Путешествие в прошлое
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
краткий конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме
«Путешествие в прошлое земли Ижорской»
Участники: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Количество детей: подгруппа (8-10 человек)
Длительность: 25-30 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область «Познание»
- уточнить представления детей об истории малой родины,
- уточнить представления детей о предметах русского старинного быта,
- формировать и поддерживать у детей интерес к истории родного края,
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, на карте.
- Образовательная область «Коммуникация»
- закреплять умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
- вызывать интерес к разгадыванию загадок,
- продолжать учить разгадывать кроссворды,
- продолжать работу по обогащению словаря на тему «Истории русского народа».
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций, фотографий из истории существования ижорских земель,
- знакомство с реками Нева и Ижора, с Ладожским озером, их взаимосвязанностью в виде мультимедийной презентации,
- работа над формированием умения разгадывать загадки на бытовые и социокультурные темы,
- беседы о быте русского народа (жилище, одежда, предметы быта, традиции).
В НОД использованы:
Деятельность организуется в двух помещениях: групповой, комната-изба.
Лист бумаги с точками (после соединения получается ладья);
Карта Ленинградской области;
Карточки с изображениями предметов, необходимых для рыбалки и охоты (количество может быть не одинаковым);
Удочка (для физминутки);
Старинная утварь, инвентарь в комнате-избе;
Карточки с названиями предметов старинной утвари, заготовка для кроссворда;
Самовар;
Булочки (2 завтрак).
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в путешествие в прошлое земли Ижорской. Вот только транспорт у нас будет необычный. Давайте попробуем угадать, что это может быть? (Варианты ответов детей).
- Давайте проверим, кто из вас прав. Для этого надо выполнить следующее задание: соединить точки на листе бумаги. (Дети выполняют задание).
- Сравним наши результаты, что у вас получилось? (Ладья)
- Ладья? А что это? Ладья – это шахматная фигура, разве это транспорт? (Ладья – это старославянское судно, на котором наши предки передвигались по рекам).
- Ах, вот какая ладья. Что ж, а какие реки протекали и протекают сейчас через наш край, через нашу землю Ижорскую? (Нева, Ижора, др.)
- Все верно. Давайте обратимся к карте нашего края. (Дети совместно с воспитателем находят реки, леса, возвышенности и др. особенности края).
- Сейчас, ребята, умеющие читать, покажут и назовут реки и озера, которые встретились на карте. (Дети выполняют задание).
- Молодцы. Много рек и озер в нашем крае. С давних пор по их берегам селились люди. Вспомните, пожалуйста, какие народности населяли наш край? (Ижоры, веди, чудь, вепсы).
- Как вы думаете, почему именно по берегам водоемов люди строили свое жилье? (Варианты ответов детей).
- Давайте вспомним каких животных можно было встретить в наших лесах? (Варианты ответов). Какие растения, ягоды, грибы встречаются в лесах? (Варианты ответов).
- Чем же занимались люди в былые времена? (Охотились, ловили рыбу).
- Правильно. Перед вами картинки с разными изображениями. Предлагаю поиграть: нужно разложить эти картинки по принадлежности к таким видам деятельности как охота и рыбалка. (Приглашаются два человека. Они выполняют задание, а затем называют предметы, которые отобрали. Остальные помогают объяснить назначение предметов или показывают действие с ними).
- Вы очень хорошо справились с заданием.
Физминутка «Рыбалка»
У педагога в руках «удочка»-веревочка. Стоя на возвышении, он «ловит рыбу». А дети стараются «попасться на крючок», т.е. ухватиться за кончик веревки.
Воспитатель: Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Дети: Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде, (подпрыгивания – ловля крючка)
То сожмутся, разожмутся, (группировка – потягивание)
То зароются в песке.
- Чем еще занимались люди, чтобы на их столе была пища? (Выращивали хлеб).
- Верно. Люди занимались земледелием: пахали, сеяли. Давайте вспомним загадки, пословицы и поговорки и зерновых культурах, хлебе. (Варианты ответов детей).
- Как Вы думаете, сейчас люди сеют то же самое или нет? (Дети дают ответы и поясняют их.)
Затем дети вместе с воспитателем проходят в комнату «Изба», рассаживаются на лавки. Воспитатель предлагает ребятам осмотреться и найти знакомые предметы, вспомнить их названия и назначение.
- Мы с Вами находимся в русской избе. Вспомните, из чего ее строили? (ответы).
- А что самое главное в избе? (ответы, предположения)
- Правильно. Самое главное в избе – печь. в ней готовят пищу, греют воду. На ней спят, зимой греются. Давайте заглянем в печь (достают чугунок).
- Что это такое? Для чего необходим этот предмет? (ответы).
- Какую еще посуду вы увидели здесь? (дети перечисляют).
- А какие помощники были в избе? Как они помогали человеку? (ответы – ухват, кочерга, и т.д.)
- Молодцы, ребята. Все ваши ответы я записала на карточки. Давайте с их помощью разгадаем кроссворд.
Дети (при необходимости, с подсказкой педагога) расставляют слова в кроссворд.
- Посмотрите, по вертикали у нас получилось слово. Кто сможет его прочитать? (самовар). Кто может рассказать, что же это за предмет такой. (дети рассказывают).
- Правильно. Самовар можно считать полноправным хозяином в доме. Без него не обходился ни один вечер. Вся семья собиралась за большим столом, пили ароматный чай из красивого самовара. на праздник пекли пироги, приглашали гостей.
- Ой, а что это за запах? Ребята, а в печке ни чего у нас не подгорает? (заглядывают в печь и достают булочки).
- Вот это сюрприз. Спасибо, печка.
- Ребята. На этом наше путешествие окончено. Мы вспомнили много интересного о том, как жили люди на Руси. О чем еще мы разговаривали? (ответы детей).
- А сейчас я предлагаю Вам вернуться в группу и подкрепиться после путешествия этими булочками и чаем.
Дети возвращаются в группу на 2-ой завтрак.
Дальнейшая работа:
составление совместных с родителями коллажей из истории древней Руси, земли Ижорской;
подборка и просмотр презентаций об истории малой Родины;
экскурсия в музей Ижорского завода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.
Программные задачи:· Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...
«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия
Обучающие задачиОбогатить представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга 315 лет назадПознакомить с историей строительства Петропавловской крепости...
Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"
В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....