Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей старшего возраста
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ушакова Людмила Петровна

В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения, развивающая среда, список художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshiy_vozrast.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей старшего возраста

 

        Планирование составлено с учетом интеграции образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

 

        Содержание планирования включает пять основных блоков.

        Блок 1 – «Транспорт»

        Блок 2 – «Улица»

        Блок 3 – «Средства регулирования»

        Блок 4 – «Пешеходы»

        Блок 5 – «Пассажиры»

Старшая группа

        Задачи:1.Продолжать развивать наблюдательность, совершенствовать    ориентировку детей на местности.

              2. Расширять и углублять знания детей о различных видах транспорта, его особенностях (наземный, подземный, воздушный, водный).

              3. Знакомить детей с правилами движения для пешеходов (дорожные знаки для пешеходов, дорожная разметка, светофор).

              4. Расширять и уточнять знания детей о правилах для пассажиров.

              5. Дать детям представление о порядке движения транспорта ( дорожная разметка, знаки, светофор) и работе регулировщика и инспектора ГИБДД.

              6. Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения.

              7. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

        Предметно-развивающая среда:

- книги, иллюстрации, альбомы, плакаты с изображением различных видов транспорта, улиц, городов;

- игрушечные машины разного размера и назначения (грузовики, легковые автомобили, автобусы, рефрижераторы, пожарные, бетономешалки и т.д.);

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Водители», «Строители», «Автобус», «Улица», «Автозаправочная станция», «Регулировщик»;

-  дидактические игры «Что изменилось», «Правила движения», «Найди, что здесь не так», «Светофор», «Дорожные знаки», «Перекресток»(макет), «Подбери сигнал светофора», «Собери автомобиль», «Чье колесо? », «Кто на чем поедет?», «Чего не хватает?».

        Художественная литература: А. Дорохов «Перекресток» (из книги «Зеленый… Желтый… Красный!»); С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», «Велосипедист»;  Я. Пишумов «Постовой», «Азбука города»; И.Серебряков «Знакомьтесь – автомобиль»; Ю. Соколова «Правила безопасности»; Г. Георгиев «Что я вижу в городе», «Светофор»; Б. Житков «Что я видел»; Н. Калинина «Машины»; О. Высоцкая «Мамин троллейбус», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»,

В.Запольский «Переход».

        Перспективно-тематический план

Месяц, тема

Неделя

Мероприятия


Сентябрь





Тема:

«Улица»


1 - 2



3









4

Диагностическое обследование детей

         Цель: выявить уровень усвоения детьми программного материала.

Целевая прогулка  к перекрестку

         Цель: напомнить детям и закрепить основные элементы улицы и их назначение (здания, тротуары, скверы, проезжая часть, перекресток, дорожные знаки, светофор).

Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Азбука города»

         Цель: довести до сознания детей, что правила дорожного движения должен знать каждый.

Коллективная аппликация «Улица города»

         Цель: закрепить умение детей изображать транспортные средства и здания. Учить детей участвовать в общей работе.

Дидактическая игра «Найди, что здесь не так»

         Цель: развивать внимание, умение замечать ошибки и находить правильное решение.


Октябрь





Тема:

«Виды транспорта»

1






2












3






4

Занятие: «Какой бывает транспорт?»

         Цель: дать детям представление о различных видах транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный), о том, что для каждого вида существуют свои правила, от выполнения которых зависит безопасность пассажиров и окружающих.

Рассматривание игрушек и иллюстраций, изображающих специализированные машины. Составление описательных рассказов

         Цель: уточнять и расширять знания детей о машинах специального назначения. Активизировать в речи детей слова, обозначающие части машин.


Дидактические игры «Собери автомобиль», «От какой машины эта часть?»

         Цель: закреплять знания детей о внешнем виде машин специального назначения.

Оформление книжки-малютки «Какие разные машины»

         Цель: учить передавать специфические особенности формы и строение автомобилей специального назначения, учить равномерно раскрашивать рисунки.

Придумывание загадок о специализированных машинах

         Цель: учить детей самостоятельно придумывать загадки, воспитывать умение сравнивать, аргументировать. Развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.


Ноябрь




Тема:

«Движение транспорта»

1





2





3







4

Целевая прогулка по улице

         Цель: познакомить детей с понятием «одностороннее движение» и знаком, его обозначающим.Обратить внимание детей на звуковые и световые сигналы автомобилей

Дидактическая игра «Путешествие по городу» (на фланелеграфе)

         Цель: учить детей выкладывать на фланелеграфе улицы, перекрестки, расставлять знакомые знаки, выбирать правильные маршруты.

