Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми II младшей группы "Путешествие листика"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Экологическая сказка по ознакомлению детей с явлениями природы в разные времена года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая сказка | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Составили:
Старший воспитатель
ГБОУ д/с № 961 ЮОУО г. Москвы
Жигалова Елена Анатольевна
Воспитатель II-ой младшей группы № 4
Забелина Наталья Алексеевна
Провели:
Воспитатели:
Забелина Наталья Алексеевна
Кочетова Ирина Николаевна
Педагог-психолог
Верижникова Анна Артемовна
- Знакомить детей с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в природе.
- Формировать умение замечать красоту русской природы.
- Расширять запас слов, обозначающих названия действий, признаков.
- Пробудить интерес к окружающему миру.
- Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное к ней отношение.
- Учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы.
- Формировать представления о свойствах воды (льётся, прозрачная, можно покрасить и заморозить); снега (холодный, белый, от тепла тает).
- Координировать речь с движениями.
- Закреплять у детей умения склеивать необходимые детали.
- Развивать мелкую моторику.
- Закреплять с детьми цвет, форму и размер предмета.
Материал:
Иллюстрации: с изображением знакомых деревьев: берёза, дуб, рябина, ель, каштан, клён и их семян. Луговые цветы: ромашка, колокольчик, одуванчик.
Осенние листья разных деревьев. Корзиночки с плодами деревьев: шишки, жёлуди, каштаны.
Необходимые материалы для аппликации: цветы ромашки и к ним сердцевина, клей, салфетки, клеёнки.
Предварительная работа:
Наблюдения, беседы об изменениях в природе осенью, зимой, весной. Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений. Проведение физкультминуток, танцев с листочками.
Словарь:
Природа. Листик. Осень. Зима. Весна. Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный, коричневый, яркий, пёстрый, праздничный, нарядный. Листья березовые, кленовые, рябиновые, дубовые, каштановые. Ковер. Небо: Голубое, чистое, ясное, хмурое, серое, печальное, облачное. Шелест листьев. Разговор еле слышно, шепотом, тихо, тихо-тихо, тихохонько, тихонечко. Ветерок. Лёд. Снежинки: белые, пушистые, красивые, лёгкие.
Экологическая сказка «Путешествие листика»
Звучит фонограмма звуков леса, под которую дети входят в зал, проходят по нему и здороваются с гостями.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой сегодня чудесный день! Пока мы шли по дороге, навстречу нам попались стройная берёзка, с листьями, как монетки. Потом мы увидели старый, раскидистый дуб, он был ещё совсем зелёный, но с коричневыми желудями. Затем нам встретилось дерево с листьями желтого и красного цвета с яркими красными плодами – это рябина. Потом мы подошли к дереву с жёлтыми листьями, как будто веерами…
Воспитатель обращает внимание детей на яркое дерево.
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Клён.
Воспитатель: Верно, ребята, это клён. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Клён!
Из-за дерева выходит ребёнок с ободком кленовых листьев на голове, держит много разноцветных листьев.
Клён: Здравствуйте! («Клён» бросает вверх листья).
Дети: Это нам?
Клён: Вам! Вам!
Дети: Спасибо! Клён, почему ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется!
Клён: Я готовлюсь к зиме. Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег, а мне нужна сила для новых молодых листочков, которые распустятся весной.
«Клен» вновь стал разбрасывать свои листья.
Воспитатель: Какой красивый ковёр лежит на земле! Какого он цвета?
Дети: Жёлтого, зелёного, коричневого, красного.
Воспитатель: Этот чудный ковер разноцветный, у него много разных цветов. Как ещё о нём можно сказать?
Дети: Ковёр яркий, пёстрый, праздничный, нарядный.
Воспитатель: Как вы думаете, кто соткал (придумал) этот ковёр?
Дети: Природа, осень.
Воспитатель: Возьмите в руки по одному листочку. Поздоровайтесь с листочками.
Дети: Здравствуй, листочек. Привет, листик. Добрый день, дружок и т.п.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно свои листочки. Все посмотрели? А теперь ответьте мне. На березё листья – берёзовые. А на клёне? На рябине? На дубе? На каштане?
Дети: Кленовые, рябиновые, дубовые, каштановые.
