методическая разработка конспекта НОД "Как мы дышим и зачем?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область "Познание" Тема: "Как мы дышим и зачем?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.zan_.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области
« Как мы дышим и зачем?»
Образовательная область «Познание»
Разработала:
Сокольникова Н.М.,
воспитатель
Троицкий,
2013
Сокольникова Н.М.,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №1 «Снежинка» поселка Троицкий
Тема занятия по валеологии с элементами ОБЖ: «Как мы дышим и зачем?»
Цель: сформировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с органами дыхания: нос, трахея, бронхи, лёгкие и дать простейшие представления об их строении и их функциональном назначении;
- Обучить основам безопасности жизнедеятельности для сохранения здоровья органов дыхания, правилам поведения в природе, для сохранения чистоты воздуха;
- Формировать валеологические знания и осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни и умения отображать полученные знания в речи;
- Обогащать словарь детей.
Развивающие:
- Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для укрепления своего здоровья;
- Развивать наглядно-образное мышление и логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
- Формировать умения делать выводы и умозаключения с использованием элементарных опытов;
- Развивать связную и доказательную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать валеологическое сознание у детей, стремление заботиться о своём здоровье;
- Воспитывать валеологические взгляды, суждения о фактах и явлениях, ухудшающих здоровье органов дыхания;
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
Оздоровительные:
- Способствовать выработке правильного дыхания и произношения;
- Профилактика простудных заболеваний;
- Способствовать обогащению органов дыхания кислородом и очищению их с помощью дыхательных упражнений.
Предварительная работа:
Чтение произведений Г.Юдина «Кислородная зажигалка», С.Е. Шукшина «Как устроено наше тело?», беседа, рассматривание иллюстраций, картин. Энциклопедия «Человек».
Занятия « Я и моё тело», «Какие мы?»
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Что ты знаешь о...»
Сюжетно ролевая игра «Поликлиника».
Обогащение словаря: бронхи, лёгкие, трахея, органы дыхания, грудная клетка.
Оборудование: картины с изображением органов дыхания, разрезные схемы с органами дыхания, корзина с фруктами, фартук с изображением органов дыхания, перфокарты, маленькие зеркала (по количеству детей), Д/и «Чей нос?», стаканчики с трубочками (по количеству детей).
Ход занятия
Дети заходят в группу и становятся в центре полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми! Давайте поприветствуем, друг друга и улыбнемся!
Сегодня к нам в гости пришёл маленький Кислородик, который приглашает нас отправиться с ним в удивительное путешествие в страну Лёгких. И для того, чтобы попасть туда, вам необходимо выполнить несколько заданий.
Первое: отгадать загадку:
Воспитатель:
Вот гора, а у горы-
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос).
Дети: нос.
Воспитатель: правильно. Дети, внимательно посмотрите друг на друга: вы видите как мы похожи, а носики у всех разные: у кого-то курносый, у кого-то прямой. Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. На самом деле, даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Дети, а для чего же нужен нос?
Дети: Дышать, определять запахи.
Воспитатель: А вы знаете, что носы бывают разные. Ведь нос есть и у человека, и у птицы, и у животного. Итак, задание номер два: Вот, угадайте, чей это нос? (показывает нос поросёнка).
Дети: это нос поросёнка.
Воспитатель: опишите, какой он?
Дети: круглый, маленький.
Воспитатель: А, как он называется?
Дети: пятачок.
Воспитатель: (показывает нос птицы) Чей это нос?
Дети: это нос птицы.
Воспитатель: какой он?
Дети: узкий, длинный.
Воспитатель: а, как называется нос у птицы?
Дети: клюв.
Воспитатель показывает нос слона. Чей это нос?
Дети: это нос слона.
Воспитатель: правильно, опишите его.
Дети: он большой, длинный, тяжёлый, мощный.
Воспитатель: а как называется нос у слона?
Дети: хобот.
Воспитатель: молодцы, а теперь, давайте проверим, как наши носы умеют определять запахи, и поиграем в игру « Угадай фрукт по запаху». Дети, подойдите ближе к столу и зажмурьте крепко глазки, только, чур, не подглядывать! Итак, я вам буду предлагать фрукты, а вы должны понюхать и сказать, какой это фрукт (Воспитатель предлагает детям разные фрукты, если ребёнок затрудняется назвать, ему помогают остальные).