Беседа «Звуковые и  световые сигналы автомобилей»

         Цель: учить детей определять значение световых и звуковых сигналов автомобилей, применять пространственную терминологию, закреплять слова: слева, справа, спереди, сзади, навстречу, между, вдоль и др.

Кукольный спектакль «Незнайка за рулем»

         Цель: воспитывать серьезное отношение к соблюдению правил дорожного движения, вызвать желание использовать полученные знания о правилах дорожного движения на практике.


Декабрь



Тема:

«Особенности движения по скользкой дороге»

1





2





3

Занятие-беседа «Опасности зимней дороги»

         Цель: систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге.

Упражнения на прогулке «Катание по скользкой дорожке»

         Цель: познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить. Развивать равновесие.

Опыты: «Катание ластика по мокрой и сухой дощечке»

         Цель: уточнить представления детей о поведении резины на мокрой дороге.

 

Январь



Тема:

«Правила для пешеходов»

1









2





3

Беседа «Мы пешеходы»

         Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу на перекрестке со светофором и без него. Дать представление об особенностях перехода через дорогу с двухсторонним и односторонним движением, познакомить с дорожными знаками для пешеходов(пешеходная дорожка, автобусная остановка).

Инсценировка стихотворения В. Запольского «Переход»

         Цель: вызывать положительные эмоции, желание выполнять правила дорожного движения, закреплять значения сигналов светофора.

Музыкально-дидактическая игра «Разрешается-запрещается»

         Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице.


Февраль




Тема:

«Правила для пассажиров»

1



2



3





4

Целевая прогулка к автобусной остановке

         Цель: наблюдение и анализ поведения людей во время выхода из автобуса и посадки в него.

Дидактическая игра «Юные пассажиры»

         Цель: развивать мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Игровое занятие «Поездка в автобусе»

         Цель: дать детям наглядное представление о том, как нельзя вести себя в автобусе, закрепить правила поведения в общественном транспорте, познакомить с профессией контролера.

Дидактическое упражнение «Рассказываем поочередно»

         Цель: учить составлять рассказы по воображению, используя знание правил безопасного поведения на улице и в транспорте.


Март




Тема:

«Дорожные знаки»

1







2




3













4

Занятие-беседа «Зачем нужны дорожные знаки?»

         Цель: дать представление о том, что дорожные знаки существуют и для пешеходов, и для водителей, они бывают разных видов, познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход».

Целевая прогулка  по близлежащим улицам

         Цель: рассмотреть дорожные знаки, закрепить их названия и  значения, выяснить, для кого каждый знак – для водителей или пешеходов.

Занятие «Азбука города»

       Цель: закреплять знания детей об известных дорожных знаках, учить классифицировать дорожные знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, совершенствовать двигательные умения и навыки.

 

Дидактическая игра «Правила движения»

         Цель: формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «налево», «направо».

Настольно-печатная игра «Дорожные знаки»

         Цель: учить детей узнавать и называть дорожные знаки.

 Сюжетно-ролевая игра «Водители»

         Цель: учить детей применять на практике полученные знания.


Апрель





Тема «Сотрудники ГИБДД»

1





2






3





4

Экскурсия к посту ГИБДД

         Цель: наблюдать за  работой инспектора ГИБДД; уточнять знания детей о важности работы инспектора  для безопасности всех участников дорожного движения.

Рисование «Наш инспектор самый лучший»

         Цель: продолжать учить детей передавать в рисунке несложные движения человека, учить изображать характерные особенности форменной одежды инспектора ГИБДД, вызвать у детей эмоциональное отношение к образу.

Беседа инспектора ГИБДД с детьми «Если сломан светофор».

         Цель: познакомить детей с работой регулировщика, дать представление о некоторых  его сигналах.

Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»

         Цель: закрепить знания о работе регулировщика.

Заучивание стихотворения Я.Пишумова «Постовой».

         Цель: воспитывать уважительное отношение к работе регулировщика.



Май




Тема: «Отличные пешеходы»

1





2





3





4

Викторина по правилам дорожного движения «Что? Где? Когда?»

          Цель: уточнять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить аргументировано обосновывать свои ответы.

Решение проблемных ситуаций.

         Цель: учить детей применять знание правил дорожного движения и  находить оптимальные  решения в дорожных  ситуациях, смоделированных воспитателем.

Дидактическая игра «Вставь недостающие предметы»».

         Цель: учить правильно располагать фигурки пешеходов, автомобилей, дорожные знаки, светофоры  на картинке.

Диагностическое обследование детей

         Цель: выявить уровень усвоения детьми программного материала.

        К концу года ребенок должен усвоить:

  1. кто является участником дорожного движения и его обязанности;
  2. правила для пешеходов;
  3. правила для  пассажиров;
  4. регулирование дорожного движения;
  5. сигналы светофора и регулировщика;
  6. чтобы не создавать опасности на дороге, нужно быть дисциплинированным.

