Конспект НОД по формированию целостной картины мира для старшей группы "Свет в вашем доме".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бобаруева Марина Анатольевна

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для  старшей группы. Включает в себя ознакомление детей с различными видами осветительных приборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_v_vashem_dome.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Свет в вашем доме

Интеграция образовательных областей: «Познание. ФЦКМ», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель. Учить детей думать, делать выводы на основе  опыта. Познакомить детей с разными осветительными приборами, с историей источника света, развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать художественный вкус.

 Материалы: диск с классической музыкой, ширма для показа теневого театра, таз с водой, коробка с отверстием в которой лежат предметы: лучина, свеча, керосиновая лампа, светильник, пластилин, карандаши, краски, бумага, карточки с изображением электроприборов.

     Дети стоят полукругом, воспитатель вносит коробку с отверстием.

Воспитатель: ребята, хотите посмотреть, что у меня лежит в коробке?

Дима, посмотри вот в эту дырочку, что ты там видишь?

Дима: ничего.

-Почему?

Дима: там темно.

Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы увидеть, что там лежит?

Дети: открыть коробку.

Воспитатель: хорошо, я открою коробку, только с одним условием. Я накрою ребенка вместе с коробкой покрывалом.

Воспитатель накрывает девочку с головой покрывалом и предлагает открыть коробку.

Воспитатель: Арина, что ты видишь?

Арина: ничего.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, дети, для того чтобы нам видеть предметы, нам нужен свет.

Педагог предлагает детям присесть на стульчики  и показывает, что лежит в коробке.

Воспитатель: дети, как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ответы детей.

Воспитатель: все эти предметы освещали дома.

Воспитатель достает из коробки лучину, зажигает над тазиком с водой, гаснет свет.

Воспитатель: очень давно, люди освещали свои дома лучинами. Видите, как мало света от лучины. Лучину вставляли в специальное приспособление, которое называлось «светцы» и переносили, куда нужно хозяину дома. Ребята, почему лучиной опасно освещать дом?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята, уголек может упасть на пол и случиться пожар. Поэтому лучину всегда держали над водой, вот как я сейчас. Но, это очень не удобно и не безопасно.

Включается свет, воспитатель гасит лучину о воду.

Воспитатель: ребята, а когда у вас в доме нет света, чем мама или папа освещают

 комнату?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, свечой. Свеча появилась примерно 150 лет назад. Свеча сделана из воска и фитиля - это такая ниточка в середине свечи  пропитанная воском.

Воспитатель зажигает свечу. Выключается свет.

Воспитатель: ребята, а  что ярче горит свеча или лучина?

Ответы детей.

Воспитатель: но все равно на  нашу группу одной свечи мало. В давние времена  богатые люди в своих больших домах устраивали бал и зажигали 1000 свечей. Эти свечи стояли в подсвечниках. Посмотрите, у меня подсвечник на три свечи.

Воспитатель зажигает свечи и приглашает детей на бал. Звучит музыка Штрауса «Венский вальс», дети танцуют.

Вот мы с вами и побывали на балу.

Включается свет.

Воспитатель: но свечи тоже  пожароопасные и быстро сгорают.

Воспитатель достает керосиновую лампу.

-Ребята, кто знает, что это такое?

Ответы детей.

-Это керосиновая лампа. В железную емкость наливают керосин и поджигают фитиль, а чтобы не  обжечься,  надевали стеклянный колпак.

Воспитатель показывает, как горит лампа. За ширмой слышен плач.

-Ой, ребята, пойду посмотрю ,кто там плачет.

Воспитатель тушит лампу и идет за ширму. Выключается свет.

       Теневой театр. На ширме появляется силуэт керосиновой лампы.

              Лампа плакала в углу

               За дровами на полу

              -Я голодная, я холодная!

                На стекле густая пыль

                Почему? Я не пойму

                Не нужна я никому.

                 Познакомилась в столовой

                Я сегодня с лампой новой

                Говорили будто в ней

                Пятьдесят горит свечей

                 Ну а лампа! На смех курам!

                 Пузырек под абажуром

                 В середине пузырька

                 Три, четыре волоска.

Появляется электрическая лампочка

Керосиновая лампа: вы откуда, непонятная посуда?

                   Любопытно посмотреть

                    Как вы будете гореть

                    Пузырек у вас запаян

                     Как зажжет его хозяин?

Электрическая лампа: Глупая вы баба.

                        Фитилёк у вас горит

                       Чрезвычайно слабо.

                        Между тем, как от меня

                        Льется свет чудесный,

                         Потому что я родня

                          Молнии чудесной.

                          Мне не надо керосина,

                            Мне на станции машина

                            Шлет по проволоке ток,

                             Не простой я пузырек.

Включается свет, выходит воспитатель из-за ширмы с лампочкой.

Воспитатель: ребята по рассказу электрической лампочки вы поняли, как она горит?

Ответы детей.

Воспитатель: а теперь ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Горит- не горит». Если я называю предмет от которого идет свет, то вы подпрыгиваете, если нет, то стоите на месте.                    

                                Свеча, ручка, лучина, кукла, фонарь, фары в машине,

                               Сапог, керосиновая лампа, свеча, холодильник,

                                Настольная лампа, торшер, фонарь, костер.

Воспитатель: молодцы, ребята, все были очень внимательные, никто не ошибся. Мы сегодня познакомились с разными осветительными приборами. Я предлагаю вам нарисовать или слепить любой осветительный прибор.

Дети по своему выбору рисуют или лепят.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  формированию целостной картины мира...

Конспект Н ОД (формирование целостной картины мира) Тема: «Волшебный снежок» (для детей младшего возраста)

Конспект НОД  (формирование целостной картины мира)      Тема: «Волшебный снежок»(для детей младшего возраста)...

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Конспект НОД раздел «Формирование целостной картины мира» тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской» подготовительная к школе группа

Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре - Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувств...

Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"

Закладывать основы гуманистического отношения к природе...

конспект занятия по формированию целостной картины мира "В мире игрушек"

Расширять знания детей по теме «Игрушки»;Развивать речевой слух, формировать развитие элементарных математических представлений....