зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дегтярева Елена Александровна

Разработка занятия по окружающему миру  для  старшей группы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Зимующие птицы нашего края»

(подготовительная группа)

Задачи:  

Способствовать расширению знаний о жизни зимующих птиц в

нашей климатической зоне.

Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их

значении для природы; о видах кормушек и о кормах,

используемых для подкормки зимующих птиц;

 Содействовать воспитанию чувства ответственности за жизнь

пернатых.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран проекционный,

презентация «Зимующие птицы нашего края», группа украшена снежинками и картинами с изображением зимней природы и зимующих птиц, конверты с заданиями для групповой работы, образцы корма, справочная литература, книги «Зеленые страницы», «Лесная газета».

Ход   НОД

I. Организационный момент

Сегодня у нас необычное занятие. Какое время года?

-Зима.

Она все заколдовала и покрыла снежным покрывалом.

II. Мотивационно- ориентировочный

Посмотрите, какие следы на снегу. Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки?

-Птицы, ворона, воробей, дятел.

(Ответы детей)

Давайте, отгадаем загадки про птиц.

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Всѐ время стучит, Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зѐрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)


III. Поисковый

Что объединяет всех птиц?

-Птицы, которые не улетают на юг.

Как их называют?

-Зимующие птицы

А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие

пернатые?

Для чего нужны в природе птицы?

-Птицы радуют нас своим внешним видом, повадками, наполняют наш мир

удивительными звуками- трелями. Птицы – санитары леса. Они  способствуют размножению растений.(ответы детей)

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснѐт

солнечный луч и осветит запорошенные снегом деревья. И среди

белоснежных хлопьев мы видим на ветвях необыкновенные «цветы». Это

птицы зимнего леса. Вы с ними хорошо знакомы и легко узнаете их по

описанию. Как думаете? Справимся с заданием?

IV. практический

Работа группами « Опиши птицу».

Воробей - Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к концу заострѐнный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг

к другу, нахохлившись.

Синица.  Это красивая птица. У неѐ на голове черная шапочка, щечки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелѐная, а брюшко желтое.

Дятел.  У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья и хвост – черные; спина голубовато –серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным  крестообразным клювом.

Сорока. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый

Ворона. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и шея- черные, а остальное тело – серое.

Довольна вашими рассказами.

 Работа с презентацией. Игра «Угадай, чей голосок»

Вы уже много узнали о жизни пернатых обитателей нашей местности. А

теперь попробуйте узнать их по голосу.

(После прослушивания записи голоса птицы, ребята отгадывают название

птицы, а воспитатель дополняет ответы по каждой птице.)

 Воробьи спокойно переносят холод.

 Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама.

Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых,

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках.

У дятла красивое пестрое оперение: верх тела чѐрный, на голове и шее белые

пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные.

Это одна из очень полезных птиц наших лесов; в отличие от других, он никуда не улетает на зиму. Работает круглый год по уничтожению вредителей.

Снегирь- нарядная птица.

Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем

спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С

приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Сорока- черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом.

Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и

галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

 Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или

голод? Почему?

-Холод, зима.

Зимой, когда на землю и деревья ляжет толстый слой снега, для птиц

наступает очень трудное время – настоящая голодовка. Конечно, им страшен

сильный мороз, но обычные зимние морозы сытая птица переживает

спокойно. Усядется где–нибудь в укромном местечке, распушит свои

перышки, чтобы было потеплее и переждет мороз. А вот без еды птице беда.

В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы

замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому у

них одна надежда – на людей. Не зря зимой лесные птицы перебираются

поближе к человеческому жилью.

Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?

-разложить корм на снегу, повесть кусочки сала.(ответы детей)

Правильно, но лучше сделать для них кормушки.

Где лучше  развешивать кормушки?

-в доступном и спокойном месте, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм (ответы детей)

А сейчас послушайте стихотворение  «Новая столовая», которое выучила Настя.

Мы кормушку смастерили,  мы столовую открыли.

 Гости в первый день недели к нам синицы прилетели

Воробей, снегирь – сосед, а во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. Голубь лакомился кашей, а в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей будет вам зимой обед.

А в субботу на пирог налетело семь сорок. (З. Александрова)

Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?

-крошки хлеба, зерно, просо, сало, кашу.

А ещѐ что мы можем предложить нашим пернатым друзьям?

Творческая мастерская

Зарисовки кормушек  детьми.

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

V. Рефлексивно-оценочный

Встаньте, закройте глаза. На правую ладонь мысленно положите знания,

которые были у вас о жизни зимующих птицах до этого занятия, а на левую

– те, которые получили сегодня. Соедините ладошки в «хлопке» и

скажите друг другу «спасибо». На следующих мероприятиях мы узнаем, кто какой корм предпочитает из этих зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...