        

Подготовительная группа

Задачи: 1. Учить ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

                 2. Уточнять и систематизировать знания детей о правилах поведения пешеходов и пассажиров, учить применять их на практике.

                 3. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.

                 4. Познакомить с работой  четырехстороннего светофора, научить разбираться в его сигналах.

                5. Дать детям представление о правилах движения транспортных средств.

                6. Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, их назначением.

Предметно-развивающая среда в группе:

- книги, иллюстрации, альбомы, плакаты с изображением различных видов  транспорта;

- игрушечные машины разного размера и назначения (грузовики, легковые автомобили, автобусы, машины специального назначения);

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм  «Строители», «Водители», «Авозаправочная станция», «Автосервис»;

- дидактические игры: «Круговое движение», «Скажи что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Автомобильный салон», «Хорошо-плохо», «Найди где спрятался знак», «Улица» (макет).

Художественная литература:

С.Михалков «Велосипедист», О.В.Калашникова «Азбука. Правила движения», Э.Мошковская «Не задавите машину», И.Агеева «Частушки», В.Тимофеев «Для пешеходов», Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился», Н.Носов «Автомобиль», И.Серебряков «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота», В. Ардов «Огнехвостик».

Перспективно-тематический план

Месяц, тема

Неделя

Мероприятия


Сентябрь




Тема: «Наш город»

1 – 2




3












4


Диагностическое обследование детей

         Цель: выявить уровень усвоения детьми заданного объема знаний по правилам дорожного движения.

 Экскурсия по микрорайону

         Цель: закреплять названия улиц города, их элементы, обратить внимание на разнообразие транспорта и разметку дорог.

Рисование цветными мелками на асфальте «Город, в котором я живу»»

         Цель: Учить передавать в рисунке несложный сюжет, располагать здания и автомобили на разных уровнях, закреплять умение детей равномерно закрашивать рисунок.

Конструирование «Изобретатель»

         Цель: учить изготавливать из бумаги, картона, коробок различные машины, развивать воображение и творчество детей.

Игра в песочнице «Построим новый микрорайон»

         Цель:  учить передавать в постройке основные элементы улиц, развивать воображение.


Октябрь




Тема: «Дорожные знаки»

1





2









3








4

Занятие «Будь внимателен»

          Цель: дать представление о значении дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения, классификации дорожных знаков.

Дидактическая игра «Дорожные знаки для пешехода»

         Цель: закреплять знание и значение дорожных знаков.

Игры в автогородке детского сада

         Цель: систематизировать и закреплять знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться  пешеходным переходом.

Дидактическая ига «Узнай знак по описанию»

          Цель: учить детей узнавать и называть дорожные знаки по описанию их внешнего вида и назначению, самостоятельно составлять описания знаков.


Рисование «Придумай новый дорожный знак»

         Цель: учить детей передавать предметы в схематичном изображении, развивать фантазию и творчество , закреплять значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения, их классификацию.

КВН «Знатоки дорожных правил»

           Цель: закреплять правила безопасного поведения на дороге, вызывать положительное отношение к их выполнению.


Ноябрь




Тема: «Светофор»








1






2






3





4

Беседа  инспектора ГИБДД с детьми  «О чем сигналит светофор?»

           Цель: познакомить детей с работой четырехстороннего светофора, учить переходить через дорогу, ориентируясь по сигналам четырехстороннего светофора.

Экскурсия с инспектором ГИБДД на перекресток

           Цель: наблюдение за порядком движения на перекрестке, практическое обучение детей переходу через дорогу на перекрестке и вне его.

Сюжетно-ролевая игра «Водители» (в автогородке и в группе)

          Цель: закреплять знание  значений дорожных знаков и сигналов светофора, развивать внимание.

Спортивный досуг «Страна Светофория»

          Цель: развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, закреплять знание правил дорожного движения.


Декабрь




Тема: «Предупредительные  сигналы»

1





2










3






4

Целевая прогулка на нерегулируемый светофором перекресток.

         Цель: наблюдение за транспортом, объяснить детям значение основных световых сигналов автомобилей.

Экскурсия в автокласс.

         Цель: знакомство с местом обучения водителей, демонстрация и рассказ о предупредительных сигналах автомобиля.

Рисование «Водитель, уважай пешехода!» (агитационный плакат)

          Цель: познакомить детей с особенностями плакатного жанра, учить самостоятельно создавать агитационные плакаты.      

Встреча с сотрудником ГИБДД

         Цель: уточнять и расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, ее важности, необходимости для охраны безопасности всех участников дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»

         Цель: воспитывать уважение к работе сотрудников ГИБДД, закреплять знания основных сигналов регулировщика.