Воспитатель: Давайте определим, какой листик, с какого дерева?
Проводится игра «С какого дерева этот лист?». Дети прикладывают листья к нужному дереву.
Воспитатель: Т-ш-ш-ш, тихо, послушайте. Слышите шелест? (Звучит звуковой эффект «Шелест листьев). Как вы думаете, что это?
Дети: Это листочки между собой разговаривают.
Воспитатель: Как они говорят?
Дети: Еле слышно, шепотом, тихо, тихо-тихо, тихохонько, тихонечко.
Воспитатель: А как вы думаете, о чём они говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Я думаю, они рассказывают о своих путешествиях, о том, как они сюда попали, где летали, что видели.
Ребёнок: Мы листочками взмахнём.
Дует ветер тише, тише.
На «полянку» мы пришли –
Сказку новую услышим.
Воспитатель: Верно, мои хорошие. Я расскажу вам сказку о Листике - обычном листике, каких огромное множество живёт на разных деревьях. Листик наш рос очень высоко, на самой макушке дерева, поэтому он видел каждый день небо, а вот землю он разглядеть не мог, потому что землю заслоняли множество других листиков, растущих ниже него. Каждый день Листик любовался небом, и каждый раз небо было разным. А вы, ребята, каким видите небо?
Дети подходят к картинкам с изображением неба.
Дети: Голубое, чистое, ясное, хмурое, серое, печальное, облачное…
Воспитатель: Хорошо, правильно, молодцы.
Вы знаете, Листик даже просил ветерок, чтобы тот взял его с собой в полёт, но ветерок, как ни старался, но у него ничего из этого не получалось.
Воспитатель: Давайте подуем с вами, как ветерок. Приготовились.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо | Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. |
Ветер тише, тише, тише. | Дети приседают. |
Деревцо всё выше, выше. | Выпрямляются |
Воспитатель: Однажды, наш Листик заметил, что другие листики стали менять свой цвет, а потом вместе с ветерком отрывались от веток и улетали в неизвестность… В один из дней, когда его братьев листочков стало совсем мало на дереве, подул ветер, сорвал наш Листик и понёс его, закружил… Давайте и мы с вами потанцуем, берите листочки.
Танец с листьями
Дети танцуют с листьями в руках, затем оставляют их на полу.
Звучит волшебная музыка, полёт листика, воспитатель в роли вбегает в зал.
Воспитатель: Листик с ветки оторвался
Полетел в далёкий путь
В путешествие собрался
И на мир скорей взглянуть,
Закружился, полетел…
И на землю вскоре сел…
Листик: Ой, куда же я попал? И сколько здесь много моих друзей, моих братьев, таких же листиков как я!
Входит Осень
Осень: Я Осень Золотая! Я чудная пора!
Деревья наряжаю я ярче янтаря!
Богата, урожайна, подарками щедра.
Я в вашу сказку, дети, явилась неспроста.
Воспитатель: А попал, ты, Листик, в гости к Осени. Это она сделала тебя таким красивым, жёлтым, ярким.
Осень: Дети, а что вы знаете обо мне, об Осени?
Дети называют признаки осени: Идёт дождь, желтеют и опадают листья, засыхает трава, раньше темнеет, птицы улетают на юг, солнышко меньше греет, а ещё осенью собирают урожай фруктов и овощей.
Осень: Спасибо, ребята, всё правильно. Пришла я к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой плоды деревьев, и прошу вас помочь мне разложить их по корзинам.
Осень берёт корзину и высыпает все плоды (шишки, каштаны, жёлуди на пол, дети сортируют их и кладут в нужную корзину)
Осень: Как же вы меня порадовали и удивили, а ещё что знаете об Осени?
Дети:- Стихи.
Осень: Я с радостью послушаю.
Ребёнок рассказывает стихотворение
«Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Серые кусты….»
Осень благодарит ребёнка.
Осень: Теперь ты Листик, узнал обо мне много нового, ведь тебе ребята всё рассказали. А я приглашаю вас всех поиграть со мной в игру.
Игра «Солнышко и дождик»
Осень: Спасибо, ребята. Хорошо мне было у вас, но мне уже пора. До следующей осени, ребята! И ты, Листик, прощай…
Осень улетает, снова звучит музыка….
Воспитатель: Вновь подул ветерок и унёс Осень с собой.
