Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе. | 132.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Всемирный День водных ресурсов
«Путешествие Капельки»
(Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе)
Подготовили:
Воспитатели: Якушева Л.А., Молчанова М.И.
Музыкальный руководитель Бочарникова С.В.
2022г.
Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)
Тема: Путешествие Капельки
Цель: Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со свойствами воды: текучесть, прозрачность, не имеет запаха, вкуса.
- Дать первые элементарные представления о круговороте воды в природе.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, через экспериментальную деятельность, помогать в оформлении её результатов.
- Активизировать и обогатить словарь детей прилагательными: мокрая, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сладкая, соленая и т.д
Воспитательные:
- Воспитание любознательности, побуждать к совместной поисковой деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы, наблюдение в уголке природы, просмотр мультфильмов, продуктивная деятельность, игры с водой, хозяйственно-бытовой труд
Вопросы и задания:
Что такое вода?
Для чего нужна вода? Кому нужна вода?
Рассказывание детям сказки «Путешествие Капельки»
Откуда начала свое путешествие Капелька? Во что превратилась Капелька?
Опытно-экспериментальная деятельность с водой.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I часть. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
-Я приготовила вам очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. Что вы слышите?
Звучит «журчание воды» (диск «Звуки природы»).
Ответы детей: это звук дождя, моря, звук ручейка, журчание воды.
Воспитатель: Правильно, это звук воды, журчание воды. Сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Посмотрите, дети, кто к нам пришёл. Это Капелька (показывает игрушку).
Капелька здоровается с детьми и предлагает протянуть ладошки, чтобы поздороваться с ней.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое капелька? (вода).
Если дети затрудняются с ответом, можно капнуть им на ладошку капельки воды из пипетки.
Воспитатель: Что такое вода? Для чего нужна вода?
Ответы детей: вода для того, чтобы пить, мыть посуду, стирать, варить еду.
Воспитатель: Вода - это жидкость. Кому нужна вода?
Ответы детей: рыбкам в аквариуме, цветам, мыть пол
Музыкальный руководитель:
- Не умыться, не напиться.
Без ВОДЫ.
Листику не распуститься.
Без ВОДЫ.
Без ВОДЫ прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна ВОДА!
II – основная часть
Музыкальный руководитель: Капелька пришла рассказать нам сказку о своем путешествии, сказка так и называется «Путешествие Капельки».
- Садитесь удобнее, слушайте внимательно (предлагает детям пройти к стульчикам и сесть).
Воспитатель рассказывает сказку:
«Жила была Капелька со своими сестричками и мамой Тучкой. Вдруг сверкнула молния, ударил гром. Капелька испугалась и стремительно полетела вниз вместе со своими сестричками. Капельке было немного страшно, но очень интересно. Во время своего полёта она успела поздороваться с рыжим Солнышком, познакомилась с другими капельками и вот, наконец, все капли упали на землю дождем. Упав, они образовали лужу и стали веселиться, и купаться.
После того как Капелька оказалась на земле, недолго пришлось ей играть в луже. Рыжее Солнышко перестало греть, стало холодать, лужа постепенно замерзла, и Капелька превратилась... В кого? (выслушивает ответы детей)... в Льдинку. Не расстраивайтесь, вы же знаете, что вода может превращаться в лед. Скучно стало Капельке, она ведь не могла двигаться. Её сестрички, которые остались с мамой Тучкой, теперь нарядились в красивые платьица и падали на землю уже (выслушивает ответы детей)…Снежинками.
Прошло три месяца зимы, чаще стало появляться рыжее Солнышко, становилось всё теплее, и лужа вскоре растаяла, и Капелька снова смогла свободно плавать и в луже, и в ручейке. Дни становились всё жарче и жарче, Солнышко припекало всё сильнее и сильнее, Капелька становилась всё легче и легче, и наконец, испарилась - полетела вверх.
Вам её жалко? Не печальтесь! Разве вы не знаете, что вода превращается в пар? Такое превращение произошло и с Капелькой. Вместе со своими сестричками образовали они белое, пушистое Облако и поплыли по небу на встречу с мамой Тучкой.
Вот какое удивительное путешествие совершила наша Капелька.
(Весь рассказ педагога сопровождается показом сказки на магнитной доске).
Воспитатель: Откуда начала свое путешествие Капелька?
Ответы детей: от мамы Тучки, она испугалась грома и молнию и спрыгнула с тучки.
Воспитатель: Почему вдруг Капелька отправилась в путешествие?
Ответы детей: пошел дождь; ей стало интересно, что там, внизу; захотелось найти друзей.
Воспитатель: Когда наступили морозы, во что превратилась Капелька? А её подружки, которые падали с неба?
Ответы детей: Капелька превратилась в льдинку, а подружки падали с неба снежинками.
Воспитатель: Во что ещё она может превращаться?
