Конспект занятия "Живая неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
Тема «Живая и неживая природа»
Цель: формирование знаний у детей о живой и неживой природе, по средствам экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы; умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища. Развивать интерес к познанию объектов природы через познавательно – исследовательскую деятельность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Методы и приёмы: вопросы к детям, показ, практические действия детей: экспериментирование.
Демонстрационный материал: схема «Признаки живой природы», обручи жёлтого и зелёного цветов, карточки с объектами живой и неживой природы, фотографии «Природа нашего края»
Раздаточный материал: карточки с объектами живой и неживой природы, стаканчики с водой, песком,
Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением живой и неживой природы.
Ход ООД:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент
Игра – приветствие
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй наш весёлый круг!
- Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
2.Вводная беседа, проблемное рассуждение
- Дети, вы любите смотреть фотографии? А хотите узнать, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
- Предлагаю вам посмотреть фотографии и послушать стихотворение.
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг….(природа)
- Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о природе)
- Дети, а что такое природа? (Дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
- Дети, а что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Назовите предметы, которые нельзя назвать природой.
Воспитатель: Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека.
II.Основная часть:
(Воспитатель приглашает детей в лабораторию)
Опыт с водой и песком.
- Дети, что находится в стаканчиках? (вода и песок)
- Перелейте часть воды в другой стакан. Что произошло с водой? Вода перестала быть водой? (Вода осталась водой).
- А теперь пересыпьте песок из стакана на тарелку. Что произошло с песком, он изменился? (Песок остался песком)
- Что произойдёт с цветком, деревом если разделить их на части? (Они погибнут).
- Почему? (они живые)
- Почему не погибли песок и вода? (вода и песок - неживая природа)
Воспитатель: Дети скажите пожалуйста на какие две группы можно разделить мир природы? - Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.
Физминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
Я вам предлагаю рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Давайте распределим их на две группы: объекты живой природы положите в зелёный обруч – это полянка, объекты неживой природы – в жёлтый обруч – это песок. Я думаю, вы прекрасно справитесь с этим заданием.
(Дети рассматривают картинки, отбирают предметы живой природы и кладут их в зелёный обруч, предметы неживой природы - в жёлтый обруч)
- Дети, посмотрите на карточки, если вы считаете, что задание выполнили верно, поднимите солнышко. Давайте назовём сначала объекты живой природы, а потом - неживой природы.
Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»
– Дети, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается.
- Дети, как вы думаете, а растения могут двигаться? (Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы).
(На магнитной доске появляется карточка – схема: первый признак живой природы – движение.)
Игра «Кто как передвигается?» (с мячом)
Человек идёт, бежит.
Птица … (летает)
Рыба ……( плавает).
Белка …..(прыгает).
Лягушка…..( скачет).
Улитка ,,,,,,,,(ползает)
Утка…..( плывёт)
Заяц …..(скачет)
Черепаха…..( ползает)
Комар ….(летает)
Змея …..(ползёт
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
(воспитатель показывает таблицы «Всё живое растёт»)
На доске появляется карточка – схема: второй признак жизни – рост.
(воспитатель предлагает поиграть)
Игра «Кто кем был?» (с мячом)
Заяц – ……зайчонком,
Птица – …. яйцом,
Лошадь - ……жеребёнком
Рыба –….. икринкой
Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
(На доске появляется карточка – схема: третий признак жизни – питание)
« Кто как ест?»
Человек кашу (ест), молоко (пьёт)
Собака кость (грызет )
Кошка молоко (лакает )
Коза траву (жует )
Курица зерно (клюет )
Белка орешки (грызет)
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение, у взрослых появляются дети.
(На доске появляется карточка – схема: четвёртый признак жизни – размножение)
– Дети, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, размножение).
- Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Беседа – рассуждение
- Дети, представим на минутку, что исчезнет неживая природа.
- Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет солнце? (будет темно и холодно, всё живое погибнет)
- Сможем ли прожить без воды, а растения? Животные?
Воспитатель: живая и неживая природа связаны между собой.
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
(воспитатель приглашает детей на коврик)
Релаксация «Солнышко»
— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным
- Что дает человеку природа? (Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду).
- А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Воспитатель
- К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя? (Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам).
Решение проблемной ситуации «Как вести себя в лесу»
Я буду читать вам советы, если это хороший совет – поставьте зелёное пятнышко, если это плохой совет – поставьте красное пятнышко.
*Ветки в лесу не ломайте, деревья не качайте, ни травинки, ни лист зря не рвите.
*В лесу можно поиграть: листьями побросаться, цветы рвать, венки плести. Подумаешь, много зелени – еще вырастет.
*Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
*Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.
*Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
*Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных.
*Пришел на луг, нарви большой букет цветов.
*Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Какого цвета первый кружок, второй и так далее.
III. Заключительная часть.
. Рефлексия
- Дети, скажите, что такое природа? Какая бывает природа? Что Вам большего всего понравилось на занятии? Что запомнили?
- Дети, вы были любознательными, отвечали на вопросы. Спасибо Вам большое за внимание и за прекрасную проделанную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Явления неживой природы. Гроза в природе."
Конспект занятия...
Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...
Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Окно в природу: живая и неживая природа»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе«Окно в природу: живая и неживая природа»...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект ООД "Неживая природа. Удивительный мир камней."
Данная организованная образовательная деятельность проводится с детьми старшей группы по познавательному развитию (экологическое воспитание) и решает следующие задачи:Образовательные задачи: познакоми...