Воспитатель: Ребята, маленький Кислородик говорит, что вы все справились с заданием, но вы немножко устали и поэтому сейчас мы с вами выполним физкультминутку, чтобы немножко отдохнуть и расслабиться.
Станьте прямо, спинка ровненькая, начинаем:
Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим. (Дети выполняют движения в соответствии со словами текста).
Воспитатель: Хорошо, а сейчас, садитесь на стульчики, будьте внимательными, путешествие Кислородика начинается. А как вы думаете откуда?
Кто что вкусное принёс –
Всё учует детский…нос.
Воспитатель: Да, именно с носа. Закружило, завертело, понесло, и с воздушным потоком маленький Кислородик попал в ваш носик. Маленький, аккуратный носик оказался для него целой пещерой. Ребята, пока Кислородик летел в ваш носик, к нему по дороге цеплялись кусочки грязи и пыли, от которых он, как ни старался, освободиться не мог. Влетев в нос, Кислородик стал натыкаться на бесчисленные мельчайшие реснички, которые казались для него огромными деревьями, и он очень испугался. Но потом он заметил, что когда он пробирается через густые заросли ресничек, от него отскакивают пылинки и кусочки грязи, которые прицепились по дороге. Кислородик обрадовался и стал пробираться вперёд ещё быстрее, от чего ему стало немного теплее и даже жарко.
Так вот, ребята, нос – важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает лёгкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Вот почему важно дышать носом.
Из носа Кислородик тёплый и чистенький попал в длинный-предлинный туннель, который называется «трахея». Трахея похожа на трубочку, по которой наш Кислородик и попадает в бронхи, а бронхи, ребята, похожи на корни дерева и затем он попал в самое знаменитое место - лёгкие. Все маленькие Кислородики мечтают здесь побывать. Лёгких два. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков, покрытых сетью тоненьких, толщиной с волос, кровеносных сосудов. Лёгкие размещаются в грудной клетке вместе со своим соседом - сердцем. В этой клетке имеются не только «стены» - ребра, но и «пол», только не деревянный, а из мышцы. И тут наш герой заметил, что он не один. Вокруг него собралось множество таких же, как и он путешественников. От этого лёгкие расширились, увеличились, и случилось неожиданное: лёгкое больше не смогло вмещать никого, т.к. места были заняты. Оно поднатужилось и резко сжалось, вытолкнув из себя всех посетителей, среди которых был и Кислородик. От таких изменений всё перемешалось, и наш герой попал в красную реку. Кислородик знал, что люди называют красной рекой кровь. А туннель, по которому течёт эта река – кровеносными сосудами.
И вот, наш Кислородик стал мореплавателем. И теперь он посетит все интересные места: руки, ноги, голову, животик, спинку, ушки, грудку, пальчики. Где бы не побывал Кислородик, везде его встречали местные жители - клетки. И всем Кислородик раздавал подарки, и от этого всем было легко и радостно. Кислородик побывал во всех знаменитых местах, раздал подарки, и его доставили снова в лёгкие, где он встретил своих друзей. И все были в восторге от путешествия, они захотели вернуться назад на улицу и рассказать о своём путешествии всем-всем-всем. А для того, чтобы выбраться наружу, они попросили лёгкое помочь им, и оно согласилось, Оно поднатужилось, расширилось и выпустило всех друзей из себя.
От того, что они побывали в путешествии, друзья разважничались и стали придумывать себе новые имена. И наш Кислородик придумал себе новое имя – Углекислый газ. Но потом друзья успокоились и разлетелись в разные стороны. И с тех пор всё новые и новые Кислородики отправляются в путешествие по этой стране. Клетки тоже подружились с путешественниками и оттого, что их любят, они наполняются красотой и здоровьем.
Воспитатель: дети, давайте повторим, куда сначала попадает воздух?
Дети: В нос.
Воспитатель: что с ним там происходит?
Дети: очищается от пыли и согревается.
Воспитатель: затем, куда….
Дети: в трахею.
Воспитатель: на что она похожа?
Дети: на трубочку, на длинный туннель.
Воспитатель: правильно и затем…
Дети: в бронхи.
Воспитатель: на что они похожи?
Дети: на корни дерева.
Воспитатель: и, наконец, куда…
Дети: в лёгкие, которые состоят из пузырьков и покрыты сетью кровеносных сосудов.
Воспитатель: Лёгкие, так же как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а лёгкие – воздух. В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода. При вдохе грудь поднимается, лёгкие расширяются, и свежий воздух попадает в легкие, (воспитатель одевает ребёнку фартук с изображением органов дыхания).
