Статья ""Уголки живой природы" в ДОУ"
статья по окружающему миру по теме

Короткова Марина Борисовна

В статье я попыталась выразить свою точку зрения о значении "Уголков живой природы" в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Моё мнение29 КБ

Предварительный просмотр:

            Сегодня очень много говориться об экологическом воспитании детей дошкольного возраста, но ведь этим вопросом воспитания занимались ещё педагоги-классики (Я.А. Каменский, К. Д. Ушинский). Идеи ознакомления дошкольников с природой не новы, а скорее являются традиционными. Если вспоминать наше, советское дошкольное воспитание (различные кружки юных натуралистов и даже целые школы юннатов).

             Методика ознакомления детей с природой начала зарождаться ещё в 50-е годы.

            Наше поколение педагогов помнит, как учились по теоретико-экспериментальной методике знаменитых психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые предлагали усложнение содержания обучения через внесение в него теоретических знаний из окружающей действительности.

           Сегодня написано немало программ по воспитанию детей дошкольного возраста. Это Н.А. Рыжова «Наш дом-природа», В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик», программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой, Н.А. Рюкбель «Чувство природы», и мн. др.

               Содержание этих программ нацелено на формирование определённого отношения детей к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребёнком в разных видах деятельности.

             Говоря об экологическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении невозможно представить себе проведение таких занятий без «живых уголков». Но современные требования таковы, что, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (ред. от 20.12.2010), размещение аквариумов, животных и птиц в помещениях групповых комнат запрещено.

              Для того, чтобы организовать такой островок живой природы у себя в ДОУ нужны специально отведённые для этого помещения. Возникает вопрос: «Где найти такие помещения?», особенно если это дошкольные учреждения, здания которых не построены по типовому проекту, а приспособлены для пребывания в них детей.

           Когда читаешь требования к организации «уголков живой природы» о жутких паразитических гельминтах, аллергии и прочих «страшилках», невольно приходит мысль о том, что не очень ли в очередной раз перемудрили наши санитарные врачи? Мне кажется, что при соблюдении соответствующих гигиенических правил всё же возможно иметь такие «островки природы», ведь речь не идёт об огромных площадях, занятых под содержание крупных животных! Вот и отказываются многие дошкольные образовательные учреждения от содержания аквариумов, птиц, черепах и прочих животных, дабы не иметь дела с санэпидемнадзором, роспотребнадзором и прочих служб. А ведь уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, что способствует разнообразию жизни ребёнка, обогащению знаниями.

             Постоянное взаимодействие с обитателями уголка помогает развивать наблюдательность, познавательное отношение к природе. На примере обитателей «уголка» можно проводить такие тематические занятия по изучению живой природы как «способы передвижения животных», «среда обитания», «приспособленность животных к различным средам обитания», «покровительственная окраска» и много, много других.  

             Уголок живой природы помогает воспитывать у детей ценностные ориентации, гуманное отношение ко всему живому, ответственность за благополучие живых существ. Дети познают эстетические свойства растений и животных, учатся создавать красивое своим трудом не зависимо от сезона

            Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.

            В  своей статье я попыталась выразить своё отношение к «уголкам живой природы», «живым уголкам», как бы они не назывались в дошкольном учреждении своё отношение как методиста. Очень хотелось бы услышать мнение коллег по заданной теме.

С уважением ст. методист МБДОУ д/с «Колокольчик»

Короткова Марина Борисовна

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Труд в уголке живой природы"

Картотека трудовой деятельности в уголке живой природы для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека Труд в уголке живой природы Старшая группа

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки...

Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Теоретические аспекты исследования  дефектологической литературы  по вопросам  формирования доступных представлений  у данной категории детей...

Статья "Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста".

Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний,умений и навыков....

Паспорт уголка живой природы ДОУ

Уголок живой природы ДОУ. Что необходимо разместить, какие зоны и коллекции содать. На все эти вопросы я постаралась ответить в данной статье....

Паспорт уголка живой природы

Паспорт уголка живой природы...