Животные России (итоговое занятие)
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ознакомление детей с животными России, связывание их проживание с природными особенностями нашей страны; привитие интересов к животному миру, бережное, заботливое отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия по познавательному развитию в подготовительной группе д/с №18

Тема: «Животные России»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Цель – ознакомление детей с животными России, связывание их проживание с природными особенностями нашей страны; привитие интересов к животному миру, бережное, заботливое отношение.

М/Л – книга «География в картинках», атлас «Страна, в которой я живу», практика О.Г.Хины

М/З – политическая карта мира, карта мира по климатическим зонам, фигурки животных; для детей – конверты с карточками животных, цветные карандаши.

Рассматривая карту мира мы увидели, насколько огромная наша страна, какую большую территорию она занимает на планете Земля. И поэтому есть холодный север и жаркий юг, места, где дремучие леса и где их вообще нет. И конечно разнообразен животный мир.

- Дети, а что значит животный мир?

- Каких диких зверей, птиц вы знаете?

- Каких животных вы видели в естественных условия? (зоопарке, цирке,…)

Вы много назвали зверей, птиц, молодцы!

Ответьте на вопрос:

- Возможно, ли встретить в наших лесах и лесах нашей области, ВЕРБЛЮДА?

- А почему мы его здесь не встретим?

Привести еще пример с черепахой.        

- Ребята, а вы хотите узнать, где на территории нашей страны (в каких местах) можно встретить верблюда, черепаху и многих других удивительных животных, которых не встретить в наших лесах?

На территории России живут тысячи животных, мы сегодня поговорим о диких зверях и птицах, узнаете новое, интересное об их жизни.

Предлагаю посмотреть на карту нашей страны, выполненную по климатическим поясам. Это карта нашей страны, но почему, же она так закрашена? Сейчас вы об этом узнаете. Я вам предлагаю отправиться в воображаемое путешествие. Обязательно возьмем с собой фотоаппараты, чтобы фотографировать животных. Согласны? Начнем наше путешествие с севера России (предлагаю на секунду закрыть глаза). И вот мы на севере нашей страны, на островах Северного Ледовитого океана, в царстве арктических пустынь. Здесь господствуют сильные морозы и снежные метели и лишь, коротким и холодным, бывает лето. Немногие животные приспосабливаются здесь  жить (обратить внимание на цвет – белый, голубоватый – это холодный цвет снега, льда).

- Может вы знаете этих животных?

(после ответов детей – «на побережьях островов обитают: тюлени, моржи и самые крупные хищники нашей страны белые медведи, сразу же на карту фигурки этих животных. А в летнее время на скалах гнездятся множество птиц: кайры, гагары, тупики, чистики. Такие скопления птиц называют «птичьими базарами»).

- Как же эти животные могут здесь жить? Их не пугает такой холод?

(после ответа детей – «их спасает от холода толстый слой жира, густая шерсть»).

- Чем же они питаются, ведь нет ни какой растительности?

(после ответа детей – «тюлени, моржи – рыбой, кальмарами, креветками; белый медведь – рыбой, но он же хищник и охотится на тюленей, мелких китов. Белый мех маскирует медведя на фоне снега и помогает незаметно подкрадываться к греющимся на солнышке тюленям. Шкура у медведя всегда остается белой.)

- Могут ли жить эти животные в наших лесах?

(после ответов: 1) строение тела;2)питание; 3) цвет медведя)

Отправляемся дальше в наше путешествие – это Тундра. Тундра – огромное безлесное пространство, лето здесь короткое и холодное, а зима морозная и продолжительная. Деревья вырастают лишь на несколько сантиметров, за короткое лето на болотах созревают ягоды – голубика, брусника, клюква, но самое распространенное растение – лишайники-ягель, ягель цветет весной и поэтому весной Тундра покрывается светло – голубым цветом. (Обратить внимание на цвет этой зоны)

Возможно вы знаете животных Тундры!?

(после ответов – постоянных обитателей не много – Северный олень, полярная сова, Белый медведь)

- Что помогает животным обитать в холодной Тундре?

(Животные спасаются о холодов при  помощи густой шерсти, пушистого оперения. У оленя отрастает теплая густая шерсть, благодаря широким копытам животное не проваливается в глубокий снег, а летом в топкое болото. Сова – густое оперение долгие пальцы птицы покрыты пухом и перьями, словно она одела варежки. Окраску сова не меняет, она всегда остается белой. Песец – густой, теплый мех, зимой белый, а летом светло – голубой или светло – серый).

- Чем они питаются?

(Лось – травоядное животное, в основном ягель; сова и песец – хищники, зимой остатками птицы, которые остаются от обеда белого медведя, а летом мелкими грызунами, сова насекомыми и лягушками)

- Ответьте, сова могла бы обитать в наших лесах?

На нашей карте много зеленого цвета. Может кто – то из вас догадается, где будет продолжаться наше путешествие?

(это леса, леса у нас разные и занимаю очень большую территорию).

