конспект нод "Исследуем свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
познавательная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Исследуем свойства воды»
Образовательные области, интегрируемые в непосредственно образовательной деятельности: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»
Задачи: обучающие - познакомить со свойствами воды: вода - растворитель; расширить представления о значении воды в жизни человека, круговорот воды в природе, источники питьевой воды, жизнь и болезни водоемов.
Развивающие: развивать навыки проведения исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Материал : карточки, листочки в клеточку, ручки, энциклопедия, шапка ученого, прозрачные стаканы, колбы, пластмассовые ложечки, вещества для растворения в воде: крахмал, сахарный песок, соль, растворительное масло, раствор марганцовки; фильтр, воронка, уголь; схема «Круговорот воды в природе.
Предварительная работа: беседа «Вода на Земле»; сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели», дидактические игры «Отвечай быстро. Да-нет»; занятия - экспериментирование «Свойства воды».
(дети заходят и садятся за столы, поставленные в круг).
Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые? (воспитатель выбирает помощника, он занимает место за столом, на столе лежат листы бумаги и фломастеры). Перед вами темы исследований. Какую тему вы хотели бы сегодня исследовать? ( дети обсуждают и выбирают тему «Вода», выбранную карточку они кладут на середину, остальные убирают).
Исследователи, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о воде и подготовить сообщение. Для выполнения этой работы надо изучить все, что можно, собрать всю доступную информацию. Как это можно сделать? Что мы должны сделать в начале? С чего начинает исследования ученый? (коллективно обсуждая, дети называют основные методы: « узнать из книг», «спросить у другого человека», « посмотреть в книге», после того, как называется метод, перед детьми выкладывается карточка с изображением этого метода исследования.) Где мы еще можем узнать новое о воде? С чего начать наше исследование? А что делать дальше ( начинается выкладываться линия из карточек: «подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книге, провести эксперимент, понаблюдать, посмотреть в компьютере». Знаний о воде соберется много. Как все собранное запомнить? (дети обсуждают и договариваются зарисовывать собираемые сведения значками, символами.) Обратите внимание на план исследования. С чего мы начнем собирать материал: нужно вспомнить, что мы знаем о воде? (дети рассказывают о воде, помощник символами фиксирует высказывания). Куда сейчас мы отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться к взрослому.
Взрослый( рассказывает о жизни и болезни водоемов). Каждый водоем - это живой организм, В нем живут, развиваются, рождаются и умирают растения и животные. И сама вода в водоеме постоянно меняется. Изменение воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы. Иногда они, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из-под консервов. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть. Загрязняя водоемы, человек вредит, прежде всего, себе. Необходимо ценить чистую воду.
Следующий этап - «узнайте из книг». Как вы можете получить информации из книг? (дети приходят к выводу: можно рассмотреть иллюстрации или попросить взрослого прочитать, воспитатель зачитывает отрывок из энциклопедии). «Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он весь голубой. Голубой краской на глобусе изображена вода Океаны и моря, бесчисленные озера и речки. Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан - это что-то вроде гигантской батареи Земли. Есть у Мирового океана и другая забота - поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди». (А Дитрих. «Почемучка»).
Где мы можем узнать информацию о воде? (дети подходят к плакату «Круговорот воды в природе», рассматривают его, проводится физкультминутка - игра на внимание «Командиры», воспитатель дает детям различные команды, дети должны выполнять команду в том случае, если есть кодовое слово «командиры»).
Настало время заняться экспериментом. Садитесь за столы (на столах оборудование для опытов: прозрачные стаканы, колбы, пластмассовые ложечки). У меня на столе находятся различные вещества: сахарный песок, соль, растительное масло, крахмал, растворы марганцовки и череды. Давайте вспомним правила работы с веществами: нельзя пробовать на вкус, нюхать нужно очень осторожно, направляя запах ладошкой. Хотите узнать, может ли вода растворять различные вещества? На столах у вас схемы, которые окажут помощь в эксперименте (воспитатель раздает различные вещества, дети смешивают их с водой, рассказывают, что у них получилось, и делают вывод, вода растворяет не все вещества, воспитатель показывает детям стакан с водой). Можно ли пить такую воду? Чтобы она не попала грязной в водопроводный кран, ее очищают на станциях очистки. Хотите посмотреть, как это происходит? (воспитатель демонстрирует опыт очистки воды через фильтр и уголь). Сейчас я прошу вас занять свои места (дети раскладывают на столе свои заметки - пиктограммы так, чтобы их видели все). Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследование? (дети расшифровывают пиктограммы, если дети забыли обозначение, пиктограмма откладывается в сторону). Много интересного мы узнали о воде. Как вы думаете, что самое главное? ( дети выбирают главный и второстепенные признаки изучаемого объекта). Наступило время научного доклада (дети выбирают докладчика сами, опираясь на символы, он рассказывает о воде все, что узнали во время исследования). Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что вы хотели добавить? Дети, какие способы получения информации помогли вам провести исследование? Как вы собирали информацию о воде? (дети повторяют методы исследования). О чем или о ком еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях? (дети отвечают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Свойства воды"
Опытно-исследовательская деятельность с детьми 3-4 лет...
Конспект занятия "Свойства воды"
Опытно-экспериментальная деятельность...
Конспект занятия "Свойства воды"
Конспект занятия "Свойства воды" для детей старшего возраста....
конспект НОД "Свойства воды. Проделки Каркуши"
использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольника....
Конспект НОД "Свойства воды"
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода. Свойства воды»Программное содержание:§ Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.§ Учит...
Конспект Нод "Свойства воды" для детей среднего дошкольного возраста
Этот материал могут использовать воспитатели для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект НОД "Свойства воды и воздуха" в старшей группе
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....