Январь


Тема: «Обязанности пешеходов и пассажиров

1







2










3



Вечер вопросов и ответов «Это должен каждый знать»

          Цель: уточнить и закрепить правила для пешеходов и пассажиров, рассказать об особенностях движения пешеходов и транспортных средств в гололед,  развивать диалогическую речь детей.

Лепка «Мы с друзьями на прогулке» (коллективная работа)  

          Цель: учить передавать фигурки человека в движении, используя знакомые приемы лепки, располагать их на макете, не нарушая правил дорожного движения.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

          Цель: учить детей выбирать правильное поведение в той или иной ситуации,  объяснять свой выбор.

Чтение сказки Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился»

         Цель: вызывать эмоциональное отношение к герою сказки, учить замечать и исправлять его ошибки.

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем…»

        Цель: расширять представления об особенностях поведения в различных видах транспорта (автобус, такси, маршрутное такси, трамвай, троллейбус).


Февраль




Тема:  «Дорожно-транспортные происшествия и  их причины»

1






2







3




4

Рассматривание картинок «Опасные ситуации»  и беседа «Кто виноват?»

         Цель: довести до сознания детей, что безопасность пешехода зависит в первую очередь  от его правильного поведения на улице, в транспорте.

Чтение сказки В.Ардова «Огнехвостик»

         Цель: вызвать  эмоциональный отклик на поступки героев сказки, укрепить уверенность детей в том, что безопасность на дороге зависит от разумного, осторожного поведения каждого участника дорожного движения.

Дидактическая игра «Найди ошибки»

         Цель: закреплять умение замечать нарушителей правил дорожного движения и объяснять их ошибки.

Конкурс рисунков «Так делать нельзя!»

         Цель: учить  предвидеть опасные ситуации и передавать их в рисунке, развивать воображение детей.


Март




Тема: «Дорога в детский сад»

1 – 2








3






4

Прогулки по микрорайону. Составление плана микрорайона.

         Цель: продолжать учить детей свободной ориентировке в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона, совместно с воспитателем составить план микрорайона, отразив на нем все элементы улицы и дороги.

Дидактическая игра «Найди безопасный маршрут»

         Цель: учить детей, пользуясь планом, прокладывать безопасные маршруты от своих домов до детского сада, к различным зданиям микрорайона.

Дидактическое упражнение «Дорисуй-ка»

         Цель: учить детей раскрашивать изображения, соотнося  цифры на нем с определенным цветом, составлять  короткие рассказы по полученным картинкам.


Апрель





Тема: «Закон улиц и дорог»

1



2







3








4

Экскурсия-беседа «Улица города»

         Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице.

Изготовление макета улицы для малышей (коллективная работа)

         Цель: закреплять знание элементов улицы, дороги; учить создавать различные здания и автомобили из природного и бросового материала;  развивать фантазию, творчество.

Занятие «Из прошлого в настоящее»

         Цель: познакомить детей с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения;  закреплять умение различать дорожные знаки по их назначению (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса).

Инсценировка и решение проблемных ситуаций (в автогородке)

          Цель: закреплять умение детей замечать нарушения правил дорожного движения и выбирать правильное решение в той или иной ситуации, учить обосновывать свой выбор.


Май






Тема: «Школа юного пешехода»

1-2



3








4

Диагностическое обследование детей

         Цель: выявить уровень усвоения детьми программного материала.

Развлечение «Юный пешеход» (экзамен)

        Цель: вызвать у детей положительные эмоции от сознания своей грамотности в вопросах правил безопасного поведения на улице, закреплять навык осознанного применения полученных знаний о правилах дорожного движения  в жизненных ситуациях.

Сюжетно-ролевая игра «Город»

          Цель: обобщить и закрепить знания детей  о правилах дорожного движения для водителей и пешеходов.

К концу года ребенок должен усвоить:

  1. правила безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте в различных погодных условиях;
  2. значение дорожной разметки;
  3. названия и значения дорожных знаков;
  4. значения сигналов транспортного светофора и регулировщика;
  5. значения световых и звуковых сигналов автомобилей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей младшего и среднего возраста

В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения , развивающая среда, список художественной литературы...

Организации обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно н...

Методические разработки "Обучение детей безопасному поведению на улице в дошкольном образовательном учреждении".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...

Консультации для родителей по обучению детей безопасному поведению на улице

Данный материал будет полезен родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, родителям первоклассников, учителям начальных классов....

Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на улицах города.

Консультация для родителей.Цель: Дать рекомендации родителям по обучению детей безопасному поведению на улицах города.Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольног...

Работа педагога по обучению детей безопасному поведению на улице.

Формирование у детей умений и навыков , выработка устойчивых привычек безопасного поведения на улице....

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...