Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Тема:
«Развитие познавательной активности у детей
дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Воспитатель: Фукалова Т.Н.
МБ ДОУ № 53 «Радуга»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной активности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь;
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Вместе с этим, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ, используется редко, что обусловлено следующими причинами:
- недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;
- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры – эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детского экспериментирования и отсутствием технологии организации этого процесса, что привело к выбору моей темы по самообразованию: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования», и внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность путем создания кружка «Почемучки».
Моя педагогическая работа по организации кружка осуществляется на протяжении трёх лет. Кружок посещают дети все дети в группе, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую деятельность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.
В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов ставлю следующую цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая позволила бы не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент развивать исследовательскую активность.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
- создать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный контроль своих действий, пытливость, критичность, самостоятельность формировать умение прогнозировать будущее изменение;
- воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь кружковой деятельностью, совместно с родителями создан уголок экспериментирования, где дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовой материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные стаканчики, но не все материалы находятся в уголке одновременно.
Для развития творческой исследовательской деятельности я постоянно пополняю наш уголок. Предоставленные в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов.
Тем самым сохраняется интерес к данной деятельности и развивается любознательность.
В итоге дети активно участвуют в различных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Проявляют желание экспериментировать дома, исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию рекомендую родителям создать условия для экспериментирования, например, на кухне.
Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе. Взаимодействие с родителями увеличило интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее делятся своими впечатлениями.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Экспериментирование в старшей группе)
конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха"...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Дошкольный возраст — возраст основного становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важн...