Ответы детей: Капелька может быть льдинкой, паром и может быть жидкой.
Воспитатель: А как вы думаете, Капельке понравились её приключения? Почему?
Ответы детей: да понравилось, она много увидела и узнала.
Воспитатель: Да она узнала много нового, нашла новых друзей, повидала и зиму и лето, а ведь это так здорово узнавать что-то новое, интересное и полезное.
Динамическая пауза:
Музыкальный руководитель:
Ребята, Капелька хочет научить вас играть в свою любимую игру «Ходят капельки по кругу» (педагог сопровождает рассказ соответствующими действиями).
-Я мама Тучка, а вы мои детки-капельки. Педагог подзывает детей к себе, обнимает их, звучат раскаты грома и шум дождя. Капелькам пора отправятся в путь. Полетели капельки на землю (бег по группе), прыгают, веселятся (прыжки в разных направлениях). Скучно им стало по - одиночке прыгать, собрались они парами и потекли весёлыми ручейками (дети парами передвигаются по группе). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (парочки соединяются). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река, текла и попала в большой, просто огромный океан (дети образуют круг). Плавали, путешествовали капельки и вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригревать стало, стали капельки легкими (встают на носочки, руки вверх, тянуться). Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме Тучке (собираются у педагога).
Воспитатель: Дети, наша Капелька много видела, много знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Вы хотите их узнать?
Ответы детей: да.
Дети проходят за столы, на которых приготовлены материалы для проведения опытов для определения свойств воды.
Опыт №1.
Перед детьми два таза с водой, педагог предлагает одному ребёнку подать любой предмет со стола, затем предлагает взять и дать ему воду из таза.
Воспитатель: А сейчас, попробуйте взять рукой воду. Получается? Почему? Возьмём стаканы и попробуем перелить воду из одного в другой стакан. А теперь получается?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт №2.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какого цвета у меня платье?
Ответы детей: разноцветное; платье белое с фиолетовым; пестрое.
Воспитатель: Какого цвета этот таз?
Ответы детей: зелёный, светло-зелёный.
Воспитатель: Скажите, какого цвета капелька воды? Какого цвета вода?
Ответы детей: никакого; нет цвета; капелька прозрачная.
Воспитатель: ребята, посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите камешки и бросьте их в стаканчики с водой и молоком. Вы все видите камешки? В каком стакане не видно камешек?
Ответы детей: в стакане с молоком.
Воспитатель: У воды нет цвета, вода бесцветная, она прозрачная.
Опыт №3.
Воспитатель: вам не кажется, что чем-то пахнет? Капелька приготовила эти стаканчики для вас, что бы вы отгадали, что в них.
Воспитатель предлагает детям понюхать, нарезанные в стаканчиках: чеснок, апельсин. Дети отгадывают по запаху. Затем педагог предлагает понюхать стаканчик с водой.
Воспитатель: Чем пахнет?
Ответы детей: ничем не пахнет.
Воспитатель: Значит, вода ничем не пахнет. У воды нет запаха.
Опыт №4.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода).
Воспитатель: Какая она на вкус? Сладкая? Соленая? Кислая?
Ответы детей: вкусная, не солёная, не сладкая, не кислая.
Воспитатель: Вода не имеет вкуса. На столе у каждого из вас есть соль или сахар. А теперь возьмите немножко ложкой, положите в воду, размешайте и попробуйте. Что получилось?
Проводится опыт с растворением сахара, соли (у детей разные вещества), дети пробуют и определяют, у кого какое вещество было.
Воспитатель: Какая на вкус теперь стала вода?
Ответы детей: соленая, сладкая.
Воспитатель: Вода не имеет вкуса. Она может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили: сахар - сладкая, соль – соленая.
III заключительная часть
Воспитатель:
-Ребята, обратите внимание какое волшебство: у воды нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета, а все мы любим, попить чистой родниковой воды, полезной минеральной воды, когда нам жарко или мы устали; когда нам холодно, утром или перед сном. Хорошо бы выпить горячего чаю, который мы завариваем кипячёной водой. Вот какая вода-волшебница!
Капелька приготовила нам волшебный сюрприз (педагог показывает опыт с распускающимися бумажными цветами в воде). Посмотрите, дети, как красиво распускаются цветы!
-Мы отлично поработали, Капельке очень понравилось, эти цветы нам в благодарность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".
Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему "День рождения Капельки"
конспект : Интегрированная образовательная деятельность на тему "День рождения Капельки" Приоритетная образовательная деятельность - познание. интегрируемые образовательные облас...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности младшая группа «Здравствуй, капелька!»
Формирование первоначальных представлений детей о воде через разнообразные виды деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Маленькая капелька»
Конспект непосредственно образовательной деятельностина тему: «Маленькая капелька» для средней группы...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...
- Мне нравится (1)