Дети, посмотрите, где у человека находятся лёгкие, а теперь покажите, где у вас находятся лёгкие. Положите ладонь на грудь и вдохните глубоко. Вы чувствуете, как ваша грудь расширилась, и лёгкие наполнились воздухом? Ещё раз вдохните и выдохните. При выдохе лёгкие сжимаются, и воздух выдыхается. Воспитатель: Лёгкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот, давайте, выполним несколько дыхательных упражнений, чтобы помочь нашим органам дыхания и наполним их кислородом.
Дыхательная гимнастика: упражнения « Насос», «Сердитая ворона», «Жук», «Собака нюхает одуванчик».
Воспитатель: Дети, а как можно увидеть, что мы дышим?
Дети: подуть.
Воспитатель: правильно. Подойдите к столам. Давайте проведем опыт. Возьмите стаканчики и подуйте в трубочку. Что вы увидели?
Дети: пузырьки в воде.
Воспитатель: правильно, а в пузырьках находится воздух. Но в выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на зеркальце, оно запотело. Теперь, проведите по нему пальцем – остался след.
Воспитатель: Ребята, присядьте. Возьмите конвертики и достаньте содержимое. Что нарисовано на картинках? Разложите картинки так, чтобы было видно, как воздух поступает в лёгкие. (Дети работают за столом с разрезными схемами органов дыхания). Молодцы, все справились.
Воспитатель: (показывает 2 рисунка: со здоровыми лёгкими и лёгкими курильщика). Дети, чем отличаются эти лёгкие друг от друга?
Дети: на одной картинке розовые лёгкие, а на другой чёрные.
Воспитатель: А розовые легкие, у какого человека?
Дети: у здорового.
Воспитатель: А чёрные?
Дети: У того, кто курит.
Воспитатель: Как вы думаете, почему лёгкие у курящего человека чёрные?
Дети: потому, что дым попадает в лёгкие.
Воспитатель: если человек курит, это очень вредно для здоровья, т.к. дым попадает в лёгкие. Курение – это яд. Что может произойти с человеком, который курит?
Дети: он может заболеть, у курильщиков плохо пахнет изо рта, желтеют пальцы.
Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, нужно беречь органы дыхания. Дети, а как надо беречь органы дыхания?
Дети: чаще выезжать за город, дышать свежим воздухом. Проветривать помещение, избегать резких колебаний температуры, не следует сильно напрягать голосовой аппарат, нельзя есть, и пить сильно холодные продукты, нельзя курить, не следует дышать загрязнённым воздухом.
Воспитатель: а как вы думаете, где воздух чище?
Дети: в лесу, в деревне.
Воспитатель: ребята, а что ещё мы с вами делаем с утра, чтобы быть бодрыми и здоровыми?
Дети: зарядку, гимнастику, массаж.
Воспитатель: давайте мы с вами немножко потренируемся и выполним массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний, чтобы быть бодрыми и здоровыми. Встаньте возле своих мест и приготовьтесь:
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем – да-да-да!
Нам простуда не страшна.
Воспитатель: Для дыхания необходим свежий воздух, а в городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. И нам с вами, для того, чтобы воздух оставался чистым необходимо соблюдать некоторые правила. Ребята, сейчас вы по очереди будите подходить ко мне, брать карточку и рассказывать, что нельзя делать в лесу.
Дети по очереди берут карточки и рассказывают правила поведения в лесу.
Воспитатель: ребята, давайте хором скажем, для чего же нам необходим воздух?
Дети: Он нам нужен для того, чтобы сделать вдох и выдох.
А когда он очень пыльный, а когда он очень грязный,
Говорим мы: « Ах! Ох! Ух! Очень нужен всем на свете
Свежий, чистый… воздух.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем мы с вами занимались? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, ребята, мне тоже очень понравилось. Вы знаете, маленький Кислородик оставил вам на память подарки: вот эти воздушные шарики. Я хочу, чтобы вы дома надули их и ещё раз совершили путешествие вместе со своими мамами и папами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"
Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....
Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....
Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе
Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....
план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»
Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...
Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...
Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»
Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...
Конспект методической разработки конспекта непосредственной образовательной деятельности модельно-конструктивной деяятельности на тему: "Домик для Зайчика"
продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (пластина широкая и узкая, кирпичики средние и маленькие, кубики), учить использовать их с учетом конструктивных свойс...