучит? |
Июль | Откуда берётся голос? |
Август | Как увидеть притяжение? |
Теплота
Месяц | Тема |
Сентябрь | Горячо – холодно. |
Октябрь | Тепловые таблички. |
Ноябрь | Где быстрее? |
Декабрь | Как согреть руки? |
Январь | Зачем деду морозу и Снегурочке шубы? |
Февраль | Твёрдые – жидкие. |
Март | Чем похожи? |
Апрель | Как измерить тепло? |
Май | Волшебные превращения. |
Июнь | Как не обжечься? |
Июль | Теплопроводность |
Август | Урок ОБЖ |
Земля, космос
Месяц | Тема |
Сентябрь | На орбите |
Октябрь | Прямо или по кругу? |
Ноябрь | Приплюснутый шар. |
Декабрь | Тёмный космос. |
Январь | Вращающая земля. |
Февраль | Далеко – близко. |
Март | Чем ближе , тем быстрее. |
Апрель | Земля. Наши первые открытия. |
Май | Приборы помощники. |
Июнь | Юный гидрометеоролог. |
Июль | Что нужно для жизни на земле? |
Август | День и ночь. Планеты стройся. |
Примерный перечень оборудования
для формирования элементарных естественнонаучных представлений
- Макет солнечной системы (большой подвесной).
- Макет солнечной системы (малый настольный).
- Макет космической ракеты.
- Кукла – космонавт.
- Куклы в национальных костюмах
- Макет искусственного спутника.
- Макет телескопа.
- Глобус.
- Панно: «День», «Звездная ночь».
- Модель «Солнце», «Луна».
- Рельефный макет горной экосистемы, вулкана.
- Рельефный макет горной реки и озера.
- Зеркальный шар
- Настольная лампа
- Сенсорные модули
- Макеты «Болото», «Лес», «Водный мир», «Космос», «Арктика», «Пустыня» и др.
- Объемный план экологической тропы
- Макет «Срез земли» для демонстрации добычи полезных ископаемых.
- Механизмы и приборы, вышедшие из стоя (для исследовательской деятельности детей): кинопроектор , калькуляторы, фотоаппараты, арифмометр, часы и др.
- Тематические папки «Космос». «О космонавтике».
- Календарь погоды, фенологический календарь.
Коллекции:
- Искусственные камни.
- Натуральные камни.
- Поделочные камни.
- Спилы разных пород деревьев.
- Образцы бумаги и картона.
- Семена травянистых растений.
- Семена деревьев и кустарников.
- Гербарии.
Карты:
- «Томская область».
- «Карта Мира».
- «Карта нашей родины».
- «Карта солнечной системы».
Наглядные пособия и оборудование для опытов:
- различные материалы для исследований:
— образцы песка, глины, чернозема;
— образцы местных полезных ископаемых (ракушечник, нефть, известняк и пр.);
— камни (галька, гравий, керамзит);
— медь, железо, уголь, магнит;
— смола, асфальт, мел, резина, каучук;
— семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др.),
— зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
— семена огородных культур;
— гербарии (растения, произрастающие в нашей местности);
— хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья;
— кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
— соль, сахар, лимонная кислота;
— лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т.д.
— краски (гуашь, акварель)
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Оборудование для опытов:
- Лабораторная посуда: разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, мерные стаканчики, песочные формочки, ванночки, фляжки и т.д.);
— шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
— увеличительные стекла, лупы, микроскоп;
— измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
— фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
— компас, бинокль;
— пилочки, наждачная бумага, пипетки;
— губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
— спиртовка, весы, набор гирь, свечи,
— лампа дневного света, фонарики, зеркала, цветные фильтры, зеркальный шар для световых эффектов, софиты (красный, зеленый, желтый), фильмоскоп, диапроектор, микроскоп.
- Бумага, карандаши для фиксации результатов, зарисовывания схем и моделей.
- Спецодежда для проведения опытов, фартуки, нарукавники, салфетки
Оценка уровня сформированности элементарных естественнонаучных представлений
у детей.
№ п/п | Ф.И.ребенка | Свойства веществ | Виды и характеристики движения | Основные физические явления | Земной шар, атмосфера | Природно-климатические зоны | Разные виды ландшафта | Природные богатства недр Земли | Страны и народы | Виды поселения людей | Солнечная система | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | итог |
А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
материалы по реализации проекта...
Статья на тему : «Воспитывайте маленького исследователя»
Свою педагогическую деятельность я стараюсь направлять на разностороннее развитие личности детей, способной к творческой деятельности, самостоятельному выбору, на обогащение развивающей среды группы, ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....
Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"
Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...
Консультация для родителей "Воспитываем ребёнка-исследователя"
Цель - помогать развивать познавательную активность детей дошкольного возраста средствами детского экспериментирования....