Проводится физкультминутка
Ветер дует не спеша, | Дети дуют. |
Тихо листьями шурша. | Говорят «ш-ш-ш» |
Где листок к листку прилип, | Хлопают. |
Появился чудо-гриб. | Поднимают руки вверх. |
Кто нашел его друзья? | Пожимают плечами. |
Появляется ребёнок, одетый в костюм ежа.
Ёжик: Ну, конечно, - это я!
Всем привет осенний шлю,
Рисовать, друзья, люблю!
Достаёт карандаши и листы с изображением ёжика.
Воспитатель: Давайте нарисуем ёжика. Чего не хватает этому ёжику? (Показывает на лист с изображением полукруга). А зачем ежу столько иголок?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, для защиты от лис и волков. А как он спасается?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, он сворачивается в клубок. А теперь, давайте дорисуем ёжику иголки.
Как листочки покружились,
За столами очутились.
Дети выполняют задание.
Ёжик: Спасибо, ребята, вы все молодцы, хорошо потрудились. А я убегаю. До следующей встречи.
Воспитатель:
Снова дунул ветерок, закружился наш листок,
Закружился, полетел…..
Листик кружится, кружится и опускается на «лёд», скользит, едва не падает.
Листик: Ой, куда я это сел?!
Всё вокруг белым – бело…
И не видно ничего…
На ногах не устоять…
Это где же я опять???
Входит Зима
-Не пугайся, Листик мой, познакомься ты со мной…
Я – Красавица Зима, та, что вся белым – бела,
Снегом землю укрываю, своим белым одеялом…
Превращаю воду в лёд…
Зима: Хотите увидеть волшебство? Тогда смотрите.
Экспериментирование с водой, вода была жидкая, не имела цвета, добавили гуашь, вода окрасилась в цвет гуаши, Зима, спрятав её в свою волшебную шкатулку, превращает её в цветной лёд. Пока лёд замерзает в волшебной шкатулке, Зима играет с детьми.
Зима: Мне танцуют хоровод,
Мои белые пушинки, распрекрасные – снежинки…
- А скажите мне, ребята, какие они снежинки?
Дети: Белые, пушистые, красивые, лёгкие.
Зима: Именно такие снежинки у меня в руках. Берите их скорее, подуем на снежинки, увидим, как они летят.
Игра со Снежинками. Листик тоже участвует во всём.
Зима: Давайте легонько помашем на ёлочки, укутаем их снежинками, чтобы ёлочкам зимой под снегом не замёрзли.
Дети поднимают снежинки и вешают их на ёлочки.
Воспитатель: - Дети, а давайте расскажем Листику, что мы знаем о Зиме?
Дети соглашаются и называют признаки Зимы (Холодно, мороз, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, метёт метель, зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить из снега.)
Зима: Молодцы! Спасибо, ребята, вы меня порадовали, но мне пора уходить. А на память обо мне, я дарю вам свой волшебный сундучок, и вы посмотрите, что там внутри.
Воспитатель с детьми и Листик, благодарят Зиму.
Играет музыка волшебного превращения.
Воспитатель: А теперь пришла пора заглянуть в волшебный сундучок Зимы, (в котором уже замёрзший цветной лёд). Вода замёрзла в её сундучке и превратилась в лёд.
Воспитатель даёт его потрогать детям, спрашивает: «Лёд - какой?»
Дети: Лёд - холодный, тает в руках, руки становятся мокрыми.
Воспитатель: Снова Листик закружил
Полетел, что было сил…
С высоты полёта смотрит,
Он на весь прекрасный мир…
Закружился, полетел…
И на землю вскоре… сел
Листик « приземляется» рядом с цветущим деревом.
Листик: Ой, опять я заблудился,
Где ж я снова очутился?
Слышу птиц я голоса,
Мне не холодно…пока,
Солнце греет, мне тепло…
Где я? Кто подскажет, кто?! (спрашивает у детей)
- Вы подскажете мне, дети?
Дети: Да, это же весна!
Под музыку входит Весна.
Весна: Вот и я – сама Весна
Пробуждаю ото сна я всю Землю
И весь Мир…
Землю цветом наполняю…
Голосами, пеньем птиц,
Соловьёв, грачей, синиц…
Звучит пение птиц.
