Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Что в имени твоем?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал поможет в знакомстве с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_na_temu.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Что в имени твоем?»
Воспитатель Исаева Е.М.
Высшая категория
Ст.Отрадная МБДОУ №2
2012г.
Цель :Вызывать у детей интерес к происхождению имен. Знакомство с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя . Развивать любознательность. Расширять кругозор. Обогащать и активизировать словарь: имя ,фамилия, право, значение, святцы, именины, день ангела, история, православный, Кутузов ,Чайковский.
Ход занятия.
Игра : «Здравствуйте ,меня зовут…»(дети взявшись за руки называют свое имя)
Педагог: Отгадайте загадку:»Без чего на свете человек жить не может?»
Вы правы, конечно же ,без имени. Каждое имя и каждая фамилия имеют скрытое значение, тайну своего происхождения. Сегодня вы узнаете много интересного об именах и фамилиях.
Каждый человек имеет право на имя. Имя дается человеку с самого рождения. Великий поэт древности Гомер говорил:»Между живущих людей безымянным ни кто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в сладостный дар получает.»
Получили этот дар и вы. Все ваши имена пришли из далекого времени, из разных стран, от различных народов. Каждое имя имеет свою историю и свое значение.
Например , имя Марина греческое и переводится как «морская».
Ребята а кто из вас знает значение своего ?
Дети: Никита –греческое «победитель»
Маргарита- латинское «жемчужина»
Ангелина –латинское «ангельская»
Анастасия- греческое «воскресенье»
Артем- греческое «здоровый»
Кристина- греческое «посвященная Христу»
Вероника- греческое «несущая победу»
Давид- еврейское «любимый»
Кира- греческое «госпожа»- «владычица»
Дарья- персидское «сильная» , «побеждающая»
Диана- латинского «Божественная»
Карина- латинского «управляющая кораблем»
Кирилл –персидское «солнце» а с греческого «повелитель»
Виктория- латинское «победная»
(всем детям дарятся карточки со значением имени)
Педагог : теперь вы знаете, что означают ваши имена. У каждого имени есть своя личная ,семейная история. Ваши родители могли дать вам имя в честь кого-то. Слово «имя» произошло от славянского глагола «имать» --что значит «брать». Имена у славянских народов появились очень давно. Но они были не такими ,как сейчас, они были другими. Вслушайтесь: Добрыня, Любим, Бессон, Молчун, Ушак, Пискун, Милуша, Шумило, Забава, Солнцеяр, Ярило. Попробуйте разгадать тайну этих имен. Что они могут обозначать?
Дети : (предполагаемые ответы)
Игра : «Имена моих соседей»
(дети стоят в кругу и называют ласково своего соседа по имени ).
Как зовут меня? Как зовут твою маму? папу?
Педагог :народ придумал много поговорок, пословиц, загадок об имени человека. Я назову некоторые, а вы попробуйте объяснить.
- Хорошо и там и тут ,где по имени зовут.
- У милого дитяти много имен.
- С именем Иван, без имени болван.
(дети объясняют пословицы )
Педагог: а теперь отгадайте загадку.
Нас не было ,а оно было
Нас не будет –оно будет.
Никто ни у кого его не видит
А у каждого оно есть. (имя)
Игра : «Как звать –величать?»
Дети образуют круг, по считалке выходит водящий в круг ,дети идут по кругу и поют:
«вот пошел он (она)гулять и хотим мы узнать , как же звать его (ее) ,величать?»
Водящий идет в кругу навстречу детям . возле кого он (она) остановился тот называет имя водящего и каждый раз по разному надо назвать. Например: Ваня, Иван, Ванюша , Иванушка, Ивашка, Иванчик. (Дарьюшка, Дашута, Данюша, Дарина,Даринка, Дарена, Даренка, Викторина, Виктуля, Витуша,Витяня, витуша,Туся,Тоша, Вира. Вера, Веруня, Ника, Роня, Никаша, Никуша .Настасья, Настася, Ната, Нася, Нюся, Настена, Настюха, Настюша.Артемий, Тема, Артюха. Кир,Кирюха, Кириллий.
Педагог :имя человека может быть прославлено.Например:
Знаменитый человек умер ,а имя о нем помнят люди. Таковы имена выдающихся людей искусства , писателей, поэтов, полководцев, композиторов. А каких выдающихся людей вы знаете?
Ответы детей: Исаак Левитан, Иван Шишкин, Корней Чуковский и другие.
До наших дней дошли имена многих святых (фото икон).
В Русской православной церкви есть специальная книга, которая называется «святцы» В ней перечислены имена всех святых. В старину родители давали имена своим детям по «святцам». Ребята, в какую игру мы играем в день рождения, в день именин ? Правильно ,»Каравай». А чьи именины у нас недавно были ,а чьи будут.
У каждого человека есть право не только на имя ,но и право на фамилию. Что такое фамилия? (ответы детей).
Фамилия –это что такое? Фамилия –это имя семьи человека. Она передается по наследству из поколения поколению. Фамилия появилась в 16 веке, это 500 лет назад. Первые фамилии были у знатных ,богатых людей.
По фамилии отражались род занятия людей, место рождения, или прозвища. Например: Свечников- изготавливали или продавали свечи. Акимушкины—родился в деревне Акимушки. А как вы думаете ,как произошла фамилия Весельчаков ? Сероглазов? Дымков?
А вот фамилия великого полководца Кутузов (показ фото)
Произошло от тюрского слова «кутуз»--означает человека вспыльчивого.
Посмотрите как называются эти книги. «Толковый словарь» В.И.Даля и «Словарь русских фамилий» В.А.Никонова .
При помощи этих книг можно узнать примерное значение фамилий.
Викторина «Прославленные фамилии»
- Назовите ф. и. о.знаменитого русского композитора ,написавшего «песню жаворонка» (звучит музыка)
Его фамилия произошла от названия украинского села Чайка. Он из рода прославленных казаков(показ фото)
- Какой известный художник написал эти картины?
(М.Врубель «Сирень» и «Царевна –Лебедь»)
Фамилия этого художника произошло от польского слова «врубель»-в переводе на русский –«воробей»
- Из какого произведения эти строки? А кто автор?(отрывок С.Есенина «Белая береза»
А.Пушкин «сказка о царе Солтане»
К.Чуковский «муха Цокотуха»
Фамилия Есенин произошло от «есеня»- так в старину в Рязанской губернии называли время года –осень.
Пушкин –от слова «пушка» занимались изготовлением и продажей пушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».
: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....