зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Разработка занятия по окружающему миру для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Зимующие птицы нашего края»
(подготовительная группа)
Задачи:
Способствовать расширению знаний о жизни зимующих птиц в
нашей климатической зоне.
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их
значении для природы; о видах кормушек и о кормах,
используемых для подкормки зимующих птиц;
Содействовать воспитанию чувства ответственности за жизнь
пернатых.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран проекционный,
презентация «Зимующие птицы нашего края», группа украшена снежинками и картинами с изображением зимней природы и зимующих птиц, конверты с заданиями для групповой работы, образцы корма, справочная литература, книги «Зеленые страницы», «Лесная газета».
Ход НОД
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычное занятие. Какое время года?
-Зима.
Она все заколдовала и покрыла снежным покрывалом.
II. Мотивационно- ориентировочный
Посмотрите, какие следы на снегу. Кто рисует на снегу длинные цепочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки?
-Птицы, ворона, воробей, дятел.
(Ответы детей)
Давайте, отгадаем загадки про птиц.
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Всѐ время стучит, Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зѐрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
III. Поисковый
Что объединяет всех птиц?
-Птицы, которые не улетают на юг.
Как их называют?
-Зимующие птицы
А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие
пернатые?
Для чего нужны в природе птицы?
-Птицы радуют нас своим внешним видом, повадками, наполняют наш мир
удивительными звуками- трелями. Птицы – санитары леса. Они способствуют размножению растений.(ответы детей)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснѐт
солнечный луч и осветит запорошенные снегом деревья. И среди
белоснежных хлопьев мы видим на ветвях необыкновенные «цветы». Это
птицы зимнего леса. Вы с ними хорошо знакомы и легко узнаете их по
описанию. Как думаете? Справимся с заданием?
IV. практический
Работа группами « Опиши птицу».
Воробей - Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к концу заострѐнный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг
к другу, нахохлившись.
Синица. Это красивая птица. У неѐ на голове черная шапочка, щечки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелѐная, а брюшко желтое.
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья и хвост – черные; спина голубовато –серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый
Ворона. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и шея- черные, а остальное тело – серое.
Довольна вашими рассказами.
Работа с презентацией. Игра «Угадай, чей голосок»
Вы уже много узнали о жизни пернатых обитателей нашей местности. А
теперь попробуйте узнать их по голосу.
(После прослушивания записи голоса птицы, ребята отгадывают название
птицы, а воспитатель дополняет ответы по каждой птице.)
Воробьи спокойно переносят холод.
Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама.
Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых,
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках.
У дятла красивое пестрое оперение: верх тела чѐрный, на голове и шее белые
пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные.
Это одна из очень полезных птиц наших лесов; в отличие от других, он никуда не улетает на зиму. Работает круглый год по уничтожению вредителей.
Снегирь- нарядная птица.
Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем
спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С
приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока- черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и
галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или
голод? Почему?
-Холод, зима.
Зимой, когда на землю и деревья ляжет толстый слой снега, для птиц
наступает очень трудное время – настоящая голодовка. Конечно, им страшен
сильный мороз, но обычные зимние морозы сытая птица переживает
спокойно. Усядется где–нибудь в укромном местечке, распушит свои
перышки, чтобы было потеплее и переждет мороз. А вот без еды птице беда.
В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы
замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому у
них одна надежда – на людей. Не зря зимой лесные птицы перебираются
поближе к человеческому жилью.
Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?
-разложить корм на снегу, повесть кусочки сала.(ответы детей)
Правильно, но лучше сделать для них кормушки.
Где лучше развешивать кормушки?
-в доступном и спокойном месте, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм (ответы детей)
А сейчас послушайте стихотворение «Новая столовая», которое выучила Настя.
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Гости в первый день недели к нам синицы прилетели
Воробей, снегирь – сосед, а во вторник, посмотри,
Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. Голубь лакомился кашей, а в четверг со всех краев стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей будет вам зимой обед.
А в субботу на пирог налетело семь сорок. (З. Александрова)
Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?
-крошки хлеба, зерно, просо, сало, кашу.
А ещѐ что мы можем предложить нашим пернатым друзьям?
Творческая мастерская
Зарисовки кормушек детьми.
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
V. Рефлексивно-оценочный
Встаньте, закройте глаза. На правую ладонь мысленно положите знания,
которые были у вас о жизни зимующих птицах до этого занятия, а на левую
– те, которые получили сегодня. Соедините ладошки в «хлопке» и
скажите друг другу «спасибо». На следующих мероприятиях мы узнаем, кто какой корм предпочитает из этих зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...