Как организовать познавательную деятельность детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
памятка воспитателю детского сада по работе с семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_rebenka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2
пгт Даровской Кировской области
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
(памятка воспитателю по работе с семьей)
Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:
• становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
• формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
•формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
•развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;
•развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты, природа:
- различение живого и неживого;
- бережное и уважительное отношение к живому;
- готовность заботиться о ком-то или чем-то;
- представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
- орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
- технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
- игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;
- материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
- эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приемы действий (технологии).
Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Педагоги и психологи дошкольного образовательного учреждения могут и должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды.
В каких формах педагоги могут осуществить помощь?
Прежде всего перечислим традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
1. Общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребенка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
2. Памятка для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции.
3. Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на стенде для родителей. Например, полезна будет информация о торговых предприятиях, где можно приобрести качественную детскую мебель, оборудование, пособия, игрушки.
4. Создание библиотечки для родителей, куда войдут периодические методические и познавательные издания.
5. Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка (темперамент, интересы и т.п.). по желанию родителей можно организовать такую дополнительную услугу, как выездная консультация педагога или психолога на дому.
6. Семинар-практикум по организации исследовательской деятельности ребенка.
Примерные темы консультаций:
• «Как организовать и провести простейшие эксперименты».
• «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и телепрограммы.
• «Как знакомить детей с буквами».
• «Как учить детей считать».
Подобные консультации проводит педагог. Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как практические занятия, тренинги.
С помощью тренингов у родителей формируют необходимые для создания развивающей среды навыки:
- общения с ребенком, стимулирующие его собственную познавательную и творческую активность (проводит психолог ДОУ);
- организации наблюдения живых объектов в природе (проводит педагог);
- проведения простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребенком (проводит педагог);
- проведения познавательной беседы, чтения познавательной литературы, просмотра познавательных видео- и телепрограмм и т.п. (проводит педагог).
Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».
Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе, например дискуссионные клубы.
Предметом обсуждения могут стать темы:
• «Семейный досуг для любознательных».
• «Праздник в семье как повод узнать что-то новое».
• «Мы идем в музей».
• «Путешествия юных натуралистов» и т.п.
Родительские встречи позволяют за чашкой чая рассказать о собственных хобби. Эти встречи предполагают обмен такими материалами, как любительские видеофильмы, коллекции, фотоальбомы. Некоторые материалы педагоги смогут использовать и для проведения занятий с детьми. Важно, чтобы увлечения взрослых нашли место в жизни детского сада, чтобы с ними могли познакомиться и родители, и дети.
Встречи с увлеченными специалистами помогут заинтересовать родителей новыми сферами познания. Например, можно провести экскурсию в зоопарк только для взрослых, чтобы впоследствии во время семейного посещения они смогли больше рассказать своим детям.
Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП
Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования....
СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"
Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....
Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Сообщение для воспитателей " Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ» по теме: «Как организовать игровую деятельность детей дошкольного возраста.». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
В программе:Дискуссия «Какие игрушки нужны детям в дошкольном возрасте» - старший воспитатель.Представление «Возрастные игрушки» – педагоги.Творческая мастерская – «Игруш...
Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....