Воспитатель: Посмотрите на это чудо! Всё дерево уже в цвету. А вот и первые листочки и совсем скоро листьев будет много-много. Это, Листик, вырастут твои новые братья и сёстры.
Весна: А вот и мой первый весенний дождик. Вставайте в круг и присаживаемся.
Игровой массаж «Весенний дождик»
Дождик бегает по крыше | Дети встают спиной друг к другу. |
Кап! Кап! Кап! | Часть детей похлопывает ладонями по спинкам других детей. |
По весёлой звонкой крыше - | Постукивают пальчиками. |
Кап! Кап! Кап! Дома, дома посидите. | Поколачивают кулачками. |
Кап! Кап! Кап! Никуда не выходите. | Растирают рёбрами ладоней. |
Кап! Кап! Кап! Посчитайте, поиграйте. | Растирают плечи круговыми движениями. |
Кап! Кап! Кап! А уйду – тогда гуляйте. | Поглаживают спинку руками. |
Кап! Кап! Кап! |
Листик: Вот это, да! Мне нравится путешествовать, а вам, ребята?
Дети: И нам тоже нравится.
Весна: Конечно, ведь каждое время года прекрасно по – своему! Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о Весне.
Дети называют признаки весны: чаще светит и греет солнышко, прилетают птицы, появляется трава, набухают почки, появляются сосульки.
Весна: Спасибо, ребята, вы просто молодцы! Мне пора уходить, я говорю вам «До свиданья, до новых встреч».
Все прощаются с Весной.
Воспитатель: Ой, что это? Снова подул ветерок на листок….
Снова Листик улетает,
И куда летит, не знает…
Закружился, полетел…
На полянку он присел.
Листик летит, кружится и садится на полянку с цветами.
Листик: Как красиво всё вокруг,
Ой, цветы! Они цветут!
И куда же я попал, всюду зелень
Тут и там (показывает на траву и цветы)
Ребята, а где же я на этот раз? Куда я попал, где очутился?
Воспитатель: - Давайте подскажем Листику, где он.
Дети: Это Лето!
Листик: Это цветы. Я их видел раньше издалека, но никогда так близко их не мог рассмотреть! Они вблизи такие красивые! Только вот беда, я не знаю, как они называются, может быть, вы знаете (обращается к детям) подскажите мне?
Подходит к картинкам с цветами вместе с детьми, дети называют Листику все цветы на полянке.
Листик: Спасибо, вам ребятки! Я так много путешествовал и где только я не был и теперь так много знаю!
Воспитатель: Подожди, не спеши уходить, ты узнал название цветов, а теперь посмотри, как наши дети могут их делать из бумаги.
Аппликация «Ромашка»
Дети подходят к столам, где лежат готовые формы для склеивания цветка, приклеивают детали в определённой последовательности.
Воспитатель: Дети, Листику пора отдыхать, он очень устал, путешествуя с нами. Теперь он всё видел, и многое узнал, и пришла пора улетать. Скажем ему « До свидания, Листик, до новых встреч в новых сказках», а на прощание подарим ему нашу ромашку.
Листик берёт ромашку, благодарит, прощается с детьми и «улетает».
Воспитатель: Дети, все наши гости тоже участвовали в сказочном путешествии. Давайте подарим им наши красивые летние цветы на память о нашей встрече!
Дети дарят цветы гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей первой младшей группы
Цель: Знакомство с домашними животными и птицами Задачи: 1. Формировать понимание обращенной речи 2. Развивать слуховое восприятие 3. Упражнят...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми старшего возраста по теме «Такой полезный витамин»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим с детьми старшего возрастапо теме «Такой полезный витамин»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми старшего возраста по теме «Кладовая родного края»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим с детьми старшего возрастапо теме «Кладовая родного края»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4лет) Тема: «Подарки к празднику. Праздничная панорама»
НОД по РиОМ ко Дню Защитника Отечества в младшей группе (с 3до 4 лет), дающая первичные представления об армии и военных профессиях...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе На тему: «Мы сажаем лук»
Цель: Знакомить детей с процессом посадки лука. Формировать у детей навыки посадки лука, вызвать интерес к выращиванию растений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес»
Активное вовлечение детей в игру-путешествие для закрепления знаний по экологии....