Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
материал по окружающему миру

Фукалова Татьяна Николаевна

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Развитие познавательной активности у детей

дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

        Воспитатель: Фукалова Т.Н.

        МБ ДОУ № 53 «Радуга»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной активности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

- развивается речь;

- происходит накопление фонда умственных умений;

- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Вместе с этим, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ, используется редко, что обусловлено следующими причинами:

- недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся  публикациях в основном описаны опыты и игры – эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, сложилось противоречие  между необходимостью развития деятельности детского экспериментирования и отсутствием технологии организации этого процесса, что привело к выбору моей темы по самообразованию: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования», и внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность путем создания кружка «Почемучки».

Моя педагогическая работа по организации кружка осуществляется на протяжении трёх лет. Кружок посещают дети все дети в группе, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую деятельность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении  конспектов ставлю следующую цель: создание  условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая позволила бы не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей  действительности, но и дать возможность детям через эксперимент развивать исследовательскую активность.

Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:

 - создать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный контроль своих действий, пытливость, критичность, самостоятельность формировать умение прогнозировать будущее изменение;

      - воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь кружковой деятельностью, совместно с родителями создан уголок экспериментирования, где дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

 В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовой материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные стаканчики, но не все материалы находятся в уголке одновременно.

Для развития творческой исследовательской  деятельности я постоянно пополняю наш уголок. Предоставленные в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов.

 Тем самым сохраняется интерес к данной деятельности и развивается любознательность.

В итоге дети активно участвуют в различных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Проявляют желание экспериментировать дома, исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию рекомендую родителям создать условия для экспериментирования, например, на кухне.

Для этого постоянно обновляется  наглядная информация по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе. Взаимодействие с родителями увеличило интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее делятся своими впечатлениями.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»

Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее ...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Дошкольный возраст — возраст основного становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важн...