Конспект НОД раздел «Формирование целостной картины мира» тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре - Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу, уважение к русским богатырям, желание им подражать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_sayt.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
образовательная область «Познание»
раздел «Формирование целостной картины мира»
тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской»
подготовительная к школе группа
компенсирующего вида для детей с ТНР
(6-7 лет)
Составила:
Параничева О.Н.
г. Советский, 2012 год
Тема НОД: Илья Муромец – богатырь земли русской.
Программное содержание: формировать представление о прошлом русского народа Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.
Развивать познавательный интерес к истории России.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.
Словарная работа:
Обогащение словаря: Объяснение пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом»
Активизация словаря: былина, богатырь, кольчуга, шлем, меч, щит, булава, колчан, стрелы, гусли, гусляр.
Методы и приемы: Словесный - рассказ, беседа, объяснение, чтение отрывков из былины.
Наглядный - рассматривание слайдов.
Игровой - дидактическая игра, динамическая пауза.
Материал: слайды - русская изба, гусляры, картина «Три богатыря», картинки к игре «Собери богатыря», макет деревянной избушки, аудиозапись игры на гуслях.
Предварительная работа:
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Просмотр мультфильма об Илье Муромце.
Беседа о богатырях.
Рассматривание книги о богатырях, гуслей.
Раскрашивание книжек-раскрасок.
Изготовление игрушек своими руками для настольного театра.
Лепка щита из соленого теста.
Ход НОД:
1 Организационный момент.
Звучит музыка Егора Стрельникова «Игра на гуслях», дети входят под звуки гуслей.
Воспитатель:
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому –
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
--Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.
- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)
- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)
2.Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней.
На большом экране старинная русская изба в разрезе.
- Что внутри этой избы? (Русская печь)
Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».
- Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).
2. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.
Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)
-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)
- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)
- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).
3.Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»
-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.
4.Дидактическая игра «Собери богатыря на подвиги ратные»
На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.
Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь.
Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.
5. С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)
Кристина Ф.
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Гриша Н.
Но срубил ему Илья буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
6.Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие человеческие качества.
- Какими должны быть все богатыри?
(Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)
7. Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»
Дружно встали
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо…
8. Гусляры
-Как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.
Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)
Сказитель играл на гуслях и приговаривал:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские! (Убрать изображение гусляров.)
Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно. Вот из былины мы и узнали об Илье Муромце, а художник Васнецов написал картину.
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» на экране.
Посмотрите внимательно на картину Васнецова.
- Как она называется? («Три богатыря»)
- Узнаете ли среди богатырей Илью Муромца?
- Какой он? (Илья Муромец в центре картины. Он самый старший, мужественный, решительный. Он смотрит вдаль из-под ладони. На руке у него палица, в другой руке копье. Илья Муромец с другими богатырями охраняет Родину, мирную жизнь жителей Древней Руси).
Итог:
Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)
-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов - Олимпийских чемпионов?
Итак, богатырь не обязательно силач. И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)
Самоанализ НОД по теме «Илья Муромец – богатырь земли русской»
в подготовительной к школе группе
(возраст 6-7лет)
Область «Познание»
Вид «Формирование целостной картины мира»
Тема НОД соответствует программе по данному разделу. Я думаю, что после проведения этой деятельности детям стала понятна эта тема. Задачи, которые я ставила перед собой, выполнены, цели - достигнуты.
Формировать представление о прошлом русского народа Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце.
Развивать познавательный интерес к истории России.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.
Материал доступен детям, не расходится с общепринятыми знаниями по теме, весь материал подан логично, понят детьми, несмотря на то, что труден в усвоении. Дети слушали, старались не мешать друг другу при ответах. Я думаю, что у них появился интерес дальнейшему изучению истории России.
НОД была выстроена с учетом знаний детей, их способностями воспринимать материал, способствовала развитию интереса.
Темп занятия соответствовал уровню подготовленности и был средним. Виды деятельности менялись согласно плану, и каждый из них являлся продолжением для дальнейшего изучения темы. Такие приемы как прослушивание музыки, рассматривание иллюстрации старинной избы, гусляров, вступительная беседа, чтение отрывков из былины помогли окунуться в частичку нашей истории. Постаралась охватить всех детей, достаточно правильно оценить их ответы. Думаю, что обстановка во время нашей совместной деятельности была доброжелательной, нагрузка на детей соответствовала возрасту и их психологическим особенностям. Смена деятельности, динамическая пауза, снимали напряжение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе
Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...
Конспект по образовательной области «Познание» разделу «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе . Тема: «Подземные богатства земли Саратовской области".
Знакомство с полезными ископаемыми Саратовской области (нефть, газ, известняк, глина, песок)....
НОД из раздела "Формирование целостной картины мира" в подготовительной к школе группе на тему "Заключительная беседа о весне"
Систематизация представлений о весне, как времени года....
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование целостной картины мира" в подготовительной группе
Тема: "Мои помощники" Цель: расширение и уточнение представлений детей о возможностях организма человека как средстве адаптации к окружающему миру. Используемые технологии: ТРИЗ...
Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» на тему: «Богатыри земли русской». Подготовительная к школе группа.
Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Ник...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)
ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: «Земля Русская в старину далёкую»
Задачи.Развивать у детей представления о жизни наших предков, о связи времён и культурном наследии. Учить детей называть значение природного окружения для жизни человека. Закрепить знания детей о...