Вот мы в дремучем лесу, где растут только ели, сосны, кедровые сосны – это тайга. Тайга вечнозеленый лес.

- Почему вечнозеленый?

(тайга темный, дремучий лес, закрашено в темно – зеленый цвет)

Тайга заканчивается и начинаются лиственные  и смешанные леса, в них светлее, в них светлее чем тайге и эта территория России закрашена в светло – зеленый цвет. В лесах много болот, озер, протекают реки, летом здесь созревает много ягод, растут грибы, разнообразные  травы. Хотя зима бывает снежная, морозная, особенно в тайге, но лесных жителей, очень много обитает.

- Какие же звери и птицы обитают в этих лесах?

(после ответов детей - кедровки, глухари, тетерева; в тайге живет – рысь. Какое животное вам напоминает рысь? В лесах Дальнего востока живет самая дикая кошка – Амурский тигр. В тайге, в лесах окружающих нас и даже по берегам речушек рядом с нами – бобры).

- Почему же так много обитает животных в лесах? Чем привлекает лес зверей, птиц?

( Лес служит домом для животных, здесь они   найдут и пищу и убежище)

- Этим животным и зверям легко ли было бы обитать в Тундре?

Путешествуя по холодным местам нашей страны, мы немного замерзли, но сейчас согреемся – физкультминутка.

И вот мы на юге нашей страны, где нет таких лесов, в которых мы сейчас побывали. Здесь раскинулись широкие степи и жаркие полупустыни. В степях разнообразие трав и обитает много птиц и зверей ( ………. Вам известные зайцы, лисица, волки, мыши), интересное животное степная черепаха.

- Почему здесь в степях может жить черепаха?

- Как вы думаете чем питается черепаха?

- А что спасает, защищает черепаху от врагов?

На побережье Каспийского моря, в низовьях реки Волги распространены полупустыни. Лето здесь очень жаркое, засушливое, мало воды и пищи. И поэтому животным приходится преодолевать огромные расстояния в поисках воды, пищи.

- Возможно, вы знаете, какие животные обитают в полупустыне?

(после ответов детей – живут здесь выносливые, быстроногие: сайгаки, верблюды)

Сайгак – удивительный нос помогает при дыхании, увлажнит сухой воздух и очистит от пыли. Шкура этого зверя такого же цвета, как и полупустыня, что помогает маскироваться от хищников. Сайгаки очень быстро перемещаются, их скорость достигает 80 км/час, что равно средней скорости автомобиля и это помогает ему выживать в пустыне. Сайгаков осталось очень мало.

Верблюд, также удивительное животное. Ребята, какую роль в жизни верблюда выполняют горбы? Горбы им помогают выжить в условиях полупустыни?

(они несколько дней могут прожить без воды благодаря своим горбам. В горбах запасается жир, который при необходимости может заменять воду. Верблюды выносливы, неприхотливы).

- Чем питаются верблюды, сайгаки?

- А как вы думаете, в каком месте нашей страны могли бы жить эти животные?

Вот и закончилось наше путешествие. И если вам доведется отправиться в лес и вам встретится муравейник или гнездо птицы, маленький ежик или птенец как вы поступите?

Мы с собой брали в путешествие фотоаппарат, я посмотрю фотографии, какие животные у меня получились.

Фотографии яркие, понятно какое животное изображено, единственный недостаток, не понятно, где живет верблюд.

- Как это можно исправить?

(после ответа детей в полупустыне я закрашу белую часть фотографии желтым цветом)

И у вас тоже у всех на фотографиях разнообразные звери и птицы я думаю, получились. Предлагаю сесть на свои места выполнить практическую часть «заселить» животное в свою среду обитания.

Я надеюсь вы запомнили и поняли, как расселились животные по территории нашей страны: лесные звери приспособились жить в лесу, животные полупустыни и степей не могут жить в Арктике или Тундре, а животные Севера не смогут жить на юге, в степях и полупустыне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по проекту "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Патриотическое воспитание детей через знакомство с малой Родиной...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Игра – Викторина. (Итоговое занятие) Тема: «Россия – Родина моя».

Игра – Викторина. (Итоговое занятие) Тема: «Россия – Родина моя». Цель: обобщить и закрепить знания о нашей стране – России; государственных символах; столице нашей Родины; об истории древне...

Моя Родина Россия, край родной мой – Тульский край. Итоговое занятие в подготовительной группе.

Воспитывать у детей любовь к Отчизне, развивать чувство гордости за достижения туляков в истории Российского государства....

Итоговое занятие по познавательному развитию на тему: « Ах, уж эти Мишки» в старшей группе при реализации проекта «Животные родного края и России».

В рамках работы по окружающему миру при реализации проекта «Животные родного края и России» в старшей группе детского сада МБДОУ №210 общеразвивающего вида г. Кемерово  было проведено итоговое за...

Животные Африки.Итоговое занятие.Отчет

https://drive.google.com/file/d/16PdYJKDz4xkXxZsraqPims0IiJEtSkFI/view?usp=drivesdk...