интегрированное занятие в подготовительной группе "Свойства воздуха и его охрана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лунева Светлана Евгеньевна

Данное занятие с интеграцией образовательных областей "Формирование целостной картины мира" и "Конструирование" с элементами экспериментирования. Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие по познавательной деятельности (ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА КОНСТРУИРОВАНИЕ (ИНТЕГРАЦИЯ) в подготовительной группе «Свойства воздуха и его охрана».

                     Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять        знания о воздухе.

Задачи: Изучить  свойства воздуха (легкость, прозрачность, невидимость);  дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья,

Ход занятия

В группу воспитатель вносит игрушку -  надувную куклу Машу.

- Ребята. Сегодня я пришла к вам не  одна, а с Машей. Посмотрите, что она умеет делать.

-Ребята, а почему Маша летает, как думаете?  Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).

- А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).

- А как вы думаете, что  внутри у Маши?

А кто думает по-другому? (спрашиваю 2-3 детей)  (воздух)

Воспитатель:

-Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? ( Воздух нужен, мы им дышим)

-Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)

СЛАЙД 2

- Внутри Маши  есть воздух, а внутри нас есть или нет?

Давайте проверим.

Опыт 1:СЛАЙД 3

- Сядем за столы

- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

- Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

- Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)

- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? ( Воздух находится вокруг нас).

-Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? ( Воздух невидимый, прозрачный, легкий).

Ребята, посмотрите и скажите, внутри каких предметов находится воздух. («Где спрятался воздух?») СЛАЙД 4

Опыт 2. СЛАЙД 5

Ребята, как вы думаете, а есть ли воздух внутри этих предметов?

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

 Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

- Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)

- Посмотрите в него.

Давайте проверим, есть ли что в стакане.

Опыт 3:

- У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?

(из бумаги). Будем  медленно  погружать стакан  в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.

- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?

- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.

- Проверьте, намок он или нет?

- Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который  не впускает во внутрь воду).

- Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)

 -Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Маша принесла нам волшебные пакетики.

- Возьмите их в руки.

Опыт 4:

Ловим воздух. Закручиваем пакет.

Вывод: воздух можно поймать.

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. СЛАЙД 6

Физкульминутка.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

 (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

 (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,

 Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. О чистоте воздуха необходимо заботиться. Поэтому этот год посвящен защите окружающей среде. СЛАЙД 7

Ребята, кажется я что – то слышу.

Аудиозапись( птичка кашляет).

В. Птичка почему ты кашляешь?

Аудиозапись.

С Юга я сюда летела,

В гости к вам зайти хотела,

Вдруг труба, над нею дым,

Оказалась я над ним,

Заблудилась я в дыму,

Что со мною не пойму,

Долго кашляла, чихала,

Даже видеть перестала.

В. Здесь вопрос любому ясен, грязный воздух нам опасен.

В. Ребята как вы думаете почему птичка кашляла и чихала?

О.( Дышала грязным воздухом).

В. Ребята, а как вы думаете почему воздух бывает грязным? СЛАЙД 8

О. (Сжигают мусор, где много машин,).

В. Когда на свалках сжигают мусор, (а этого делать нельзя) выделяется едкий дым, который портит воздух. Так же загрязняют воздух промышленные отходы которые попадают в воздух из заводских труб.

 Хотите посмотреть, как дым загрязняет воздух?

Опыт 5.

Нагреваем ложку над свечой. Образуется сажа. Даем потрогать детям.

В. А что станет с людьми которые будут дышать грязным воздухом?

О. Люди могут заболеть).

В. Ребята где же лучше гулять у дороги где много машин, или на территории дет. сада, в парке, сквере, или в лесу? СЛАЙД 9

О. (В парке, сквере, лесу).

В. Да, растения – это очистители воздуха. Они поглощают плохой, загрязненный воздух, а выпускают чистый, которым нам с вами легко дышать. Вы заметили, что в группе, да и у вас дома много комнатных растений? Они  очищают воздух в помещении, чем больше растений вокруг, тем легче нам дышится.

Птичка (аудиозапись).

Вот спасибо вам друзья,

Где мне жить узнала я,

Буду в парке гнёзда вить,

Своих птенчиков растить.

( птичка улетела)

- кажется наша Машенька загрустила. Да она хочет нам загадать загадку. СЛАЙД 10

 - Послушайте  музыкальную загадку и скажите, что это?

Включить магнитофон,  прослушать запись (музыка ветра).

Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)

Воспитатель:

- А можем ли мы увидеть ветер? (нет) СЛАЙД 11

- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны , облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)

- А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).

- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)

Опыт 5:

 - Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)

- Так что же такое ветер?

- Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

- Воздух стоит – ветра нет, движется ( например, движение веером) – возникает ветер.

- Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.

Посмотрите на портреты ветра и скажите, на каком портрете ветер, делающий добрые дела, а какой ветер приносит одни несчастья? Почему?

- Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»

Разделимся с вами на две команды

Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра.  Картинки надо прикрепить  соответственно к портретам доброго и злого ветра.

Ребята, а как вы думаете, как мы в играх используем воздух? (мыльные пузыри, воздушный шарик, воздушный змей) СЛАЙД 12

А хотите, сделать сами игрушку, где мы будем использовать воздух? ( делаем вертушку) СЛАЙД 13 - 14.

Выводы:

  1. Воздух невидимый.
  2. Воздух есть внутри нас.
  3. Воздух есть внутри предметов.
  4. Воздух можно поймать.
  5. Дым загрязняет воздух.
  6. Растения – очистители воздуха.
  7. Ветер – это движение воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"...

Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас"

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-с...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Свойства воздуха"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Свойства воздуха"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект открытого интегрированного занятия по ЗОЖ «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (средняя группа)

Конспект открытого интегрированного занятия по ЗОЖ«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (средняя группа)...